Персональный сайт - Демократия,
Суббота, 18.11.2017, 00:11
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

                             Главная Регистрация Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Демократия,

     5. Демократия, её основные ценности и признаки. Богбаз10, §21, 235 – 237; Богпроф11, §16, 163 – 165; Поляков11 (недостатки демократии), 92-94; Поляков11 (суверенная демократия): 130, 109-110, 235-236.

      5.1. Что такое демократия?
     5.1.1. Общественная система.
     5.1.2. Форма государства (форма правления).
     5.1.3. Идеальная модель общественного устройства.
     5.1.4. Политический режим.
     5.2. Признаки демократии.
     5.2.1. Версия №1.
     5.2.2. Версия №2.
     5.2.3. Александр Солженицын о признаках демократии.
     5.3. Предпосылки демократии.
     5.4. Формы демократии: 1) прямая и 2) представительная (парламентская).
     5.5. Основные концепции демократии.
     5.5.1. Коллективистская модель. 
     5.5.2. Индивидуалистическая концепция.
     5.5.3. Плюралистическая концепция.
     5.6. Демократия в современном мире.
     5.7. Суверенная демократия
.  
  
     5.1. Что такое демократия?
     Термин «демократия» появился в Древней Греции и в переводе с греческого означает «власть народа», поскольку состоит из двух слов «demos» - народ, «kratein» - властвование. Классическим образцом античной демократии считаются Афины в V веке до н.э. (век Перикла).
     5.1.1. Демократия может пониматься расширительно – как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида.
     5.1.2. Во-вторых, демократию понимают и более узко – как форму государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть, в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, а управление осуществляется группой лиц. Это античная традиция рассмотрения демократии, начиная с Геродота (V до н.э.).
     5.1.3. В-третьих, под демократией может подразумеваться идеальная модель общественного устройства, основанного на ценностях свободы, равенства и прав человека. Такое понимание демократии характерно для современной западной цивилизации.
     Опыт французской и русской революции позволил отечественному мыслителю Николаю Бердяеву подвергнуть сомнению совместимость идеалов свободы и равенства.
     Николай Бердяев. «Философия неравенства» (1918):
     «Французская революция совершенно смешивала равенство со свободой. Весь XIX век разбивал иллюзии естественной гармонии, он жизненно раскрыл непримиримые противоречия и антагонизмы. Обнаружилось, что равенство несёт с собой опасность самой страшной тирании. Обнаружилось, что свобода нисколько не гарантирует от экономического рабства. Отвлечённые начала свободы и равенства не создают никакого совершенного общества, не гарантируют прав человека. Между свободой и равенством существует непримиримый антагонизм. Вся политическая и социальная история 19 века есть драма этого столкновения свободы и равенства. И мечта о гармоническом сочетании свободы и равенства есть неосуществимая рационалистическая утопия. Никогда не может быть замирения между притязаниями личности и притязаниями общества, между волей к свободе и волей к равенству…
Всегда будет столкновение безудержного стремления к свободе с безудержным стремле-нием к равенству. Жажда равенства всегда будет самой страшной опасностью для человеческой свободы. Воля к равенству будет восставать против прав человека и против прав Бога…
     Свобода и равенство несовместимы. Свобода есть прежде всего право на неравенство. Равенство есть прежде всего посягательство на свободу, ограничение свободы. Свобода живого существа, а не математической точки, осуществляется в качественном различении, в возвышении, в праве увеличивать объём и ценность своей жизни. Свобода связана с качественным содержанием жизни. Равенство же направлено против всякого качественного различия и качественного содержания жизни, против всякого права на возвышение».
     5.1.4. Демократия как политический режим.
     5.2. Признаки демократии как политического режима
     5.2.1. Версия №1:
    1) Признание народа источником власти и носителем суверенитета (народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их); 2) равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни; 3) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека; 4) принцип большинства; 5) право меньшинства на оппозицию; 6) политический плюрализм (многообразие различных партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции); 7) правовое государство; 8) система разделения властей; 9) гласность в действиях государственных органов и должностных лиц; 10) выборность основных органов власти; 11) развитая система местного самоуправления.
     5.2.2. Версия №2:
