Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - Человек и общество 3
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 29.06.2017, 12:10
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Человек и общество 3

     9. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. 
     9.1. В каких значениях употребляется слово свобода
     9.1.1. Свобода выбора, свобода воли
     «Буриданов осёл» – сравнение, употребленное для объяснения свободы воли: осел, стоявший между двумя совершенно одинако-выми, находящимися на равном от него расстоянии охапками сена, должен был голодать, ибо – при наличии равных мотивов – он никак не мог решить, какую охапку съесть сначала. Это сравнение приписывается французскому философу 14 в. Жану Буридану.
     Детерминизм – учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.
     Фатализм – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу, в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама).
     Волюнтаризм – 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия (Августин, Шопенгауэр); 2) деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.
     9.1.2. Свобода есть познанная необходимость (Божественная воля, природные и социальные законы). 
     Мартин Лютер
     «… ничего мы не совершаем по своей воле, а всё происходит по необходимости»; «… Бог в одно мгновение может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мир и свободы». 
     Фридрих Энгельс
     «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов…». 
     9.1.3. Экзистенциализм
     Нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода. Свобода человека ограничена невозможностью отказаться от свободы и ответственности.
     Жан Поль Сартр. «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946): 
     «Достоевский писал: "Если Бога не существует, всё дозволено”… Действительно, всё дозволено, если Бога не существует, стало быть человек заброшен, ибо он не находит ни в себе, ни вне себя возможной опоры. Прежде всего он не находит оправданий. В самом деле, если существование предшествует сущности, то ничего нельзя объяснить ссылкой на изначально данную и неизменную человеческую природу. Другими словами, нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода».
     9.2. В чём состоит различие между детерминизмом (причинностью) и судьбой
     Идея «детерминизма» применяется прежде всего к явлениям природы и обозначает причинность, которая связывает одно явление с другим; эту причинность и стремится отыскать учёный, устанавливая законы. Эта идея совместима с идеей свободы человека. В отличие от детерминизма судьба (предназначение, фатум, рок) который обозначает познаваемую необходимость, судьба обозначает слепой закон, который не поддаётся познанию. 
     Герой греческой трагедии Эдип исполняет своё предназначение, установленное заранее, которое ему неизвестно. Ссылаться на судьбу или фатум – значит утверждать, что человек не является хозяином своей жизни. 
     Лев Толстой. «Война и мир»: 
     « В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием… Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно».
     9.3. Свобода и православие.
     Митрополит Вениамин (Федченков). «О вере, неверии и сомнении»: 
     «… свободны не своевольники, а послушные. Свободны святые, а не грешники; у нас же идёт непрерывная борьба за эту истинную свободу – чрез послушание Богу! И собственно здесь разрешается вечный вопрос: свободен ли человек или нет? Да, мы, грешные, не можем быть свободными, ибо страсти господствуют над нами. И только по мере освобождения нас от них – растёт и свобода наша. Послушные несравненно свободнее самовольных. А святые – уж совсем свободны, сколь возможно человеку. А вполне свободен только один Бог. Короче и проще сказать: смирение даёт свободу. Это – очевидный факт опыта! Гордый же – раб себя самого, хотя воображает, что он-то и есть свободный. И смирение – угодно Господу. И нас оно делает свободным».

     19. Понятие общественного прогресса. 
     Прогресс – переход от низшего к высшему. 
     Регресс – движение от высшего к низшему, процессы деградации. 
     19.1. Идея регресса, деградации.
     19.1.1. Гесиод (7-6 вв. до н.э.): пять поколений людей, золотое, серебряное, бронзовое, героическое и железное. 
     19.1.2. Жан-Жак Руссо (1712 – 1778). 
     Идея: «естественное состояние» характеризуется свободой и равенством, зло же появляется лишь вместе с развитием цивилизации, зарождение собственности языка, искусств и наук способствует развращению человека. 
     19.2. Идея круговорота
     Круговорота исторического теории – различные концепции, согласно которым общество в целом либо отдельные его сферы движутся в своем развитии по замкнутому кругу от варварства к цивилизации и к новому варварству.  
     19.2.1. Никколо Макиавелли. «История Флоренции»: 
     «Поскольку уже от самой природы вещам этого мира не дано останавливаться, они, достигнув некоего совершенства и будучи уже неспособными к дальнейшему подъёму, неизбежно должны приходить в упадок, наоборот, находясь в состоянии полного упадка, до предела подорванного беспорядками, они не в состоянии пасть ещё ниже и по необходимости должны идти на подъём»; 
     19.2.3. Джамбаттиста Вико (1668-1744): звериное состояние, век богов, век героев, век людей, вторичное варварство.
