Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - человек 1
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 25.06.2017, 01:23
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

человек 1


     5. Виды знаний. 
     5.1. Место знания в духовной жизни человека.
     5.1.1. Знание и мнение.
     Античная философия считала, что мнение строится на чувстве, поэтому оно касается единичных предметов и характеризуется изменчивостью и относительностью. В отличие от мнения, в знании схватываются не единичные, а общие свойства, в силу чего знание обладает всеобщим характером и неизменностью. 
     5.1.2. Знание и вера. 
     Знание связано с доказательством. Вера не требует доказательств, и тем самым принципиально отличается от знания. 
     5.1.3. В Новое время под влиянием успехов естественных наук знание понимается как научное знание. Понятия знания, истины и науки были фактически отождествлены. 
     !!! Знание = наука.  
     5.1.4. Современная философия постепенно отказывается от отождествления знания и науки. Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания.  
     !!! Знание
> наука.  
     Сегодня в качестве относительно самостоятельных способов познания наряду с наукой рассматриваются такие виды знания, как обыденное, художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, оккультное, паранормальное, медитативное.
     5.2. Виды знания.
     5.2.1. Классификация № 1.
     Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии, искусству и т.д. соответствуют специфические формы знания.  
      1) Миф – (от греч. mythos – предание, сказание) – повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. 
     Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы: 
     1) мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы);
     2) эсхатологические мифы;
     3) человека (антропогонические мифы);
     4) о происхождении солнца (солярные мифы);
     5) луны (лунарные мифы);
     6) звезд (астральные мифы);
     7) мифы о животных;
     8) календарные мифы;
     9) мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия);
     10) мифы об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. 
     Эсхатология (от греч. eschatos – крайний, последний и logos – учение) – учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели космоса и истории и их конце.
     Особенности мифологического познания
     1) очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация); 
     2) нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); 
     3) поиск целенаправленной воли (телеологизм); 
     4) идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе; 
     5) восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических (дуализм). 
     Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). 
     2) Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
     «Я есмь путь и истина и жизнь» (Евангелие от Иоанна, 14, 6), т. е. Я есмь метод (путь) познания истины; Я есмь сама воплощенная истина (все, что Я говорю, – истина, ибо Я открываю людям волю Бога, Отца Моего) и Я есмь жизнь (без Меня не может быть жизни).
     При вере в Бога не получается никаких противоречий в процессе построения целостного мировоззрения, а главное – открывается единственная возможность познания абсолютной истины, которую так жаждет познать человек.
     3) Практическое знание – знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают материалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятельности.
     4) Народная мудрость, здравый смысл.
     Здравый смысл – общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом.
     5) Искусство – отражение окружающей действительности в художественных образах. 
     Особенности искусства как формы познания.
     1) Образность и наглядность.
     Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке.
     2) Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов
(слово, цвет, звук)
     3) Воображение и фантазия познающего субъекта. 
     6) Паранаука – околонаучное знание.
     Особенности: туманность и загадочностью сведений; претензия на универсальность; нетерпимость к традиционной науке; обращение не к профессионалам, а к массам, прессе и т. п.
     5.2.2. Классификация № 2:
     1) житейское знание (основано на здравом смысле и обыденном сознании, сводится к констатации фактов и их описанию); 
     2) научное; 
     3) практическое; 
     4) художественное; 
     5) рациональное (отражение реальности в логических понятиях и категориях); 
     6) иррациональное (предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, аномальные явления, не укладывающиеся в законы логики и науки); 
     7) личностное (зависит от способностей субъекта и особенностей его интеллектуальной деятельности).
Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и правил построения знания.
     5.2.3. Классификация № 3
     Основание: степень близости (удалённости) к научному знанию.  
     Вненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое находится в противоречии с существующей картиной мира.
     Формы вненаучного знания: донаучное; ненаучное; паранаучное; лженаучное; квазинаучное; антинаучное; псевдонаучное; эзотеризм.
