Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - человек и общество во учебник
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 25.06.2017, 01:17
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

человек и общество во учебник



13. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
13.1. Наука = получение нового знания + система знаний. 
Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых законов.
13.2. Особенности научного познания:
1) объективность
2) обоснованность;
3) системность
4) проверяемость.
13.3. Функции науки:
1) познавательная;
2) практически-деятельностная;
3) культурная;
4) культурно-мировоззренческая;
5) социальная.
13.4. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический.
Отличия:
1) эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению; теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта; 
2) на эмпирическом уровне – научные факты (события, процессы), на теоретическом – понятия, гипотезы, законы; 
3) по методам исследования:
эмпирический уровень: наблюдение, эксперимент;
теоретический уровень: формализация, математизация, моделирование;
4) по степени систематизации:
эмпирическое знание фрагментарно, а теория – систематизированная картину, раскрывающая сущность изучаемого объекта.
13.5. Методы научного познания:
Эмпирические: 1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) классификация, 4) измерение, 5) систематизация, 6) сравнение, 7) описание.
Теоретические: 1) единство исторического и логического; 2) восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; 3) формализация; 4) математизация.
Универсальные: 1) анализ и синтез, 2) дедукция и индукция, 3) аналогия, 4) моделирование, 5) абстрагирование, 6) идеализация.
13.6. Как развивается научное знание?
Кумулятивизм: развитие науки есть постепенное накопление фактов и теорий.
Антикумулятивизм (Томас Кун): развитие науки есть смена парадигм. 
Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. 
13.7. Дифференциация (разделение) и интеграция (объединение) научного знания.
Интеграции научного знания препятствует:
1) дефицит объединяющих научных идей;
2) бурный рост специализированного научного знания.
13.8. Наука и человек.
13.8.1. Большая наука. Наука как производительная сила.
Наука превратилась в непосредственную производительную силу => переход от «малой науки» к «большой науке».
Научно – техническая революция (НТР) – третья по счету после аграрной (неолитической) революции и промышленного переворота Великая революция в развитии производительных сил, представляющая собой коренной, качественный скачок в развитии современных производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. 
Главные направления НТР:
1) автоматизация;
2) новые виды энергии;
3) биотехнологии;
4) новые материалы.
Научно – технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.
13.8.2. Социальная ответственность науки.
Почему в наши дни возрастает влияние альтернативных науке взглядов и установок?
1) В XX в. наука обнаружила свое бессилие в решении ряда важных для человечества проблем, более того, стала источником многих новых затруднений, ведя западную цивилизацию к упадку.
2) Человечество, подобно маятнику, постоянно переходит из фазы предпочтения рационального мышления и науки в фазу упадка рационализма и усиления тяги к вере и откровению.
3) Цивилизация устала от бремени выбора и ответственности. Предопределенность астрологии предпочтительнее научного критицизма и постоянных сомнений. 
13.9. Особенности социального (в широком смысле) познания (социальное познание в узком смысле + гуманитарное познание): 
1) Субъект познания (общество) и объект познания (общество) совпадают.
2) Сложность объекта познания (каждое событие социальной жизни неповторимо и отличается от других).
3) Возможности наблюдения и эксперимента ограничены.
4) Социальное познание затрагивает интересы людей.
13.10. Классификация наук:
По предмету исследования:
1) Социальные: социология, психология, социальная психология, экономика, политология, антропология, этнография (наука о народах).
2) Гуманитарные: философия, история, искусствознание, литературоведение.
Методом познания гуманитарных наук является понимание, методом естествознания и социальных наук – объяснение
3) Естественные науки.
4) Технические науки.
По связи с практикой:
1) фундаментальные;
2) прикладные.