     1) политическая власть принадлежит большинству (ринцип большинства выражает идею народного суверенитета, согласно которой источником власти является народ); 2) власть формируется путём свободных выборов, предполагающих свободу выдвижения кандидатур, всеобщее и равное избирательное право, тайное голосование; 3) уважение большинством права меньшинства на оппозицию, критику правящего режима и его смену на очередных выборах; 4) принцип разделения властей (исполнительная, законодательная, судебная); 5) наличие конкурентной партийной системы, являющейся основным механизмом формирования воли народа и влияния на правительство; 6) Самый важный признак демократии – гарантии гражданских, политических и социальных прав личности.
     5.2.3. Александр Солженицын. «Как нам обустроить Россию» (1990):
     « Русский философ С.А. Левицкий предлагал различать:
     дух демократии: 1) свобода личности; 2) правовое государство;
     и вторичные необязательные признаки её: 1) парламентский строй; 2) всеобщее избирательное право. Эти два последних принципа совсем не очевидны.
     Уважение к человеческой личности – более широкий принцип, чем демократия, и вот оно должно быть выдержано непременно… 
     Однако и права личности не должны быть взнесены так высоко, чтобы заслонить права общества. Папа Иоанн-Павел II высказал (1981, речь на Филиппинах), что в случае конфликта национальной безопасности и прав человека приоритет должен быть отдан национальной безопасности, то есть целости более общей структуры, без которой развалится и жизнь личностей… ».
     5.3. Предпосылки демократии: 1) высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам; 2) высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов; 3) многообразие форм собственности, гарантированность права частной собственности.
      5.4. Формы демократии в соответствии со способом осуществления народом своей власти: 1) прямая (выборы и референдумы) и 2) косвенная (представительная, парламентская).
      5.4.1. Парламентаризм (в широком смысле) – государственная власть, в которой существенная власть принадлежит народному представительству (парламенту).  
      Павел Новгородцев. «Кризис современного правосознания» (1909):  
    «Древний мир знал только непосредственную демократию, в которой народ сам правит государством через общее народное собрание. Понятие демократии совпадало здесь с понятием демократической формы правления, с понятием непосредственного народоправства… это греческое словоупотребление воспроизводит Руссо… Но, с другой стороны… он допускал, что с верховенством народа совместимы различные формы правления – и республиканская, и аристократическая, и монархическая… Руссо считал демократию возможной только в виде непосредственного народоправства, соединяющего законодательство с исполнением. Те формы правления, в которых народ оставляет за собой только верховную законодательную власть, а исполнение передаёт монархии или коллегии немногих, он… не называл демократическими».
     5.4.2. Почему необходима представительная демократия?
     1) Большая территория государства мешает каждому гражданину прибыть для принятия решений.
     2) Сложность политических решений, требующих профессионализма и компетентности. 
     5.4.3. Недостатки представительной (парламентской) демократии: 1) политические партии и движения оттесняют граждан от непосредственного участия в политической жизни; 2) нередко бюрократический аппарат скрывает свою деятельность; 3) несовпадение политических возможностей тех, кто обладает лишь формальными правами, и тех, кто располагает деньгами, СМИ, административными рычагами (ресурсом); 4) недоверие к власти, весьма частое нежелание участвовать в выборах; 5) отбор кандидатов в законодательные органы производится самими политическими партиями; 6) недостатки избирательных систем.
     Административный ресурс – возможность использования политическими силами, партиями и кандидатами на выборах их политического положения или связей с правительственными учреждениями с целью влияния на результаты выборов.
     «Провалы» демократии - неспособность демократических политических систем гарантировать декларируемые ими ценности свободы выбора, свободы мысли, свободы политических взглядов, личные свободы (неприкосновенность жилища, тайны переписки, телефонных переговоров).
     Выборы всё больше напоминают обычную продажу товаров, в качестве которых выступают броские партийные лозунги и образы партийных лидеров. Происходит соревнование не партийных программ, а ярких идей и ярких личностей. Выборы превращаются в шоу. Даже в странах считающих себя эталоном демократии процветают лоббизм, торговля местами в партийных списках и организация встреч с высшими лицами государства (например, с президентом США) за деньги. Под видом борьбы с терроризмом нарушаются гражданские права (тайные тюрьмы, нарушение тайны банковских вкладов, развитие системы видеонаблюдения).       