 
     6. Понятие истины, её критерии. 
     6.1. Познание.
     6.1.1. Гносеология – учение о сущности, закономерностях и формах познания.
     6.1.2. Познание и знание.
     Познание – процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. 
     Знание – 1) проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека; 2) (в широком смысле) любого рода информация.
     6.1.3. Субъект и объект познания
     Процесс познания предполагает наличие !!! двух сторон: 1) познающего человека (субъекта познания) и 2) познаваемого предмета (объекта познания).
     Субъект познания – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
     Представление, что познающий разум пассивно созерцает мир и таким путём познаёт его, сложилось в XVII веке (Джон Локк).
     В XVIII в. Иммануил Кант обосновал иной взгляд, согласно которому познать сущность вещи можно лишь через активную деятельность субъекта познания. Результаты познания отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, ранее накопленный опыт).
     Объект познания (от лат. objectum – предмет) – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. 
     Субъект – активно действующее в познании творческое начало. Объект – то, что противостоит субъекту и на что, собственно, направлена его познавательная деятельность. 
     6.2. Формы (источники, ступени) познания.
     6.2.1. Чувственное, опытное познание.
     Формы чувственного познания:  
     1) Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. 
     2) Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. 
     3) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.
     6.2.2. Рациональное, логическое познание (мышление).
     Формы рационального познания:
     1) Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений. 
     2) Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объектах познания. Пример: зубы млекопитающих имеют корни.
     3) Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения. 
     Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. 
     Виды умозаключений:
     1) дедуктивные, 2) индуктивные, 3) традуктивные (по аналогии).
     6.2.3. Интуиция – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
     6.3. Источники познания: разум, чувство или интуиция
     6.3.1. Рационализм – философское учение, признающее разум основой познания и поведения людей (Декарт, Лейбниц). 
     6.3.2. Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
     6.3.3. Интутивизм – течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.
     6.4. Истина.
     6.4.1. Что такое истина?
     1) классическая (корреспондентная) теория истины (Аристотель, Маркс).
     Истина – соответствие (корреспондирование) между фактами и высказываниями об этих фактах. 
     Истина – это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.  
     2) когерентная теория истины (Спиноза, Лейбниц). 
     Истина – согласованность суждения и убеждения со всеми высказываниями, суждениями или убеждениями, входящими в систему, к которой принадлежит данное суждение.
     3) Конвенционализм
     Анри Пуанкаре
     «Основные положения геометрии Евклида суть не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны». 
     Конвенция – соглашение.  
     4) Прагматизм: истинные убеждения (представления, верования) – это такие убеждения, которые приводят к действиям, ведущим к желаемым или успешным результатам.
     6.4.2. Объективная, абсолютная и относительная истина.
     Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека.
     Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент званий, который не может быть опровергнут в будущем. 
     Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. 
     Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину.  
     6.4.3. Существует ли истина
     Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира.  
     Противоположностью агностицизма является гносеологический оптимизм.
     Оптимизм – представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро; радостное восприятие жизни, проникнутое верой в разумное и справедливое лучшее будущее. 
     Аргументы гносеологического оптимизма:
     1) ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности;
     2) общезначимость получаемых в процессе познания результатов;
     3) невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира;
     4) практика как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п.  
     6.4.4. В чём причина относительности человеческих знаний
     1) Мир бесконечно изменчив. 
     2) Познавательные возможности человека ограничены. 
     3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента.
     4) Особенности познавательной деятельности человека. 
     6.4.5. Что является критерием (мерилом) истины?
     Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или клас-сификация чего-либо.
     Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.
     1) Эмпиризм: данные чувственного опыта;
     2) Рационализм: очевидность, которая достигается путём интеллектуальной интуиции (Декарт), «врождённые интуиции» (Лейбниц), логическая непротиворечивость теории;
     3) Конвенционализм: удобство и простота теории; 
При таком подходе вопрос об истинности или ложности наших знаний вообще устраняется.