14. Образование, его значение для личности и общества.
14.1. Образование – 1) процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями; 2) социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.
14.2. Функции образования:
1) экономическая (формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками); 
2) социализация личности;
3) культурная;
4) укрепление национальной безопасности.
14.3. Направления (тенденции) развития образования в современном мире:
1) гуманизация (внимание к личности, её психологии, интересам);
2) гуманитаризация (изучение общественных и гуманитарных дисциплин);
3) интернационализация;
4) компьютеризация;
5) демократизация ( доступность);
6) рост продолжительности образования;
7) непрерывность.
14.4. Ступени российской системы образования:
1) дошкольное образование;
2) общее образование: а) начальное общее; б) основное общее (5-9 классы); в) среднее (полное) общее (10-11 классы);
3) профессиональное: а) начальное профессиональное; б) среднее профессиональное; в) высшее профессиональное; г) послевузовское профессиональное (бакалавриат и магистратура).
!!! Обязательным является среднее (полное) образование.

15. Религия.
15.1. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. 
15.2. Структура религии:
1) учение (догматика);
2) культ – система ритуальных действий;
3) религиозное сознание, вера – особый комплекс религиозных переживаний;
4) организации верующих (церковь и секты).
15.3. Признаки религиозного сознания:
1) вера в существование сверхъестественного начала;
2) признание его высшей ценностью, священным;
3) убеждённость в возможности общения с объектом религиозного поклонения через совершение культовых действий; 
4) чувство зависимости (страх, смирение);
5) стремление умилостивить божество покаянием или жертвоприношением.
15.4. Организационные формы религии:
Церковь – иерархическая религиозная организация духовенства и верующих, основанная на общности религиозных догматов и культовой системы;
Секта – это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью.
15.5. Функции религии:
1) регулятивная, воспитательная;
2) мировоззренческая;
3) коммуникативная;
4) компенсаторная;
5) фактор интеграции / дезинтеграции общества;
6) культурная.
15.6. Классификация религий:
по степени влияния
1) родоплеменные примитивные верования (тотемизм, анимизм, магия, фетишизм);
2) национально-государственные религии (индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм);
3) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
Признаки мировых религий:
1) огромное число последователей; 
2) космополитичность, меж- и надэтнический характер;
3) эгалитарность (обращённость к представителям всех социальных групп);
4) пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания).

16. Искусство.
16.1. Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах и др.
Эстетика – учение об искусстве и художественном творчестве.
Красота – совершенство, гармония, которая вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. 
Прекрасное – высшая степень красоты. Противоположностью красоты является безобразное.
16.2. Сущность искусства (точки зрения):
1) подражание, отражение природы;
2) самовыражение автора;
3) замкнутая или автономная сфера деятельности, способ связи с иным, потусторонним миром (иконопись, поэзия символистов).
16.3. Особенности искусства:
1) чувственное восприятие окружающего мира;
2) субъективность;
3) образность.
Художественный образ – рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности. 
4) законченность авторских произведений.
16.4. Происхождение искусства:
1) биологизаторская концепция;
2) игровая теория;
3) магическая теория;
4) трудовая теория.
16.5. Функции искусства:
1) эстетическая;
2) познавательная;
3) коммуникативная;
4) гедонистическая (наслаждение);
5) эвристическая (творческая);
6) катарсическая («очищающая»);
7) социально-организующая;
8) воспитательная.
16.6. Виды искусства.
по материалу, в котором реализуются художественные образы
1) аудиальные (звук в музыке);
2) визуальные (линии и цвет в живописи, камень, металл и форма в скульптуре и архитектуре); 
3) словесные (художественная литература, проза, поэзия);
4) синтетические (сценические искусства, экранные искусства, актёрская игра).
пространство и время
1) Пространственные (пластические) виды: архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство. 
2) Временные (динамические) виды: литература, музыка.
3) Пространственно-динамические (синтетические, зрелищные): театр, цирк, балет, кино, эстрада.
16.7. Направления и стили.
Стиль – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. 
Художественное направление – принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени.

