Персональный сайт - челове и общество 5
Суббота, 23.09.2017, 22:52
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

челове и общество 5


3. Самосознание индивида и социальное поведение.

3.1.  Самосознание.

Блез Паскаль (1623-1662):

«Человек – всего лишь тростник, слабейший из творений природы, но он тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью, и что слабее Вселенной, а она ничего не осознаёт».

3.1.1. Что такое самосознание?

Самосознание – осознание человеком себя как личности, своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в отношения с другими людьми и с природой, нести ответственность за принятые решения и действия.

В данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе.

3.1.2. Самооценка.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

В формировании самооценки важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть.

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЕ

Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то, например успеха, либо снизив уровень притязаний.

3.1.3. Что влияет на формирование самосознания?

1) Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

2) Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

3) Оценка результатов своей деятельности.

3.1.4. Функции самосознания:

1) самопознание – получение информации о себе;

2) эмоционально-ценностное отношение к себе;

3) саморегуляция поведения.

3.1.5. Этапы развития самосознания.     

1) Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

2) К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

3) К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

4) Подростковый и юношеский возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция.

3.2. Я-концепция.

3.2.1. Что такое Я-концепция?

Я - концепция – система представлений человека о самом себе.

Я-концепция имеет два главных аспекта: самосознание и самооценку.

Я-концепция состоит из многочисленных образов-Я.

3.2.2. Классификация я-образов.

1) По временной отнесенности: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее или, еще более дробно, Я в 15 лет, Я в 30 лет и т. д.

2) По содержанию: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное, Я – экзистенциальное (оценка себя в аспекте жизни и смерти).

3) По источнику информации: Я глазами мамы, Я глазами друга и т. д.

3.3. Идентичность.

3.3.1. Идентичность – субъективное переживание человеком своей индивидуальности.

Идентичность:

1) опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается совершать в будущем.

2) предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе.

3) позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.

3.3.2. Способы обретения идентичности:

1) диффузная идентичность (отсутствие у подростка профессиональных и идеологических моделей своего будущего и озабоченности проблемой выбора);

2) предрешенная идентичность (подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих);

3) отложенная идентичность (подросток переживает кризис, но не может сделать важный для выбор, откладывая его на будущее);

4) реализованная идентичность (подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно).

3.4. Социальное поведение.

3.4.1. Деятельность и поведение.

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определённого влияния на окружающих людей и общество в целом.

Если деятельность состоит из действий, то поведение из поступков. Поведение человека – это внешнее проявление его деятельности, его отношения к обществу.

В основе социального поведения лежат принятые в обществе образцы (нравы и обычаи).

Нравы – такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определённого круга людей под влиянием привычек.

Обычаи – неуклонное следование предписаниям воспринятым из прошлого.

3.4.2. Макс Вебер о социальных действиях.

В  зависимости  от  мотивов  действия  делятся  на:

1) целерацональные (поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты);

2) ценностно-рациональные (действие подчинено принципам, заповедям, требованиям);

3) аффективные (индивид действует под влиянием аффекта);

4) традиционные (действие основано на длительной привычке). 

3.4.3. Виды социального поведения:

1) массовое;

2) групповое;

3) просоциальное;

4) антисоциальное;

5) помогающее;

6) девиантное (отклоняющееся);

7) противоправное.

4. Мировоззрение, его виды и формы.

4.1. Что такое мировоззрение?

4.1.1. Мировоззрение - целостная совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру.

4.1.2. Термины, близкие по значению.  

1) Мироощущение – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств.

2) Мировосприятие – мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам. 

3) Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

4) Менталитет – это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность.    

4.1.3. Чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека?

1) Мировоззрение представляет собой взгляд человека не на отдельную сторону мира, а на весь мир в целом.

2) Мировоззрение отражает отношение человека к миру.

4.1.4. Из каких элементов состоит мировоззрение?

Знания, убеждения, установки, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.

4.1.5. Субъекты (носители) мировоззрения:

1) отдельный человек;

2) группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные);

3) общество в целом.

4.1.6. От чего зависит мировоззрение?

Каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои ценности.

4.2. Классификация типов мировоззрения:

4.2.1. Версия №1:

1) теоцентризм;

2) природоцентризм (космоцентризм, космизм);

3) антропоцентризм;

4) социоцентризм;

5) знаниецентризм (наукоцентризм, сциентизм).

Теоцентризм – понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

Космоцентризм – система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.

Восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях характерно для древнегреческой философии.

Русский космизм - мировоззрение, возникшее в России в конце 19 - начале 20 вв.:

1) синтетическое видение реальности;

2) восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, высшая в конечная цель всего мироздания.

Социоцентризм – мировоззрение, согласно которому общество является более значимой реальностью, чем составляющие его индивиды;

Сциентизм – мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как о высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, как о главном факторе общественного прогресса и основном средстве решения экологических и социальных проблем.

4.2.2. Версия №2.

1) Обыденное мировоззрение:

+ опирается на непосредственный жизненный опыт человека;

– мало использует опыт других людей, опыт науки, культуры, религии.

2) Религиозное мировоззрение:

+ тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на удовлетворение духовных потребностей человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей; 

– непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки.

3) Научное мировоззрение:

+ прочная научная обоснованность, реальность целей и идеалов, связь с производственной и социальной деятельностью людей;

– недостаточно внимания уделяется изучению духовного мира человека.

4.3. Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей?

1) Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.

2) Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.

3) Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.

8. Потребности и интересы.

8.1. Мотив и потребности.

Мотив – 1) побудительная причина, повод к какому-нибудь действию; 2) материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Мотив – одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности – наряду с потребностями, интересами, установками, идеалами, убеждениями, влечениями, эмоциями, инстинктами.

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребность обычно направлена на какой-либо предмет.

8.2. Классификация потребностей.

Версия №1:

1) биологические потребности (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);

2) социальные потребности (нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании её достоинств);

3) идеальные потребности (познание окружающего мира в целом и в его частностях, осознание своего места в этом мире, поиски смысла своего существования).

Версия №2.

Абрахам Маслоу (1908 – 1970):

1) физиологические;

2) экзистенциальные;

3) социальные;

4) престижные;

5) духовные.

Первые два типа потребностей – первичные (врождённые), а следующие три – вторичные (приобретённые). Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Ложные, мнимые потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.

Что является источником ложных потребностей?

Отчуждение – процесс превращения деятельности людей и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ними и враждебную им.

Причины отчуждения: 1) тотальное распространение частной собственности; 2) роботизация и компьютеризация производства; 3) всевластие бюрократии; 4) социальное неравенство и эксплуатация; 5) абсолютизация духовных сил человека.

8.3. Интересы.

Интересы направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными эти предметы. Интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные.

Интерес – реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т. п. –   участвующих в них индивидов, социальных групп

8.4. Влечения.

Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность субъекта, - уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей.

     



Copyright MyCorp © 2017