Персональный сайт - человек и общество 6
Суббота, 16.12.2017, 10:16
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

                             Главная Регистрация Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

человек и общество 6


     16. Искусство.  

     16.1. Что такое искусство?

     16.1.1. Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах и др.

     Эстетика – учение об искусстве и художественном творчестве.

     16.1.2. Эстетическое и художественное.
     Эстетическая деятельность может быть внехудожественной. Эстетические аспекты присутствуют в деятельности учёного, в быту, в спорте и т.п.
     16.1.3. Красота – совершенство, гармония, которая вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Прекрасное является высшей (абсолютной) степенью красоты. Противоположность красоты - безобразное.
     16.2. Сущность искусства.
     1) Искусство как подражание, отражение природы (Платон, Аристотель).
     2) Искусство как самовыражение автора.
     3) Знаково – символическая концепция искусства рассматривает его как замкнутую или автономную сферу деятельности, а также как способ связи человека с иным, потусторонним миром (иконопись, поэзия символистов).
     16.3. Особенности искусства:
     1) чувственное восприятие окружающего мира;
     2) субъективность;
     3) образность.
     Если для учёного средством познания мира являются теоретические построения и логические выводы, то в искусстве инструментом познания оказывается художественный образ.
     Художественный образ – рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности.
     4) законченность художественных произведений.
     Произведения искусства на века остаются такими, какими их создал автор.  
     16.4. Происхождение искусства:
     1) биологизаторская концепция (Дарвин): потребность привлечь внимание живого существа противоположного пола, всячески украшая себя;
     2) игровая теория: потребность расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, необходимость «тренировки» для усвоения социальных ролей;
     3) магическая теория: искусство форма различных видов магии;
     4) трудовая теория: искусство – «дитя труда», а не игры; полезные качества предметов становятся объектом художественного наслаждения.
     16.5. Функции искусства:
     1) эстетическая;
     2) познавательная;
     3) коммуникативная;
     4) гедонистическая (наслаждение);
     5) эвристическая (творческая);
     6) катарсическая («очищающая»);
     7) социально-организующая;
     8) воспитательная;
     9) игровая;
     10) компенсаторная;
     11) предвосхищение, предсказание.
      Катарсис – очищение духа при помощи «страха и сострадания».
     16.6. Виды искусства.
     16.6.1. (по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы):
     1) аудиальные (звук в музыке);
     2) визуальные (линии и цвет в живописи, камень, металл и форма в скульптуре и архитектуре);
     3) словесные (художественная литература, проза, поэзия);
     4) синтетические (сценические искусства, экранные искусства, актёрская игра).
     16.6.2. (пространство и время):
     1) Пространственные (пластические) виды: архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство.
     2) Временные (динамические) виды: литература, музыка.
     3) Пространственно-динамические (синтетические, зрелищные): театр, цирк, балет, кино,  эстрада.
     16.7. Жанры искусства.
     Жанр – совокупность произведений, объединяемых: 1) общим кругом тем или предметов изображения; или 2) авторским отношением к предмету, лицу или явлению: карикатура, шарж; или 3) способом понимания и истолкования: аллегория, фантастика.
     Изобразительное искусство:
     1) (по содержанию): исторический, бытовой, батальный жанры.
     2) (по предмету изображения): жанр портрета, пейзажа, натюрморта и т. д.
     Литература:
     1) эпический – героическая или комическая поэма, роман, рассказ;
     2) лирический – ода, элегия, стихотворение, песня;
     3) драматический – трагедия, комедия.
     16.8. Направления и стили в искусстве.
     Стиль – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.
     Уровни:
     1) стиль отдельных произведений или жанра (напр., о стиле русского романа сер. 19 в.);
     2) индивидуальный стиль (творческая манера) отдельного автора;
     3) стиль целых эпох или крупных художественных направлений (в пластическом и др. искусствах романский стиль, готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм).
     Художественное направление – принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени.
     Особенности художественного направления:
     1) творческий метод;
     2) системы средств выразительности;
     3) открытость/замкнутость художественного текста;
     4) своеобразие стилевых манер. 
     В одном художественном направлении могут выделяться этапы и течения.
     16.9. Современные тенденции развития искусства:
     1) появление полифонических и синтетических жанров;
     2) технизация;
     3) рост влияния массовой культуры;
     4) прекрасное уступает место шок-ценностям.
     Полифония – многоголосие, многозвучие; взаимодействие между составными частями чего-либо.
     Китч ( Кич ) (нем. Kitsch – халтура, удешевлять, англ. for kitschen – для кухни) – специфическое явление массовой культуры, имитирующее искусство, но лишенное его художественной ценности.
     