17. Мораль.
17.1. Мораль – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия.
Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения).
1) Нравственность = мораль.
2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в практическом поведении людей.
3) Нравственность относится к поведению отдельного человека, а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль. 
Этика – философская наука, изучающая мораль, нравственность.
17.2. Структура морали.
17.2.1. Моральные ценности (принципы морали) – предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм). 
Моральный (этический) идеал – представление о нравственном совершенстве.
17.2.2. Категории морали:
1) добро и зло;
2) долг;
3) совесть;
4) честь и достоинство;
5) счастье.
17.2.3. Нравственные нормы, регулятивы – формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях.
Ветхий Завет: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.
«Золотое правило нравственности» - «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Чем ценность отличается от нормы?
Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека - ценность, а ее охрана – норма. 
17.3. Специфика морали:
1) всеохватность;
2) автономная регуляция (зависит от воли самих субъектов, а не от социальных институтов, например, суда, церкви); 
3) финальность и императивность нравственных регулятивов: они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.
Императив – безусловное требование, повеление, долженствование.
17.4. Функции морали:
1) регулятивная;
2) мотивационная;
3) конститутивная (принципы нравственности являются высшими формами регуляции поведения людей);
4) координационная (соблюдение людьми единых нравственных принципов делает поведение их предсказуемым). 
17.5. Мораль и наука.
Научная этика (этика в науке) = профессиональная этика (моральная ответственность учёного перед другими учёными, научным сообществом в целом) + социальная этика (ответственность учёного перед другими людьми, обществом, человечеством).
Требования к научной этике
1) универсализм (поиск объективного научного знания); 
2) всеобщность (свои результаты учёный должен рассматривать как достояние общества); 
3) незаинтересованность (требование руководствоваться бескорыстным научным интересом, а не личной выгодой); 
4) скептицизм (требование критически относиться к своим и чужим научным результатам). 

18. Многовариантность общественного развития (типы обществ).
18.1. Стадиальный подход = унитаристский = унитарно-стадиальный = формационный (Карл Маркс).
Классификация общественных систем:
1) дописьменные и письменные;
2) простые и сложные;
3) первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое;
4) примитивное (общество первобытных охотников и собирателей), традиционное (аграрное) общество, индустриальное и постиндустриальное. 
18.2. Разновидности стадиального подхода.
Маркс
История есть смена общественно-экономических формаций: 1) первичная (первобытная), 2) вторичная (основанная на частной собственности) = рабовладельческая + феодальная + капиталистическая, 3) третичная (коммунистическая).
Ростоу
1) традиционное общество; 2) переходное общество; 3) стадия сдвига; 4) стадия зрелости; 5) эра высокого массового потребления.

Арон:

1) примитивное: 2) традиционное: 3) индустриальное: 4) постиндустриальное.

Тоффлер:
1) аграрное общество; 2) индустриальное общество; 3) третья волна.
Достоинства и недостатки стадиального подхода:
+ 1) позволяет увидеть общее в историческом развитии разных народов;
+ 2) видит историю человечества как единый процесс;
+ 3) позволяет установить закономерности истории человеческого общества;
+ 4) предлагает стройную периодизацию всемирной истории и отдельных стран;

− 1) не поддаются объяснению многие духовные процессы и явления;
− 2) многие народы не проходили в своём развитии через все и даже через большинство стадий => вызывает сомнения применимость ко всем странам и эпохам;
− 3) на второй план отходит человеческая свобода;
− 4) недостаточное внимание уделяется своеобразию, неповторимости отдельных обществ и народов. 
18.3. Цивилизационный подход.
18.3.1. Особенности:
1) всемирная история складывается из историй отдельных цивилизаций.
2) каждый социальный организм отличается индивидуальностью и неповторимостью своего развития. 
18.3.2. В каких значениях употребляется слово «цивилизация»?
1) пришедшая на смену первобытности ступень развития общества (города, письменность, стратификация, государство); 
2) большая общность людей (экономический уклад, мировоззрение, обычаи, религия, эстетические ценности).
3) синоним культуры, культура = цивилизация.
4) стадия в развитии локальной культуры, стадия упадка (Шпенглер): 
18.3.3. Классификация цивилизаций.
Запад и Восток:
1) экономическая сфера: Запад – развитый, урбанизированный, индустриальный; Восток – отсталый, сельский, аграрный;
2) социальная сфера: Запад – классовая дифференциация; Восток – родоплеменные, сословные, клановые, этнические отношения
3) политическая сфера: Запад – гражданский, демократический; Восток – патриархальный, деспотический
4) духовная сфера: Запад – материализм, рациональность, динамизм, покорение природы, научность, свобода, антропоцентризм; Восток – духовность, адаптация к природе, религия, порядок, теоцентризм
18.3.4. Создатели цивилизационного подхода: Данилевский, Шпенглер, Тойнби
18.3.5. Достоинства и недостатки цивилизационного подхода:
+ 1) позволяет изучить историю обществ и народов во всём их многообразии;
+ 2) обращает внимание на те стороны общественной жизни, на которые не обращает внимания стадиальный подход (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология);
+ 3) ставит в центр исследования человеческую деятельность, человека;