     19.2.4. Цивилизационный подход (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). 
     19.3. Идея прогресса.
     19.3.1. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Тюрго (1727-1781).
     Жан Кондорсе (1743-1794). 
     Труды: «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794). 
     Идея: Политический и социальный прогресс является следствием прогресса просвещения и научных знаний. Причиной общественного прогресса является просвещённое меньшинство. Критерием выделения стадий исторического процесса являются крупные перемены в развитии разума. С учения Тюрго и появления французской республики начинается девятая эпоха, эпоха будущего. Сотрётся разница в интеллектуальном и социальном положении людей. Исчезнут грани между народами. Нации сольются во всемирную республику граждан.
     19.3.2. Линейно-стадиальный подход.
     1) Георг Гегель (1770-1831). 
     Идея: всё действительное разумно, всё разумное действительно.  
     2) Карл Маркс.
     Человечество идёт ко всё большему овладению природой, развитию производства и самого человека.
     Главный вывод: смысл и конфликт (противоречие) современной эпохи: капиталистическая формация уступает место коммунистической. 
     Попытки оспорить главный вывод Маркса
     1) Жан Фурастье (1907-1990). «Великая надежда 20 века» (1949); 
     2) Раймон Арон (1905-1983). «Восемнадцать лекций об индустриальном обществе» (1962); 
     3) Джон Гэлбрейт. «Новое индустриальное общество» (1967). 
     Идея: не отношения собственности, как считал Маркс, а научные технологии являются движущей силой социального прогресса. Научно-техническая революция полностью изменяет социальную структуру общества, что ведёт к сближению (конвергенции) двух противоположных экономических систем (капитализма и социализма) в рамках единого индустриального общества.
     19.3.3. В чём состоит противоречивость прогресса
     1) Если изобразить прогресс человечества графически, то получится не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад.
     2) Прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества.  
     3) Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, связанные с длительной, непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками.
     4) Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. 
     19.3.4. Критерии прогресса.
     1) Французские просветители (Кондорсэ): развитие разума. 
     2) Социалисты-утописты (Сен-Симон, Фурье, Оуэн): общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. 
     3) Шеллинг (1775 – 1854): постепенное приближение к правовому устройству.
     4) Гегель (1770 – 1831): по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.
     5) Лев Толстой:
     «Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы».
     6) Марксизм:
     Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека. 
     Но: так же как нельзя найти всеобщий, универсальный критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его в сфере материального производства (техники, экономических отношений). 
     История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. 
     Вывод:
     Недостатком всех попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась !!! лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы – все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.
     Универсальный критерий прогресса. Критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств – интеллектуальных, творческих, нравственных. 
     Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». 
     !!! Универсальный критерий социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
     19.4. Глобализация – совокупность экономических, финансовых, информационных, коммуникационных, социокультурных, политических и психологических процессов, которые не знают территориальных или юридических барьеров, легко преодолевают государственные границы и способны затронуть любую социальную общность в любом месте мира. 
     Виды глобализации
     1) экономическая (ТНК); 
     2) финансовая; 
     3) политическая (ослабление роли национальных государств, усиление роли ООН (?), МВФ, ВБ, ЮНИСЕФ, ВТО); 
     4) экологическая (1997 - Киотский протокол); 
     5) криминальная (наркотики, сигареты и алкоголь, нелегальная миграция, торговля оружием, женщинами, детьми, внутренними органами, крадеными машинами); 
     6) культурная (все страны копируют западный образ жизни). 
     19.5. Геополитические прогнозы
     19.5.1. Разочарование в последствиях научно-технической революции => Даниел Белл. «Грядущее постиндустриальное общество» (1973), Олвин Тоффлер. «Футурошок» (1970), «Третья волна».  
     19.5.2. Возврат к марксизму: мир-системный анализ.  
     Иммануил Валлерстайн (1930 – ). 
     Идея: мир-экономика делится на 1) ядро, 2) полупериферию и 3) периферию. История ядра – история 1) борьбы за гегемонию между несколькими претендентами, 2) победы одного из них, 3) его господства над миром экономикой и 4) последующего его упадка. Государства ядра безвозмездно присваивают излишек, созданный в странах периферии. 
     «Великая иллюзия теории модернизации состояла в обещании сделать всю систему "ядром" без периферии»; 
     19.5.3. Френсис Фукуяма
     Труды: «Конец истории»? (1989). 
