Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - человек и общество4
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 29.06.2017, 12:10
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

человек и общество4


     2. Общественное и индивидуальное сознание.
     2.1. Что такое сознание?
     2.1.1. Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
     2.1.2. Разумная способность сознание.
     Разумная способность как умение формировать знание об окружающем мире в различной степени обнаруживается и у животных.
     Но только человек обладает таким качеством, как умение контролировать и совершенствовать сам процесс формирования знания.
     Сознание – это способность контролировать свою деятельность с помощью анализа предшествующего опыта, способность переносить положительные итоги прежних опытов на текущую деятельность и планировать будущие действия с учётом достижений и ошибок.  
     2.1.3. Сознание и бессознательное.
     Сознание связано с бессознательным, которое нередко противопоставляется ему, причем бессознательному отводится решающая роль в жизни человека.
     2.2. Сущность общественного сознания.
     2.2.1. Парадокс общественного сознания.
     С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного.
     С другой стороны, хотя элементы общественного сознания носят нематериальный характер, они оказывают сильнейшее влияние на поведение отдельных людей и социальных групп при помощи различных знаковых систем.  
     С одной стороны, среда (общественное бытие) определяет общественное мнение (общественное сознание), а с другой стороны – общественное сознание определяет общественное бытие. В истории можно найти сколько угодно фактов, свидетельствующих в пользу как того, так и другого.
     2.2.2. Особенности общественного сознания.
     1) Общественное сознание обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия.
     2) Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого.
     3) Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества.  
     2.3. Структура общественного сознания.
     2.3.1. Версия №1 (специфика тех сторон действительности, которая отражается общественным сознанием).
     Формы общественного сознания:
     1) философия;
     2) политическое сознание;
     3) правовое сознание;
     4) мораль;
     5) искусство;
     6) наука;
     7) религия.
     2.3.2. Версия №2 (уровень, глубина отражения социальной действительности):
     1) общественная психология, обыденное сознание;
     2) идеология.
     Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.
     Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности.
     2.3.3. Версия №3 (свойства субъекта сознания):
     1) индивидуальное сознание;
     2) массовое сознание;
     3) классовое сознание.
     Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни.
     Массовое сознание отличается разорванностью, противоречивостью, способностью к быстрым, неожиданным изменениям.
     2.4. Как связано общественное сознание с индивидуальным?
     2.4.1. Между индивидуальным и общественным происходит постоянное взаимодействие.
     Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся общим достоянием, общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, нравы, искусство, науку, право, нормы поведения.
     Индивидуальное сознание вбирает далеко не все элементы общественного сознания.
     2.4.2. Противоречие между общественным и личным сознанием.
     Судьба великих исторических личностей свидетельствует о наличии противоречия между принятой в обществе системой духовных принципов и идеями отдельных граждан того или иного общества. Личности, опережающие время, вносят свой вклад в развитие общественного сознания.
     
     12. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. 
     12.1. Значения понятия «культура».  
     12.1.1. Слово культура происходит от лат. colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Цицерон – автор метафоры cultura animi, т.е. «культура (совершенствование) души», «духовная культура».
     В широком значении культура - 1) совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также 2) результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя.
     В узком значении !!! культура = духовная жизнь общества.
     12.1.2. Из чего состоит культура
     Культурные универсалии – типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах: 1) спорт, 2) украшения тела, 3) совместный труд, 4) танцы, 5) образование, 6) похоронные ритуалы, 7) обычай дарить подарки, 8) гостеприимство, 9) запрет кровосмешения, 10) язык, 11) религиозные обряды, 12) изготовление орудий труда и т. д.
     Слагаемые человеческой культуры – экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.
     12.1.3. Культурный лаг – относительно медленное продвижение или изменение одного аспекта культуры, например, запаздывание развития нематериальной культуры по сравнению с материальной, в частности, технологией.
     Закон культурного отставания – закон, согласно которому изменения в области материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в области нематериальной культуры. Нарушение равновесия в развитии культуры приводит к социальной дезорганизации, конфликтам, разрушению экологической среды и т. д.
     12.2. Основные подходы к пониманию культуры.
     12.2.1. Нормативный подход.
     Культура – ценности и нормы человеческого существования.
     Ценности – характеристика идей, явлений, предметов и их свойств с точки зрения их значения для человека или общества. 
     Виды ценностей: 1) вещные (приятное, полезное, пригодное); 2) логические (истина); 3) этические (добро); 4) эстетические (красота).  
