Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - человек и общество 7
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 17.08.2017, 14:48
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

человек и общество 7


1. Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции).

1.1. Антропогенез – процесс выделения человека из мира животных. 

1.1.1. Периодизация антропогенеза.

Археологическая периодизация: палеолит, мезолит, неолит (ок. 8 – 3-го тыс. до н. э.).

Социологическая периодизация: первобытное человеческое стадо, род (родовая община), соседская (сельская).

Антропологическая периодизация:

1) Австралопитеки (3 млн. лет назад);

2) Архантропы.

Человек прямоходящий (Homo erectus): питекантроп, синантроп.

3) Человек умелый (Homo habilis).

4) Неандертальцы и кроманьонцы.

1.1.2. Гоминидная триада: 1) прямохождение; 2) развитие кисти, способной делать орудия; 3) человеческий мозг.  

Гоминиды – семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее в том числе и людей.

Как связаны элементы этой триады

1) Фридрих Энгельс. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876):

Увеличение мозга привело к появлению чисто человеческих черт (прямохождения, изготовления и использования орудий).

2) Вертикальное положение тела при передвижении у предков людей проявилось раньше развития мозга

1.1.3. Гипотезы происхождения человека:

1) креационизм;

2) теория внешнего вмешательства;

3) эволюционизм (Дарвин, Энгельс);

4) катастрофизм;

5) телеологизм.

Телеология – философское учение об изначальной целесообразности развития природы и общества.

1.2. Социогенез.

Социогенез – процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.

1.2.1. Язык – система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию.

Гипотезы происхождения языка:

1) возникновение языка из звуков, издаваемых животными;

2) возникновения языка в результате звукоподражания;

3) язык изначально заложен в человеке (нативизм);

4) возникновение устной коммуникации из языка жестов.

1.2.2. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. 1.2.3. Общение – понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение).

1.2.3. Примитивные формы объединения людей:

1) первобытное человеческое стадо;

2) род (родовая община;

3) соседская (сельская) община.

1.3. Культурогенез.

1.3.1. Происхождение культуры.

1) Орудийно-трудовая концепция (Энгельс).

2) Психоаналитическая концепция (Фрейд).

3) Игровая концепция (Хейзинга). 

4) Символическая концепция (Кассирер, Мэмфорд).

5) Магическая концепция (Роззак).

1.3.2. Неолитическая революция – переход от Присваивающей экономики к Производящей экономике (10-15 тыс. лет назад).

1.4. Сущность человека.

1.4.1. Сущность – главная, наиболее важная особенность данного явления, то, без чего явление существовать не может.

1.4.2. Чем отличается природа человека от его сущности?

Природа дана, а сущность задана как (задача, программа) цель реализации лучших возможностей человеческой природы.

Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека. Биологическое у человека социально обусловлено.

Биологические особенности человека:

1) прямостояние;

2) прямохождение;

3) свободные верхние конечности, используемые для употребления и изготовления орудий, высокое развитие средств общения.

1.4.3. Биосоциальная проблема – это проблема соотношения и взаимодействия социального и биологического, приобретённого и унаследованного, «культурного» и «дикого» в человеке.

7. Мышление и деятельность.

7.1. Деятельность.

7.1.1. Что такое человеческая деятельность?

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

7.1.2. Отличия деятельности человека от поведения животных.

Деятельность человека (труд):

1) приспособление к природной среде путем её масштабного преобразования, создание искусственной среды существования человека;

2) целеполагание в деятельности;

3) сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию;

4) воздействие на среду специальными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические способности человека (способность изготовлять орудия для изготовления орудий);

5) творческий характер деятельности;

6) способность абстрактно мыслить и излагать в членораздельной речи содержание, результаты своего мышления.

Поведение животного:

1) приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация);

2) целесообразность в поведении;

3) запрограммированность, подчинение инстинктам;

4) воздействие на природу только органами тела;

5) потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.

7.1.3. Структура деятельности:

1) цель;

2) средства;

3) продукты (результаты);

4) мотивы;

5) действия.

7.1.4. Виды деятельности.

Классификация №1 (по содержанию):

1) труд;

2) учение (учёба, познание);

3) игра;

4) общение.

Труд – деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата. 

Особенности трудовой деятельности: целесообразность; нацеленность на достижение ожидаемых результатов; наличие знаний, умений, навыков; практическая полезность; получение результата; преобразование внешней среды обитания.

Учение – деятельность, направленная на приобретение человеком знаний, умений, навыков.    

Игра – деятельность, которая ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры.

Особенности игровой деятельности: происходит в условной ситуации; используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности.

Общение – установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми.

Как соотносятся деятельность и общение? (точки зрения):

1) Общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства.

2) Общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т.д.

3) Общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Общение и коммуникация.

Коммуникация – общение, обмен информацией между людьми.

Различия:

1) Получатель информации: общение – человек; коммуникация – человек, животное, машина.

2) характер обмена: общение: взаимный обмен при активном участии каждого субъекта; коммуникация: однонаправленный поток информации при формальной характере обратной связи. 

3) Последствия: общение: усиливается общность участников; коммуникация: участники остаются обособленными.

Виды общения.  

По используемым средствам общения:

1) непосредственное – с помощью естественных органов;

2) опосредованное – с помощью специальных средств (газета или компакт-диск);

3) прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга;

4) косвенное – через посредников, которыми могут выступать другие люди.

По субъектам общения:

1) между реальными субъектами;

2) между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются качества субъекта общения;

3) между реальным субъектом и воображаемым партнером («внутренний голос»);

4) между воображаемыми партнерами (художественный образ).

Функции общения:

1) социализация;

2) познавательная;

3) психологическая;

4) отождествление (выражение причастности человек к группе: «Я – свой» или «Я чужой»);

5) организационная.  

Классификация №2 (по объектам и результатам деятельности):

1) практическая: материально-производственная (преобразование природы), социально-преобразовательная (преобразование природы);

2) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

Классификация №3 (по характеру последствий):

1) созидательная;

2) разрушительная.

7.1.5. Творчество.

Какую деятельность можно считать творческой?

Творчество – деятельность, порождающая нечто 1) качественно 2) новое, никогда ранее не существовавшее или активное, 3) отвечающее потребностям времени освоение уже существующего богатства культуры.

Механизмы творческой деятельности:

1) комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий;

2) воображение;

3) фантазия;

4) интуиция.

7.2. Мышление.

7.2.1. Что такое мышление?

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и проч.

Биологическая основа мышления – головной мозг человека.

Средство мышления – язык.

База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.

7.2.2. Типы мышления.

1) Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2) Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

7.2.3. Формы мышления:

1) понятийные и категориальные;

2) ассоциативно-образные;

3) вербально-речевые;

4) деятельностно-орудийные.

7.2.4. Мышление и язык.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям.

7.2.5. Этапы мыслительной деятельности.

1) Наличие потребности (материальной или духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить.

2) Формулирование задачи (вопроса) – определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.

3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации.

4) Достижение нового знания, которым раньше человек не владел.


Copyright MyCorp © 2017