     Идея: история длилась благодаря борьбе Добра и Зла, разума и неразумия, демократии и тоталитаризма. Падение СССР означает падение последнего оплота иррационализма => история заканчивается и возникает царство Разума.  
     19.5.4. Сэмюэл Хантингтон
     Труды: «Конфликт цивилизаций?» (1993). 
     Идея: на смену конфликту идеологий приходит конфликт цивилизаций (западная, славяно-православная, исламская, конфуцианская, индуистская, японская, латиноамериканская, африканская).
     19.6. Война в XXI веке
     1) «Война четвёртого поколения». 
     Первое поколение войн: классические войны между государствами (кульминация – наполеоновские войны). 
     Второе поколение: войны на истощение индустриальной эпохи (от гражданской войны в США до Первой мировой войны). 
     Третье поколение: манёвренная война (просачивание, блицкриг). 
     Особенности «войн четвёртого поколения»: 1) полем боя становится всё общество противника; 2) военные усилия направлены на подрыв морального духа населения и разрушение его культурной среды обитания; 3) !!! различие между войной и миром будет расплывчатым; 4) исчезнут различия между понятиями «военные» и «гражданские»; 5) понятия фронта и тыла заменят понятия «объект-цель» и «объект-не цель»; 6) психологические операции приобретут доминирующее значение (СМИ). 
     2) Информационная война означает попытки исказить или подорвать знания и представления населения противника о себе и своём месте в мире (дипломатия, пропаганда и психологические кампании, политические и культурные диверсии, введение в заблуждение или вмешательство в деятельность местных средств массовой информации, поддержку диссидентских и оппозиционных движений.

     20. Угрозы XXI века (глобальные проблемы). 
     20.1. Диагноз.
     20.1.1. Ирония истории – полное несовпадение целей человечества в социальной сфере и полученных им результатов.
Человек в принципе не способен постичь взаимодействие исторических связей, и учесть игру исторических случайностей. В силу этого человек в итоге всегда остается ни с чем, получая результат, в лучшем случае, совсем непохожий на первоначальные цели, если не противоположный им.
     20.1.2. Отчуждение – процесс превращения деятельности людей и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ними и враждебную им.

     Современный человек своими руками создал целый мир доселе не виданных вещей. Но вышло так, что это его творение стоит теперь над ним и подавляет его. И чем более могущественны и грандиозны развязанные им силы, тем более слабым созданием ощущает себя он – человек.  
     20.1.3. Далай – лама XIV:

       
«У нас большие дома и маленькие семьи;
       Больше удобства, но меньше времени;
       Мы образованы, но бесчувственны;
       Мы стали больше знать и меньше размышлять;
       Появилось много экспертов, но прибавилось проблем;
       Медицины стало больше, а здоровья меньше;
       Мы знаем путь на луну и обратно, но с трудом переходим улицу, чтобы познакомиться с новым соседом. 
       Мы плодим компьютеры, чтобы удержать ещё больше информации – для того, чтобы сделать ещё больше копий, но разучились общаться.
       Мы преуспели в количестве, но потеряли в качестве.
       Наступило время фастфуда и медленного пищеварения;
       Высоких людей и мелких характеров;
       Крутых прибылей и мелких отношений.
       Настало время, когда «всё в окне и ничего в комнате» (всё снаружи и ничего внутри)».
     20.1.4. 1972 – Деннис Медоуз. «Пределы роста» (1972 – первый доклад Римского клуба), 1988 – Э. Пестель. «За пределами роста: глобальная катастрофа или стабильное будущее».
     Римский клуб – международная общественная организация. 
     20.2. Что такое глобальные проблемы современности
     Глобальные проблемы современности 1) затрагивают не отдельные стороны нашего существования, а всё наше бытие. Не найдя ответа на вызов глобальных проблем, человечество не сможет выжить; 2) глобальные проблемы образуют систему, требующую же системного решения; 3) такое системное решение требует объединённых усилий всего человечества.
     20.3. Классификация глобальных проблем современности
     20.3.1. Версия №1:
     1) угроза новой мировой войны, 2) экологический кризис и его последствия, 3) разрыв в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», 4) демографическая ситуация, 5) наркомания, 6) преступность, 7) разрушение культурных и нравственных ценностей, 8) международный терроризм.
     20.3.2. Версия №2: а) интерсоциальные («Восток-Запад», «Север-Юг»); б) общество и природа (экологические проблемы, проблема ресурсов, проблемы космического пространства и Мирового океана); в) индивид – общество (здравоохранение, образование, демография, психическое состояние личности, здоровый образ жизни, нравственность и культура).
     20.4. Взаимосвязь глобальных проблем современности.