     4) Прагматизм: истина – полезность или работоспособность идеи: «… истинное – это просто выгодное в образе нашего мышления»;
     5) Марксизм: критерием истины является !!! практика = материальное производство + научный эксперимент.
     Практика – материальная, целеполагающая деятельность людей. 
     Функции практики в процессе познания:
     1) исходный пункт, источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки);
     2) основа познания (именно благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира);
     3) практика является движущей силой развития общества;
     4) практика – цель познания (человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности);
     5) практика – критерий истинности познания. 
      Основные виды практики: 1) научный эксперимент, 2) производство материальных благ и 3) социально-преобразующая деятельность масс. 
     !!! Практика 1) не охватывает весь реальный мир, к тому же 2) практическое подтверждение какой – либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не означит, что данная теория не является истиной. 3) Такой критерий истины относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.
     Идея взаимодополняемости критериев истины: ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний. 

     13. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.  
     13.1. Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. 
     Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.
     13.1.1. Особенности (признаки) научного познания:
     1) принцип объективности (научное познание должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле); 
     2) рационалистическая обоснованность
     3) системность знания (не только упорядочено, но и выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия); 
     4) принципиальная проверяемость (средствами проверки могут быть научное наблюдение, практика, логические рассуждения).
     13.1.2. Функции науки
     1) познавательная; 
     2) практически-деятельностная; 
     3) культурная; 
     4) культурно-мировоззренческая; 
     5) социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).  
     13.2. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический.
     13.2.1. Отличия:
     1) Эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению (с предметом взаимодействуют непосредственно или с помощью приборов); теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта; 
     2) по содержанию знания = целям научного познания = характеру полученного знания:
     на эмпирическом уровне знание представлено научными фактами (события, физические процессы) и эмпирическими законами, на теоретическом – научными понятиями, гипотезами, принципами, законами; 
     3) по методам исследования
     эмпирический уровень: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, сравнение; 
     теоретический уровень: формализация, математизация, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация; 
     4) по степени систематизации
     эмпирические знания фрагментарны, а теоретические знания представляют более систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта.
     13.2.2. Эмпирический уровень.
     1) Факт – знание, достоверность которого доказана.
     2) Эмпирический закон – закон, справедливость которого была установлена не из теоретических соображений, а из опытных данных, называют эмпирическим законом. 
     13.2.3. Теоретический уровень.
     1) Проблема – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. 
     2) Гипотезапредположение о закономерной (причинной) связи явлений.
     3) Теориясистема основных идей в той или иной отрасли знания.
     4) Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. 
     13.3. Методы научного познания.
     Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. 
     13.3.1. Эмпирические методы:
     1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) классификация, 4) измерение, 5) систематизация, 6) сравнение, 7) описание.
     13.3.2. Теоретические методы: 1) единство исторического и логического; 2) восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; 3) формализация; 4) математизация.
     13.3.3. Универсальные методы: 1) анализ и синтез, 2) дедукция и индукция, 3) аналогия, 4) моделирование, 5) абстрагирование, 6) идеализация.
     1) Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.
     Синтез – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).
     2) Дедукция – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.
     Индукция – метод исследования и способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.
     3) Аналогия – логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. 
     4) Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. 
     На идее моделирования базируется !!! любой метод научного исследования – как теоретический (знаковые, абстрактные, идеальные модели), так и экспериментальный (предметные модели).  
     Идеальными моделями являются, по существу, все компьютерные программы. Экспериментирование с такими моделями практически ни в чём не ограничено.
     5) Абстрагирование – мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными. 
     6) Идеализация – процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»).
     13.4. Как развивается научное знание?
     13.4.1. Кумулятивизм (лат. cumulatio – увеличение): развитие науки есть постепенное накопление фактов и теорий. 