     Признаки культурных ценностей
     1) устойчивость данной культурной ценности (она должна существовать на протяжении нескольких поколений); 
     2) признание на разных уровнях человеческого общества (уровень конкретной личности; уровень социальной группы; уровень общенациональный; уровень цивилизационный; уровень общечеловеческий); 
     3) культурная ценность может быть выражена только при помощи знаков и символов.  
     Проблемы данного подхода:
     Существуют ли общечеловеческие ценности?
     По поводу существования общечеловеческих культурных ценностей идут нескончаемые дискуссии. В настоящее время под ними чаще всего понимаются ценности европейской цивилизации. Однако из-за конфессиональных и национальных различий говорить о единых культурных общечеловеческих ценностях пока вряд ли возможно.
     
Культура: благо или зло?
     Часть философов считала культуру средством закабаления людей. Ницше и Лев Толстой провозгласили тезис о том, что человек по своей природе – существо антикультурное, а сама культура – это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другие учёные (Гердер и др.), наоборот, называли культуру средством облагораживания человека.
     12.2.2. Деятельностный подход.
     Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты (вторая природа).
     Вторичная (вторая) природа – совокупность материальных условий, созданных человеком в процессе его адаптации к естественным условиям.
     Артефакт культуры – искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание (созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги; феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор)
     Недостаток этого подхода: получается, что !!! любая деятельность человека подпадает под это определение. 
     !!! Вывод: существуют десятки (более 300) определений понятия «культура», но нет единственно верного и применимого во всех обстоятельствах определения данного понятия.
     12.3. Социальные функции культуры:  
     1) приспособление к окружающей среде (одежда, огонь); 
     2) накопление, хранения и передачи культурных ценностей; 
     3) целеполагание и регулирование жизни общества и деятельности человека; 
     4) социализация (даёт возможность человеку усваивать определённую систему норм, ценностей и знаний); 
     5) коммуникативная функция (обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями). 
     12.4. Формы и разновидности культуры:
     1) по связи с религией: религиозная и светская;
     2) по региональному признаку: культура Востока и Запада; 
     3) по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
     4) по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества; 
     5) по связи с территорией: сельская и городская культура; 
     6) по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.; 
     12.5. Народная, элитарная, массовая культура.
     12.5.1. Народная культура – наиболее 1) устойчивая часть национальной культуры, 2) источник развития и хранилище традиций. Это культура, 3) создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, 4) анонимна. 
     12.5.2. Элитарная культура – явление, противопоставляемое массовой культуре. Создаётся в расчёте на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Пруст, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Бергман, Тарковский; музыка: Шнитке).
     Признаки элитарной культуры
     1) высокий уровень (сложность содержания); 
     2) получение коммерческой выгоды не является непременной целью; 
     3) подготовленность аудитории к восприятию; 
     4) узкий круг создателей и аудитории; 
     5) определяет развитие всей культуры.  
     12.5.3. Массовая культура (поп-культура): 
     1) общедоступность; 
     2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); 
     3) серийность, тиражируемость; 
     4) пассивность восприятия; 
     5) коммерческий характер.
     Массовое общество – общество, характеризующееся: 1) стандартизацией производства и массовым потреблением; 2) возрастанием численности и роли среднего класса; 3) бюрократизацией общественной жизни; 4) распространением средств массовой коммуникации и массовой культуры; 5) конформизмом; 6) снижением роли первичных групп; 7) атомизацией; 8) деперсонализацией отношений.
     12.5.4. «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.
     12.6. Материальная (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовная (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культура.
     Основание разделения: характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.
     12.6.1. Духовная жизнь общества (духовная сфера общества) – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как 1) усвоение накопленных духовных ценностей, так и 2) творческое созидание новых.
     Структура духовной жизни общества:
     наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации.
     Духовная деятельность = духовно-теоретическая (мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы) + духовно-практическая (сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных духовных ценностей).
     12.6.2. Духовное производство и потребление.
     Духовно-теоретическая деятельность – это духовное производство (созидание) духовных ценностей.
     Особенности духовного потребления
     1) взаимосвязь духовных потребностей и духовных ценностей (духовные потребности в познании, красоте, общении вызывают к жизни соответствующие виды деятельности); 
     2) духовные ценности не исчезают в процессе потребления; 
     3) духовное потребление одновременно является и духовным производством.
     12.7. Развитие культуры.
     Развитие культуры – процесс двуединый = 1) суммирование, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т.е. создания традиций + 2) преодоление этих же традиций путём приращения культурного богатства, т.е. новаторства.
     Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. 
     Накопление (пути приращения) культурных ценностей
     1) по вертикали (преемственность, передача от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий); 
     2) по горизонтали (наследуются не отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение).
     12.8. Многообразие культур.
     12.8.1. Субкультура и контркультура.  
     Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе. 
     Контркультура – субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.).
     12.8.2. Сравнительный вклад отдельных культур в мировое культурное богатство.
     1) Некоторые исследователи отказываются от попыток сравнивать вес отдельных культур.
     2) Другие полагают, что значимость и степень развитости отдельных культур неодинаковы.
     Европоцентризм – различные концепции, пытающиеся представить Европу в качестве духовного центра планеты и образца для подражания в решении экономических, экологических, политических, социальных, национальных, этических, творческих, религиозных, демографических и иных общечеловеческих проблем.
     Америкацентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Америка. 
     Востокоцентризм – мировоззренческая установка (взгляд), согласно которой именно Восток, а не Европа является центром мировой культуры и цивилизации.  
     Афроцентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Африка.
     Негритюд (принадлежность к негритянской, чернокожей расе) – концепция особого самостоятельного духовного, культурного и политического развития африканских народов.
     12.9. Взаимодействие культур.
     12.9.1. Николай Данилевский о взаимодействии культур:
     1) колонизация (финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген); 
     2) «прививка черенка на чужое дерево» (эллинистическая культура Александрии внутри египетской культуры); 
     3) взаимный равноправный диалог (обмен ценностями).  
     12.9.2. Диалог культур – преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры.
     12.9.3. Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. 
     Глобализация культуры имеет 1) позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и 2) негативные стороны (потеря культурной самобытности, исчезновение национальной культуры).
     12.9.4. Культурный шок – первоначальная реакция индивидуального, группового или массового сознания на встречу с иной культурной реальностью. 
     Уровни (субъекты) культурного шока:
     1) индивид (ситуация индивидуальной эмиграции или туризма);
     2) социальная группа (ситуация массовой эмиграции, беженцев, принудительной высылки по национальному или религиозному признаку);
     3) общество в целом (ситуация культурной диффузии – попытка радикального преобразования социальной системы по образцу «чужой» культуры в результате внутреннего культурного кризиса или внешней культурной экспансии).
     Способы преодоления культурного шока:
     1) колонизация;
     2) гетто(т)изация: создание компактных мест проживания «чужих» (эмигрантов, беженцев, гастарбайтеров) или «местных» (индейцы США) носителей иной культуры, где они получают возможность сохранять и поддерживать свою культурную микросреду в жестких рамках локальных замкнутых пространств (гетто);
     3) ассимиляция: крайняя форма культурного конформизма, сознательный отказ от собственной культурной идентичности в пользу полного приспособления к «чужой» культуре.
     4) диффузия: совмещение элементов «своей» и «чужой» культур.
     Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
     12.9.5. Вестернизация и модернизация.
     Модернизация – 1) обновление, изменение применительно к новым, современным требованиям; 2) переход от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному.
     Вестернизация – разновидность модернизации, заимствование англо-американского или западноевропейского образа жизни, моделей поведения, духовных ценностей.
     Возможные ответы на влияние Запада (Хантингтон):
     1) отторжение (отказ от модернизации и вестернизации);
     2) модернизация без вестернизации;
     3) кемализм = вестернизация + модернизация;
     4) современная Россия: вестернизация без модернизации!!!
     12.9.6. Смерть Запада (Патрик Бьюкенен).
     В XX в. В США господствовала теория «плавильного котла», согласно которой в результате жизни в Америке все иммигранты утрачивают свою первоначальную национальную идентификацию и «переплавляются» в «американцев»; в результате возникает относительно однородная американская нация.
      В конце XX в. победила теория мультикультурализма.
     Мультикультурализм стал признанием того факта, что Америка больше не может объединить в одну нацию «белых», «черных» (политкорректно их именуют афроамериканцами), «латинос» (латиноамериканцев) и др. Этот процесс распада американской нации на отдельные этнокультурные группы и объединения разных групп небелого населения против «белых» был назван «культурной войной». Некоторые политики и социологи считают, что этот процесс приведет к ослаблению и распаду США, и это будет означать «смерть Запада».
     Мультикультурализм – признание культурного плюрализма и содействие ему. 
     12.9.7. Возможен ли синтез культур, создание общечеловеческой культуры?