    5.5. Основные концепции демократии.
     Концепция (от латинского conceptio - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел. 
     5.5.1. Исторически первой была коллективистская модель демократии (Древняя Греция). Коллективистские взгляды на демократию нашли отражение в коммунистических утопиях Томаса Мора, Шарля Фурье, Анри де Сен-Симона. Теоретическую разработку эта концепция получила у Жан-Жака Руссо.
     Источником власти в государстве признаётся народ. Народ обладает общей волей, неделимым и неотъемлемым суверенитетом, который понимается как осуществление общей воли. Автономия личности отрицается. Личность рассматривается как составная часть целого (класса, нации). Признаётся неограниченность, абсолютность власти большинства над меньшинством. Устраняется сама проблема прав человека, поскольку целое – государство – заинтересовано в благополучии всех собственных частей. 
     Недостатки: власть большинства на практике превращается в его произвол; «общая воля», классовый, национальный интерес становятся оправданием политического господства отдельного лица или группы; отсутствуют гарантии индивидуальных прав и свобод. 
     5.5.2. Индивидуалистическая концепция признаёт личность главным источником власти, приоритет прав личности над правами государства. Индивидуальная свобода понимается как отсутствие каких-либо ограничений, вмешательства извне. Власть большинства над меньшинством ограничивается во имя обеспечения индивидуальной и групповой автономии. Сфера деятельности государства («ночной сторож») ограничивается охраной общественного порядка и безопасности граждан. 
     Недостатки: углубление социального неравенства; имущественная поляризация общества подрывает фундаментальные права и свободы личности; современное государство не может ограничиваться ролью «ночного сторожа»; недооценка группы как субъекта политической жизни.
     5.5.3. Плюралистическая концепция демократии признаёт социальную группу главным элементом демократической политической системы. Соперничество и баланс групповых интересов считается социальной основой демократии. Сфера деятельности государства расширяется (арбитр соперничающих групп, поддержка государством социально ущемлённых групп и индивидов). 
     Недостатки: преувеличение групповых интересов граждан; недостаточный учёт влияния на власть капитала; идеализированная трактовка государства как нейтрального арбитра; ограничение свободы во имя групповых интересов. 
     5.6. Демократия в XXI веке.
     5.6.1. Полиархия.
     Невозможность практического осуществления народовластия в современных национальных государствах заставляет политологов задуматься над тем, какой тип режима сложился в тех странах, которые считаются демократическими. Было предложено мнение, что в современном западном обществе сложился особый тип правления – «полиархия».
     Полиархия (греч., от polys - многие, и arche - власть) - форма правления, где власть находится в руках многих лиц, в противоположность монархии.
     Роберт Алан Даль. «Полиархия, плюрализм и пространство» : 
     «Нас интересовало различие между двумя иногда смешивающимися употреблениями термина "демократия”: один – для описания цели или идеала, другой для описания отличительных характеристик действующих политических систем, называемых в современном мире демократическими, или демократиями … полиархия есть "управление государством или городом многими, в противоположность монархии”».
     5.6.2. Сэмюэл Хантингтон. «Третья волна. Демократизация в конце XX в.» (1991): 
     Первый подъём – 1828-1926., первый спад – 1922-1942, второй подъём – 1943-1962, второй спад – 1958-1975 гг., начало третьего подъёма – 1974. Начало третьего спада (?) – 1999 (11 сентября 2001 г.).
     5.7. Суверенная демократия – демократия для России (Поляков11, 130, 109-110, 235-236).
     В глобальном мире разделение государственной жизни на внешнюю и внутреннюю становится всё более условным. В такой ситуации попытки одних стран (США) навязывать другим (например, России, Ирану и т.д.) некоторые «стандарты демократии», оценивать ход политических реформ и задавать их направление, диктовать цели во внешней политике – всё это вызывает потребность в создании такой демократии, которая может управлять собой свободно и самостоятельно, а не в результате давления или приказов извне. 
     Суверенная демократия – понятие, использованное В. Ю. Сурковым 22 февраля 2006 года в программной речи перед партийным активом Единой России.
     Сурков Владислав Юрьевич (1964 – ) – российский государственный деятель, первый заместитель Руководителя Администрации Президента России, главный кремлёвский идеолог.
     Суверенная демократия – это образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими.


Copyright MyCorp © 2017