− 1) сложно представить всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;
− 2) преувеличивает взаимную изоляцию цивилизаций.
18.4. Почему развивается общество? Движущие силы общественного развития.
1) Волюнтаризм: разум и воля отдельных людей.
2) Географический детерминизм: природная среда. 
4) Демографический детерминизм (Мальтус):
Численность населения возрастает в геометрической прогрессии. Средства существования возрастают в арифметической прогрессии.
5) Исторический материализм (Карл Маркс):
противоречие между динамично развивающимися производительными силами и консервативными производственными отношениями. 
18.5. Как развивается общество (формы, скорость, циклы, альтернативы)?
18.5.1. Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих людей. 
Социальное развитие – изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние.
18.5.2. Формы социальных изменений:  
Эволюция – постепенные изменения.
Революция – тотальное (полное) изменение всех сторон жизни общества – и экономической, и политической, и духовной. 
18.5.3. Скорость, темп исторического развития.
Закон ускорения развития общества (исторического времени):
на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. 
18.5.4. Типы социальной динамики.
1) Линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития (прогресс и регресс).
2) Циклический тип социального движения.
Цикл – совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение известного промежутка времени (напр., годовой цикл).
3) Спиралевидный тип социальной динамики.
18.5.5. Историческая альтернатива.
Возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т.е. историческая альтернатива.

19. Понятие общественного прогресса.
19.1. Направленность общественного развития.
1) Прогресс – переход от низшего к высшему.
2) Регресс – движение от высшего к низшему.
3) Круговорот: общество в целом либо отдельные его сферы движутся в своем развитии по кругу.
19.2. Противоречивость прогресса
1) Подъемы и спады, движение вперед и назад.
2) Прогресс в одной области и регресс в другой.
3) Прогресс науки и техники имеет положительные и отрицательные последствия.
19.3. Критерии прогресса.
1) Французские просветители: развитие разума.
2) Социалисты-утописты: осуществление нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. 
3) Шеллинг: постепенное приближение к правовому устройству.
4) Гегель: рост сознания свободы.
5) Маркс: развитие производительных сил. 
Универсальный критерий социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
19.4. Глобализация – резкий рост взаимовлияния и взаимозависимости народов и государств во всех сферах общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной, культурной). . 
Виды глобализации:
1) экономическая (ТНК);
2) финансовая;
3) политическая (ослабление роли национальных государств);
4) экологическая;
5) криминальная;
6) культурная.

20. Гобальные проблемы современности.
20.1. Признаки
1) угрожают существованию человечества;
2) образуют систему, требующую системного решения;
3) такое решение требует усилий всего человечества.
20.2. Классификация
версия №1:
1) угроза новой мировой войны, 2) экологический кризис, 3) разрыв в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами, 4) демографическая ситуация, 5) наркомания, 6) преступность, 7) разрушение культурных и нравственных ценностей, 8) международный терроризм.
версия №2:
1) интерсоциальные («Восток-Запад», «Север-Юг»); 2) общество и природа (экологические проблемы, проблема ресурсов, проблемы космического пространства и Мирового океана); 3) индивид – общество (здравоохранение, образование, демография, психическое состояние личности, здоровый образ жизни, нравственность и культура).

20.3. Происхождение глобальных проблем современности = неравномерность общественного развития + глобализация.

Закон культурного отставания – изменения в области материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в области нематериальной культуры.

20.4. Способы решения
1) научно-технический прогресс (безоотходные и энергосберегающие производства, альтернативные источники энергии, искусственные материалы, развитие генетики); 
2) создание «мирового правительства»;
3) установление нового мирового экономического порядка (борьба с проблемой отсталости и бедности в развивающихся странах); 
4) развитие нравственной и правовой культуры.

Copyright MyCorp © 2017