     Можно ли выделить среди глобальных проблем главную (исходную, первичную)?
     Все глобальные проблемы даже в совокупности несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и иными последствиями мировой термоядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете («ядерная зима»).
     20.5. Оказывалось ли человечество в прошлом в столь же тяжёлых ситуациях
     Верхний палеолит завершился !!! первым тяжёлым экологическим кризисом, охватившим средние широты планеты. Человечество спасла неолитическая революция (переход к земледелию и скотоводству).
     Опустынивание обширных территорий в неолите стало причиной !!! второго экологического кризиса. Из него человечество вышло двумя путями: 1) продвижением на север, где по мере таяния ледников освобождались новые территории; 2) переходом к поливному земледелию в долинах великих южных рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Именно там возникли древнейшие цивилизации.
     !!! Третий раз за всю свою историю человечество вновь столкнулось с глобальным экологическим кризисом.
     20.6. Происхождение глобальных проблем современности = неравномерность общественного развития + глобализация.
     20.6.1. Неравномерность общественного развития.
     Глобальные проблемы современности порождены неравномерностью развития мировой цивилизации, когда технологическое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а мотивы деятельности людей и их нравственные ценности далеки от социальных, экологических и демографических потребностей эпохи.
     Культурный лаг – относительно медленное продвижение или изменение одного аспекта культуры, например, запаздывание развития нематериальной культуры по сравнению с материальной, в частности, технологией.
     Закон культурного отставания – закон, согласно которому изменения в области материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в области нематериальной культуры. 
     20.6.2. Глобализация современного мира
     Исторические контрасты сочетаются с охватившим нашу планету стремительным процессом интернационализации. В сравнении с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросли как общепланетарное единство человечества, спаянного общей судьбой, так и его беспрецедентное многообразие.
     20.6.3. Почему технический элемент опережает нравственный?
     Техногенная культура явилась средой, в которой вызревал не только экологический кризис, но и кризис духовности.
     Инновации и технологические новшества выступают приоритетом техногенной культуры, они самоценны и считается, что они приведут к улучшению качества жизни, обеспечат социальный прогресс. В традиционалистских культурах ничего подобного не было. Там инновации никогда не выступали как ценность, они всегда были подчинены традиции. Жить в эпоху перемен для традиционалистского типа общества считалось совсем не благом, а наоборот. В древнекитайской притче сказано, что самая тяжелая участь для человека – жить в эпоху перемен. 
     20.7. Способы преодоления глобального кризиса
     1) научно-технический прогресс (проектирование безоотходных и энергосберегающих производств, использование альтернативных источников энергии, создание искусственных материалов с заданными свойствами, развитие генетики); 
     2) создание «мирового правительства» (объединение усилий всех государств для борьбы с международным терроризмом, недопущение распространения ядерного оружия, осуществление действенных мер по борьбе с эпидемиями); 
     3) установление нового мирового экономического порядка (борьба с проблемой отсталости и бедности в развивающихся странах); 
     4) развитие нравственной культуры и правовых мер, препятствующих использовнаию научных и технических возможностей во вред человеку;  
     5) Стивен Хокинг:
     «Рано или поздно такие бедствия, как столкновение с астероидом или ядерной война могут стереть людей с лица Земли. Но если человечество распространится в космосе и установит независимые колонии на других планетах, его будущее будет спасено»;
     6) эволюционный скачок:
     Константин Циолковский:
     «Представим себе совершенно изолированное животное… Животное пронизано только лучами света. Встречая тут хлорофилл, растворенный в крови углекислый газ и другие продукты распада тканей животного, они разлагают их, соединяют и в результате дают кислород, крахмал, сахар, разные азотистые и другие питательные материалы… Такое существо уже может обитать в пустоте, в эфире, даже без тяжести, лишь бы была лучистая энергия».
     Автотрофность – способность живых организмов поддерживать своё существование без поедания других организмов – путём преобразования мёртвого вещества в живое; способность, ныне присущая растениям, которую в будущем должны обрести люди.

     15. Религия.
     15.11. Мировые религии.
     15.11.1. Признаки мировых религий
     1) огромное число последователей во всём мире; 
     2) космополитичность, меж- и надэтнический характер; 
     3) эгалитарность (обращённость к представителям всех социальных групп); 
     4) высокая пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания).
     Космополитизм – идеология мирового гражданства. 
     Прозелитизм – 1) стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии; 2) перен. горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям.
     Отсюда – прозелит означает новообращённый.
     15.11.2. Буддизм – самая древняя мировая религия, возникшая в середине I тыс. до н.э. Основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда – «просветлённый». 