     ДА!!!:
     1) Швейцер Альберт (1875-1965) – немецко-французский мыслитель. Исходный принцип мировоззрения – благоговение перед жизнью.
     2) Махатма Ганди (1869-1948) – духовный основатель независимой Индии. 

 
     14. Образование, его значение для личности и общества. 
     14.1. Образование – 1) процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями; 2) социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров. 
     Обучение больше связывают с приобретением точных знаний и практических умений, а воспитание – с развитием духовной культуры человека, выработкой определённых убеждений и разумного поведения, накоплением жизненного опыта.
     14.2. Функции образования
     1) экономическая (формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками); 
     2) социальная, личностная (социализация личности); 
     3) культурная (использование ранее накопленной культуры); 
     4) укрепление национальной безопасности (военной, экономической, экологической); 
     5) укрепление демократического общества
     14.3. Направления (тенденции) развития образования в современном мире:
     1) гуманизация предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам;
     2) гуманитаризация – усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин; 
     3) интернационализация
     4) компьютеризация (использование новых современных технологий обучения).  
     5) демократизация (доступность для широких слоёв населения);
     6) рост продолжительности образования;
     7) непрерывность (в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые виды работ, на новые технологии).
     14.4. Переход к практике непрерывного образования (век живи – век учись!). «Образование через всю жизнь» вместо «образования на всю жизнь». 
     Функции непрерывного образования:
     1) компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании);
     2) адаптивная (подготовка и переподготовка в условиях меняющейся ситуации);
     3) развивающая (удовлетворение потребностей творческого роста личности).
     Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
     14.5. Цели (тенденции) образования:
     1) научиться познавать, уменье учиться; 
     2) научиться делать, научиться работать, приобретать компетентность = практикоцентризм; 
     3) научиться жить вместе, сосуществовать (возрастание роли образования в формировании гражданских качеств личности); 
     4) повышение роли образования в раскрытии творческого потенциала личности. 
     14.6. Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. 
     Цели Болонского процесса
     1) построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
     2) формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
     3) обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
     4) повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
     14.7. Российская система образования:
     14.7.1. Ступени
     1) дошкольное образование; 
     2) общее образование: а) начальное общее; б) основное общее (5-9 классы); в) среднее (полное) общее (10-11 классы); 
     3) профессиональное: а) начальное профессиональное; б) среднее профессиональное; в) высшее профессиональное; г) послевузовское профессиональное (бакалавриат и магистратура).
     !!! Обязательным является среднее (полное) образование.
     14.7.2. Принципы:
     1) гуманистический характер; 
     2) приоритет общечеловеческих ценностей; 
     3) единство федерального образования при праве на своеобразие национального и регионального образования; 
     4) общедоступность; 
     5) приспособление системы образования к потребностям обучаемых; 
     6) светский характер государственного образования; 
     7) свобода и плюрализм; 
     8) демократический характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.  
     
     15. Религия. 
     15.1. Что такое религия
     Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. 
     Сакральное, священное, святое – религиозные ценности – вера, истины вероисповедания, таинства, церковь. Священное противопоставляется мирскому, не относимому к сфере религии. 
     !!! Священное ≠ сверхъестественное.
     Священное (сакральное) включает в себя признание его безусловной ценности для человека. Сверхъестественное есть то, что выходит за рамки естественного, природного хода вещей.
     15.2. Когда и почему возникла религия
     15.2.1. Натуралистическая гипотеза (Лукреций):
     Идея Бога и религия возникли в результате страха людей перед грозными явлениями природы, непонимания причин их возникновения, незнания законов природы.
     15.2.2. Анимистическая гипотеза (Эдуард Тэйлор): 
     Пытаясь объяснить сон, сновидения, болезни, обморок, смерть «дикари – философы» додумались до идеи души как маленького двойника, сидящего в каждом человеке, а затем, по аналогии, приписали такие же души и животным, растениям, неживым предметам; так постепенно сложилась вера в одушевленность природы, сделавшая возможным появление мифологии, а впоследствии породившая и высшие формы религии.
     15.2.3. Гипотеза Фейербаха (1804 – 1872):
     Бог и боги – это олицетворенные проекции свойств человека и природы, превращенные человеческой мыслью в самостоятельные существа.
     15.2.4. Социальная гипотеза:
     Возникновение религии обусловлено:
     а) социальным фактором – в первобытном обществе – чувством бессилия человека в борьбе с природой, в классовых обществах – чувством бессилия перед социальным гнетом;
     б) гносеологическим фактором – умением «формулировать весьма отвлеченные понятия», когда «у человека развивается способность к абстрактному мышлению».