     17. Мораль.
     17.1. Мораль и нравственность. Этика.
     17.1.1. Мораль – 1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.
     17.1.2. Главное противоречие морали.
     Человек способен нарушить любые моральные правила. Разрыв между должным и реальным поведением – главное противоречие морали.
     17.1.3. Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения).
     1) Нравственность = мораль.
     2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в практическом поведении людей. Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни.
     3) Нравственность относится к поведению отдельного человека – нравственность личности, а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль.
     17.1.4. Этика – философская наука, изучающая мораль, нравственность. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла.
     17.2. Структура морали.
     17.2.1. Моральные ценности.
      Моральные ценности (принципы морали) – предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм).
     Моральный (этический) идеал – представление о нравственном совершенстве.
     Категории морали:
     1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло;
     2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям);
     3) совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);
     4) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);
     5) счастье.
     Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача.
     Существует пять уровней счастья: 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.
     17.2.2. Нравственные нормы, регулятивы.
     Нормы морали, регулятивы – формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях.
     Ветхий Завет: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.
     Нагорная проповедь: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.
     «Золотое правило нравственности» - основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
     17.2.3. Ценности и нормы.
     Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее охрана – норма.
     17.3. Специфика морали.
     17.3.1. Всеохватность  (регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях).
     17.3.2. Автономная регуляция  (нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например, суда, церкви).
     17.3.3. Финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов.
     Следование нравственным принципам – это самоцель, т. е. высшая, финальная цель. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.
     Императив  – безусловное требование, повеление, долженствование.
     17.4. Функции морали:
     1) регулятивная;
     2) мотивационная;
     3) конститутивная (принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей);
     4) координационная (соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает поведение их предсказуемым).
     17.5. Происхождение морали.
     17.5.1. Религиозный взгляд.
     3500 лет назад, когда пророку Моисею бог Яхве выжег нравственные заповеди на скрижалях. 2000 лет назад нравственные нормы изложил Иисус Христос (Нагорная проповедь).
     17.5.2. Космологическое объяснение: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.
     17.5.3. Биологическое объяснение:
     Мораль в человеческом обществе есть просто разновидность естественной (общебиологической морали в животном мире). Это система запретов, которые служат выживанию биологического вида.
     17.5.4. Антропологическое объяснение:
     1) Утилитаризм (Бентам, Чернышевский): польза – основа нравственности и критерий человеческих поступков.
     2) Ницше (1844 – 1900):
     Христианская мораль есть форма власти слабых над сильными; христианская мораль направлена на ограничение власти сильных.
     17.5.5. Социально – историческое (социологическое) объяснение.
     Мораль возникает в процессе социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов.
     17.5.6. Современная этика.
     1) В первобытном обществе нравственная регуляция была объединена с другими формами регуляции – утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д.
     2) Следующим этапом развития морали является групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе.
     3) На третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации. 
     17.6. Этапы формирования нравственной культуры личности.
     Нравственная культура личности  – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. 