     13.4.2. Антикумулятивизм (Томас Кун): развитие науки есть смена парадигм. 
     Парадигма – теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. 
     В роли физической парадигмы в своё время выступали физика Аристотеля, геоцентрическая система Птолемея, физика Ньютона. 
На стадии нормальной науки учёные действуют в рамках принятой парадигмы. Накопление фактов, не объяснимых с точки зрения старой парадигмы, ведёт к революции в науке = смене парадигмы. 
    13.5. Когда и где возникла современная наука
     1) Наука сформировалась ещё в доисторические времена с возникновением у древних людей первых знаний об окружающем мире. 
     2) Эдмунд Гуссерль. «Кризис европейского человечества и философия» (1935):
     «Духовная Европа имеет место рождения… Это древнегреческая нация VII и VI столетий до Рождества Христова».
     3) Современная наука создавалас в XVI-XVII вв., когда Коперник, Кеплер, Галилей стали применять подлинно научные – экспериментальные и математические – методы исследования природы. 
     13.6. Современная наука.
     13.6.1. Всеохватность науки.
     13.6.2. Принципиальная незавершённость
     13.6.3. Дифференциация (разделение единого знания на множество наук) и интеграция (объединение различных наук) научного знания
     Дифференциация наук позволяла добывать более глубокие знания об изучаемых объектах. Вместе с тем нарастала потребность в интеграции научного знания. !!! Особенно остро недостаток интеграции научного знания ощущался в изучении человека. 
     Интеграции научного знания препятствует
     1) дефицит объединяющих научных идей; 
     2) бурный рост специализированного научного знания, который не позволяет ученым стать специалистами по целому ряду научных дисциплин.
     13.6.4. Большая наука. Наука как производительная сила
     С превращением науки в непосредственную производительную силу связан переход от «малой науки» к «большой науке».
     Вплоть до конца 19 в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству. Затем 1) развитие науки начинает опережать развитие техники и производства. 
     Современная наука 2) все глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами, пронизывая собой не только промышленное и с.-х. производство, но и политику, административную и военную сферу. Наука как социальный институт 3) становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления.
     Научно – техническая революция (НТР) – третья по счету после аграрной (неолитической) революции и промышленного переворота Великая революция в развитии производительных сил, представляющая собой коренной, качественный скачок в развитии современных производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. 
      Главные направления НТР
     1) комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ; 
     2) открытие и использование новых видов энергии; 
     3) развитие биотехнологии; 
     4) создание и применение новых видов конструкционных материалов.
     Этапы НТР
     Первый этап.
     40-е г. XX в. – телевидение, транзисторы, компьютеры, радар, ракеты, атомная бомба, синтетические волокна, пенициллин;
     50-е гг. – водородная бомба, искусственные спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, электроэнергетическая установка на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением (ЧПУ);
     60-е гг. – лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы.
     Второй этап.
     70-е гг. – микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнология;
     80-е гг. – сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез.
     Научно – технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. 
     13.7. Наука и человек.
     13.7.1. Социальная ответственность науки.
     Уже в послевоенное время (1945 – 1970) учёные осознают потенциально неблагоприятные последствия некоторых из своих достижений и открытий.
     Пагуошское движение – общественное движение ученых за мир, разоружение, международную безопасность и научное сотрудничество. 1-я конференция в Пагуоше (Канада) в 1957.
     Азиломарская конференция – конференция по генной инженерии 1975 г., на которой был поднят вопрос о возможности создания потенциально опасных микроорганизмов путем техники рекомбинации ДНК => необходимость всемирного моратория на такие эксперименты.
     13.7.2. Почему в наши дни возрастает влияние альтернативных науке взглядов и установок
     1) В XX в. наука обнаружила свое бессилие в решении ряда важных для человечества проблем, более того, стала источником многих новых затруднений, ведя западную цивилизацию к упадку.
     2) Человечество, подобно маятнику, постоянно переходит из фазы предпочтения рационального мышления и науки в фазу упадка рационализма и усиления тяги к вере и откровению.
