Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - Экономика4
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 17.08.2017, 14:48
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Экономика4

16. Налоги, уплачиваемые гражданами. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
16.1. Налоговая политика это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков. 
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое обязано платить этот налог в законодательном порядке.
Объект налога – предмет (доход, имущество, товар), подлежащий налогообложению.
Источник налога – это доход налогоплательщика (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог.
Налоговая ставка – величина налога, приходящаяся на единицу обложения (единица измерения объёма налогообложения – рубль, гектар и т.д.)
16.2. Классификация налогов:
16.2.1. По виду объектов налогообложения и способа взимания:
1) прямые (подоходный налог, налог на прибыль хозяйственных организаций, налог на наследование или дарение, земельный налог, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, налог на имущество организаций и т. п.);
2) косвенные (НДС = налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы, налоги с продаж).
Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщиков (прямые налоги связаны с доходами). При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учётом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Т.о. производители и продавцы выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством, а покупатель  становится плательщиком этого налога.
16.2.2. По уровням взимания налогов:
1) федеральные (НДС, акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог, налог на покупку валюты);
2) региональные (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду и пр.);
3) местные (земельный налог. курортный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилого фонда и др.).
16.2.3. В зависимости от характера ставок: 1) пропорциональный налог (ставка, которого для всех одинакова [например, ставка подоходного налога – 13%]); 2) прогрессивный налог (ставка тем больше, чем выше уровень дохода [некоторые ставки таможенных пошлин]); 3) регрессивный налог (ставка тем ниже, чем выше уровень дохода [ставки государственной пошлины за подачу искового заявления в суд уменьшаются с увеличением цены иска]).
16.2.4. Налоги с 1) физических и 2) юридических лиц.
16.3. Налоги, уплачиваемые предприятиями:
1) налог на добавленную стоимость; 2) налог на прибыль; 3) акцизы; 4) налог на имущество предприятий; 5) налог на доходы физических лиц; 6) единый социальный налог; 7) налог на добычу полезных ископаемых; 8) водный налог; 9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) государственная пошлина; 11) транспортный налог; 12) земельный налог; 13) налог на имущество физических лиц; 14) налог на внешнюю торговлю.
Предпринимателю также приходится производить платежи в различные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.).
16.4. Налоги, уплачиваемые гражданами:
1) основной налог НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – удерживается из заработной платы и перечисляется работодателем (государственная пошлина); 2) налог на имущество физических лиц (налог на строения, помещения, сооружения, транспортные средства); 3) налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; 4) земельный налог; 5) транспортный налог; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
16.5. Принципы налогообложения:
1) справедливость (налоги должны быть равными для каждого уровня дохода);
2) определённость и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны);
3) удобство взимания для налогоплательщиков;
4) экономичность = эффективность (разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим, тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений); 5) обязательность (неизбежность осуществления платежа).
16.6. Функции налогов:
1) фискальная (финансирование государственных расходов, пополнение бюджета);
2) экономическая (поднимая или снижая налоги, государство либо способствует его развитию, либо сдерживает темпы экономического развития);
3) распределительная = социальная (через налоги перераспределяются доходы населения и поддерживаются неимущие слои населения);
4) социально-воспитательная (сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путём установления на них повышенных налогов);

5) конкретно-учётная (учёт доходов граждан, предприятий и организаций).

17. Государственный бюджет.

17.1. Государственный бюджет – сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные средства.

17.1.1. Источники доходов:

1) налоги;

2) государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);

3) эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;

4) займы у международных организаций.

17.1.2. Основные статьи расходов:

1) национальная оборона;

2) правоохранительная деятельность;

3) обеспечение безопасности и судебная власть;

4) государственное управление;

5) экономическое развитие различных отраслей хозяйства;

6) обслуживание государственного долга;

7) социальное обеспечение.

17.1.3. Профицит и дефицит бюджета.   

1) Когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым расходам, бюджет называется сбалансированным.

2) Когда доходы превышают расходы, эта разница является положительным сальдо (профицитный бюджет).

3) Когда расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или дефицитом бюджета.

Сальдо – разность между финансовыми поступлениями и расходами за определенный промежуток времени.

Профицит бюджета –  превышение доходов бюджета над его расходами.

Дефицит – недостаточность средств, ресурсов в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем.

17.1.4. Источники покрытия бюджетного дефицита: 

1) выпуск в обращение дополнительных денег (эмиссия);

2) привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг;

3) займы у хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных).   

17.2. Государственный долг.

Государственный долг сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам; различают внешний и внутренний государственный долг.

Внутренний государственный долг – это сумма задолженности государства перед собственным населением и предприятиями; внешний – задолженность государства международным банкам, иностранным правительствам, крупным частным банкам.

Обслуживание долга – это выплата процентов по задолженности постепенное погашение основной суммы долга.

Важны не абсолютные показатели долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства: 1) величина долга на душу населения; 2) отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%); 3) отношение величины госдолга к объёму экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза); 4) расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15-20%); 5) отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.

Реструктуризация долга – процесс, при котором пересматриваются условия обслуживания долга (процент, суммы, сроки начала возврата).

Меры по управлению государственным долгом:

1) недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства; 2) поиск средств для выплаты долга; 3) нейтрализация негативных последствий государственного долга; 4) эффективное использование средств заимствования, т.е. направление их в проекты, которые в отведённый срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.   



Copyright MyCorp © 2017