     1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность (послушание и подражание).
     2) На втором этапе происходит выработка собственных представлений о добре и зле. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.
     3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением о своих поступках. Автономная нравственность – это моральное саморегулирование своего поведения.
     17.7. Мораль в культуре.
     17.7.1. Мораль и обычай.
     1) Обычай всегда конкретен, он точно указывает, при каких условиях какие действия надо совершать (накануне Нового года – наряжать елку). Моральные нормы и правила выражаются в абстрактных формулах («делай добро», «будь милосерден к слабым», «уважай старших»).
     2) Обычай однозначен, он не дает человеку выбора способа действий.  Нравственное поведение основано на моральном выборе.
     3) Обычаи специфичны – они различны в разных жизненных ситуациях, у разных народов и даже в разных группах, компаниях. Нравственные принципы же всеобщи и устойчивы.  
     4) Обычай может оцениваться как нравственный или безнравственный, а это значит, мораль «выше» обычая.
     17.6.2. Мораль и право.
     Общее:
     1) среди социальных норм они являются самыми универсальными, распространяющимися на всё общество;
     2) общий объект регулирования – общественные отношения;
     3) имеют сходную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция);
     4) связаны с идеей социальной справедливости.
     Различия (моральправо):
     1) способ формирования: возникает стихийноустанавливается и закрепляется государством;
     2) форма существования: сознание людейписьменные источники => большая конкретность, определённость;
     3) способ обеспечения: общественное мнение и муки совестинаказания в виде, штрафов, лишения свободы;
     4) сфера действия: более широкая сфера отношений (отношения дружбы, любви)отношения, подконтрольные государству;
     5) регулирует общественные отношения с позиций добра и злас точки зрения законного и незаконного.
     17.6.3. Мораль и наука.
     Научная этика (этика в науке) = профессиональная этика (моральная ответственность учёного перед другими учёными, научным сообществом в целом) + социальная этика (ответственность учёного перед другими людьми, обществом, человечеством).
     Требования к профессиональной этике:
     1) универсализм (ориентация на поиск объективного научного знания);
     2) всеобщность (свои результаты учёный должен рассматривать не как личную собственность, а как достояние общества);
     3) незаинтересованность (требование руководствоваться бескорыстным научным интересом, а не личной выгодой);
     4) скептицизм (требование критически относиться к своим и чужим научным результатам, быть готовым всегда их обсуждать и пересматривать).
     17.6.4. Мораль и искусство.
     1) Савонарола и Ботичелли; 2) отец Матвей (Константиновский) и Гоголь => сожжение «Мёртвых душ»; 3) Толстой («Акула», «Кавказский пленник»); 4) передвижники и «Мир искусства».
     17.6.5. Мораль и политика.
     Слишком часто и в прошлом, и в настоящем успеха добивался тот политик, который вел себя наиболее аморально.
     Чезаре Борджа (около 1475 – 1507) – правитель Романьи (Италия) с 1499. С помощью своего отца (папы Римского Александра VI) создал в Средней Италии обширное государство, в котором пользовался абсолютной властью.
     Макиавелли Никколо (1469 – 1527) – итальянский политический мыслитель. Считал главной причиной бедствий Италии ее политическую раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Признавал допустимыми ради упрочения государства любые средства.
     Макиавеллизм – политика, пренебрегающая нормами морали и использующая для достижения цели любые средства (обман, предательство, убийство).
     17.6.6. Мораль и религия.
     Нравственно ли безропотно отрекаться от царской власти? (Николай II). Нравственно ли безропотно принимать смерть от руки своего брата, обрекая свой народ на гражданские распри? (Борис и  Глеб).
     Столкновение моральных и религиозных ценностей порождает необходимость теодицеи (богооправдания).
     Теодицея – оправдание Бога, со стремлением рационально ответить на вопрос: почему в мире есть зло, если он создан и управляется всеблагим, всеведущим и всемогущим Богом.
     Августин: зло «от павшей человеческой воли», а бедствия и болезни следует рассматривать как наказание за грехи, так что на Боге нет вины за зло в мире.

     

Copyright MyCorp © 2017