     3) Цивилизация устала от бремени выбора и ответственности. Предопределенность астрологии предпочтительнее научного критицизма и постоянных сомнений. 
     13.8. Социальное и гуманитарное познание.
     13.8.1. В чём состоит отличие социальных наук от наук о природе
     В начале XX века была поставлена проблема применимости методов, используемых в науке о природе, к сфере человеческого существования. Можно ли прибегнуть в этой сфере к методам, проявившим себя в области науки о природе?
     Действуют ли в социальной действительности объективные, т.е. независимые от сознания людей, законы развития? Можно ли считать, что общественные науки дают точные и объективные знания о мире?
     1) Дильтей Вильгельм (1833-1911): понимание есть специфический метод наук о духе (в отличие от наук о природе):
     «Природу мы объясняем, а психическую жизнь понимаем».
     2) Риккерт Генрих (1863 – 1936): 
     Метод естествознания, направленный на общее (закон), противоположен методу исторических наук, выясняющему единичные, неповторимые явления и события.
     13.8.2. Объяснение и понимание
     Объяснение – функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта (постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект). 
     Понимание – способность осмыслять, постигать содержание, смысл объекта как целого, значение чего-нибудь.
     13.8.3. Особенности социального (в широком смысле) познания (социальное познание в узком смысле + гуманитарное познание):  
     1) Субъект познания (общество) и объект познания (общество) совпадают. 
     2) Сложность объекта познания (каждое событие социальной жизни неповторимо и отличается от других).
     3) Возможности наблюдения и эксперимента ограничены:
     а) социальный эксперимент не должен нарушать деятельности социальной системы в целом или отдельных ее областей; 
     б) потери от отрицательных результатов при проведении социального эксперимента должны быть минимальными;
     в) воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно. 
     4) Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
     5) Социальное познание затрагивает интересы людей.  
     Идеология – система политических, экономических, социальных, правовых, философских, нравственных, религиозных, художественных взглядов и идей, отражающих интересы определенных классов, партий, наций, государств, групп людей. 
     6) Но как возможно научное изучение смыслов, мотивов, намерений человека? Ведь в отличие от объектов естественных наук они нематериальны и выражают человеческое отношение к объектам любого рода, а не объекты сами по себе.
     7) Невозможно полностью освободить язык социального познания от особенностей, присущих обыденному языку (многозначность терминов, их эмоционально-экспрессивная нагрузка, отсутствие строгих однозначных определений).
     13.8.4. Социальные факты.
     Виды социальных фактов:
     1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;
     2) продукты материальной или духовной деятельности людей;
     3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
     Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.
     Интерпретация – истолкование, объяснение.
     13.8.5. Конкретно – исторический подход
     1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
     2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
     3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
     
13.9. Классификация наук
     13.9.1. По предмету исследования. 
     Версия №1.
     1) Социальные науки: социология, психология, социальная психология, экономика, политология, антропология, этнография (наука о народах).
     2) Гуманитарные науки: философия, история, искусствознание, литературоведение.
     Социальные науки используют количественные (математико-статистические) методы, а гуманитарные – качественные (описательно-оценочные). Методом познания гуманитарных наук является понимание, главным методом естествознания и социальных наук – объяснение. Объяснение своей задачей имеет подведение частного под общее и установление причинно-следственных связей. Понимание призвано постичь смысл индивидуального и неповторимого.
     3) Естественные науки.
     4) Технические науки.
     Версия № 2.
     1) естественные;
     2) гуманитарные (социальные);
     3) технические;
     4) математические (геометрия, алгебра, логика, информатика, кибернетика).
     13.9.2. По связи с практикой:  
     1) фундаментальные науки (физика, химия и биология раскрывают структуру материального мира);
     2) прикладные науки (радиоэлектроника, биотехника и химия полимеров).

Copyright MyCorp © 2017