     Четыре благородные истины
     1) жизнь есть страдание; 
     2) причина страданий – страсти, желания человека; 
     3) от страданий можно избавиться путём достижения нирваны, состояния полного покоя, абсолютной непроницаемости для желаний и страстей; 
     4) путь ведущий к нирване – восьмеричный (срединный) путь спасения.
     Главное понятие буддийского учения – дхарма (дхамма), мельчайшая частица, сочетание которых создаёт человеческое «Я». Реинкарнация буддизмом отвергается.
     Реинкарнация – повторное воплощение человека, возрождение души в новом теле.  
     Течения в буддизме
     1) Хинаяна, буквально «узкая (малая) колесница», проповедует отказ от мирской жизни, уход в монашескую общину;
     2) Махаяна («широкая колесница») учит о возможности каждому достичь спасения.
     15.11.3. Христианство возникло в I в. н.э. в Палестине. Во II в. сформировалась организация христианской церкви, а к IV в. сложилось Священное Писание = Ветхий Завет + Новый Завет. Христианская догматика вырабатывалась на протяжении IV-VIII вв. («эпоха Вселенских соборов»).
     В IV в. между западным и восточным христианством наметился раскол, который окончательно оформился в 1054 г. (
православие и католицизм). 
     Символ веры (381 г. – II Вселенский Собор в Константинополе):
     1) единобожие; 2) креационизм; 3) равенство Иисуса Христа Богу-Отцу; 4) участие Бога-Сына в творении мира; 5) вочеловечение Иисуса Христа и его рождение от Духа Святого и Девы Марии; 6) спасительность для рода человеческого крестных мук Христа и его смерти; 7) реальность страданий и смерти Иисуса Христа; 8) отнесение земной жизни Христа к конкретной исторической эпохе; 9) воскресение Христа и его Вознесение к Богу-Отцу; 10) второе пришествие Христа во славе, его суд над живыми и мёртвыми и установление его царства, которому «не будет конца»; 11) божественность Духа Святого, его исхождение от Отца; 12) вдохновлённость библейских пророков Святым Духом; 13) единство, святость, целостность и апостольское происхождение Церкви; 14) необходимость крещения; 15) воскресение мёртвых в вечную жизнь.
     Особенности католичества
     1) филиокве (признание исхождения Святого Духа и от Отца, и от Сына); 
     2) догмат о примате и непогрешимости Папы в делах веры и нравственности; 
     3) догмат о непорочном зачатии Божьей матери и Её телесном вознесении на небо; 
     4) признание чистилища; 
     5) целибат (обет безбрачия священников); 
     6) причастие верующих под одним видом (хлеб).
     В Средневековье ранние христианские идеалы были полностью извращены католической церковью (продажа индульгенций, альтернативные римские папы, инквизиция). В XVI в. антикатолическое движение в Европе – Реформация – приводит к появлению третьей христианской конфессии – протестантизма. 
     Принципы протестантизма
     1) спасение личной верой; 
     2) исключительный авторитет Библии; 
     3) священство всех верующих; 
     4) концепция предопределения (в кальвинизме): уже в земной жизни человеку известно, куда он попадёт – в рай или в ад, если он бедняк – в ад, если человеку сопутствует материальный успех – в рай. 
     Течения в протестантизме
     1) лютеранство; 
     2) кальвинизм; 
     3) англиканство.
     15.11.4. Ислам – самая молодая мировая религия – возникшая в VII в. н.э. (622 г. – хиджра). Основатель – пророк Мухаммед (Магомет). Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог – Аллах – передал людям устами пророка священную книгу – Коран.
     Хиджра – переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634-644) год Хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. 
     Символ веры
     1) вера в одного и единственного Бога; 
     2) вера в ангелов, исполнителей воли Бога; 
     3) вера в Писания (свитки Авраама, Тора, Псалмы Давида, Евангелие, Коран); 
     4) вера в Божьих пророков и посланников (получает откровение в письменной форме); 
     5) вера в Судный день; 
     6) вера в предопределение.  
     Пять столпов веры
     1) «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник его»; 
     2) пятикратная ежедневная молитва (намаз); 
     3) очистительная милостыня; 
     4) пост в месяц рамадан; 
     5) паломничество в Мекку (хадж). 
     Течения в исламе
     1) сунниты считают Сунну (рассказы о жизни пророка) частью Священного Писания, а шииты признают Священным писанием только Коран; 
     2) шииты считают, что верховная власть (имамат) над мусульманами может принадлежать только потомкам Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда.


Copyright MyCorp © 2017