     Абстрактное же мышление ведёт к возникновению в человеческом сознании «фантастических отражений реальной действительности», т. е. сверхъестественных, религиозных образов.
     15.2.5. Богословский взгляд на происхождение религии.
     С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. 
     Павел Флоренский: религия является исходной точкой в возникновении культуры, культура является продуктом распада религиозного культа. 
     15.3. Состав (структура) религии
     1) учение (догматика); 
     2) культ – система ритуальных действий; 
     3) религиозное сознание, вера – особый комплекс религиозных переживаний; 
     4) организационное объединение верующих (церковь и секты).
     15.4. Признаки религиозного сознания
     1) вера в существование сверхъестественного начала; 
     2) признание его высшей ценностью, священным; 
     3) убеждённость в возможности общения с объектом религиозного поклонения через совершение культовых действий; 
     4) чувство зависимости (страх, смирение) от объектов религиозного поклонения; 
     5) осознание требований со стороны высшего начала и ответственности, связанной с выполнением или невыполнением этих требований; 
     6) стремление умилостивить божество, компенсировать своё непослушание покаянием или жертвоприношением. 
     !!! Но: в ряде религиозных учений вера в Бога отсутствует и упор делается на абсолютные возможности, заложенные в самом человеке (буддизм). В Китае при обилии религий нет слова «Бог».
     15.5. Уровни религиозного сознания
     1) массовое религиозное сознание, религиозная психология (религиозные представления и чувства верующих); 
     2) рационально оформленное сознание; 
     3) религиозная идеология (богословие, теология) – систематизированное изложение принципов религиозной веры.  
     15.6.
Организационные формы религии
     15.6.1. Церковь – иерархическая религиозная организация духовенства и верующих, основанная на общности религиозных догматов и культовой системы; 
     15.6.2. Секта – это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью.
     15.7. Функции религии
     1) регулятивная, воспитательная; 
     2) мировоззренческая; 
     3) коммуникативная; 
     4) компенсаторная; 
     5) фактор интеграции / дезинтеграции общества; 
     6) культурная.  
     15.8. Классификация религий
     15.8.1. (по степени, масштабам влияния): 
     1) родоплеменные примитивные верования (тотемизм, анимизм, магия, фетишизм); 
     2) национально-государственные религии (индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм, сикхизм); 
     3) мировые религии (христианство, буддизм, ислам).
     Численность: иудаизм (14 млн.), индуизм (550 млн.), конфуцианство (более 300 млн.), даосизм (более 50 млн.), синтоизм (60 млн.), христианство (более 1 млрд.), буддизм (около 300 млн.), ислам (более 500 млн.).
     15.8.2. 1) политеизм и 2) монотеизм.
     Политеизм – многобожие, вера во многих богов.
     Монотеизм – единобожие, система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге: иудаизм, христианство и ислам.
     15.9. Родоплеменные примитивные верования (племенные религии).
     15.9.1. Тотемизм – верования и обряды, связанные с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами – видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема.
     15.9.2. Анимизм – вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.
     15.9.3. Фетишизм – культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Сохранившиеся черты – вера в амулеты, обереги, талисманы.
     15.9.4. Магия – обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.
     Фетишизм и магия не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас.
     15.10. Национально – государственные религии
     15.10.1. Индуизм (ок. 95% всех индуистов – в Индии).
     Сформировался в 1-м тыс. н. э. 
     Основа индуизма – учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений, и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос).
     Основные течения: вишнуизм и шиваизм.
     15.10.2. Иудаизм (ок. 18 млн.: ок. 1/3 из них в США) – наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа.
     Канон священных книг: Тора («Пятикнижие Моисея»), книги пророков и т. н. Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде.
     В иудаизме получили распространение мистические учения (кабала, хасидизм). 
     15.10.3. Конфуцианство – одно из основных философских и идейных течений Китая, основанное Конфуцием.
     !!! Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элементов и сводится к строгому выполнению предписанных обрядов и соблюдению традиций. Основное содержание культа Конфуция – сложившееся еще до Конфуция почитание предков.
     15.10.4. Синтоизм (путь, учение богов) – религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ природы и предков. Синтоизм подвергся сильному влиянию буддизма и отчасти даосизма. Высшее божество – Аматэрасу; восшествие на престол ее потомка – императора Дзимму официально считается началом японского государства. В 1868 – 1945 государственная религия.

Copyright MyCorp © 2017