Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - Экономика 2
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 25.06.2017, 01:25
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Экономика 2

     7. Банковская система. 
     7.1. Банковская система – совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций.
     Банк – финансовая организация, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу.
     Банки делятся на две категории: 1) эмиссионные; 2) коммерческие.
     Эмиссия – выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах.
     Основные формы эмиссии: 1) эмиссия кредитных денег – банкнот; 2) депозитно-чековая эмиссия; 3) эмиссия ценных бумаг.
     Эмиссионным является либо один (государственный, центральный), либо несколько банков, выполняющих эту функцию от лица государства. В России эмиссионным является только Центральный банк России, принадлежащий государству. Эмиссионный банк ведёт дела только с государством и коммерческими банками. Все остальные банки относятся к категории коммерческих и обслуживают граждан и фирмы. Сберегательный банк России – частный акционерный коммерческий банк, но государству принадлежит крупнейший пакет его акций.
     Современная банковская система во всех странах имеет два уровня:
     1) верхний уровень – это центральный банк (в США – Федеральная резервная система - ФРС);
     2) нижний уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные организации.  
     7.2. Центральный банк.
     Функции ЦБ:
     1) эмиссия (выпуск) денежных знаков, являющихся национальной валютой;
     2) осуществление денежно-кредитной политики государства;
     3) кредитование и ведение счетов коммерческих банков и правительства;
     4) обеспечение стабильной деятельности банковской и финансовой систем;
     5) поддержание устойчивости национальной денежной единицы;
     6) хранение денежных запасов и золота.
     7.3. Коммерческие банки – чаще всего негосударственные банки, выполняющие широкий круг банковских операций, обслуживающий преимущественно предприятия, фирмы, организации, учреждения и оказывающие банковские услуги населению.
     Коммерческие банки берут у заёмщиков за пользование деньгами большую плату (ставка процента выше), чем платят вкладчикам (ставка процента ниже). Разница между этими процентами и есть банковская прибыль.
     7.3.1. Банковская прибыль = % выплачиваемый вкладчиками за пользование деньгами (кредитный процент) – % выплачиваемый вкладчикам (депозитный процент).
     Депозит – денежные вклады в банки (банковские депозиты).
     7.3.2. Функции коммерческих банков: 1) расчётные операции; 2) платёжные операции; 3) привлечение вкладов; 4) предоставление ссуд; 5) операции на рынке ценных бумаг; 6) посреднические операции.
     7.3.3. Операции коммерческих банков: 1) пассивные (мобилизация денежных ресурсов): приём вкладов (депозитов), получение кредитов от других банков и центрального банка, выпуск собственных ценных бумаг; 2) активные (размещение средств): предоставление различных по срокам и размерам кредитов; 3) комиссионные (посреднические): оказание услуг (наличные и безналичные платежи), выполнение поручений; 4) консалтинговые.
     7.3.4. Виды коммерческих банков:
     1) по сфере деятельности: 1) универсальные; 2) специализированные (сберегательные, инвестиционные, ипотечные, клиринговые, инновационные и др.).
     2) по форме собственности: 1) государственные; 2) муниципальные; 3) частные; 4) акционерные; 5) смешанные;
     3) по территориальному признаку: 1) местные; 2) региональные; 3) национальные; 4) международные.  
     7.4. Банковский кредит – денежная сумма, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты определённого процента.
     7.4.1. Функции банковского кредита: 1) перераспределение денежных средств между фирмами, районами и отраслями => продуктивное использование временно свободных денежных средств; 2) замена в обращении действительных денег кредитными деньгами (банкнотами) и кредитными операциями (безналичными расчётами) => сокращение издержек обращения.  
     7.4.2. Принципы кредитования: 1) срочность; 2) платность; 3) возвратность; 4) гарантированность.
     7.5. Виды кредитов:
     7.5.1. По сроку кредитования: 1) краткосрочные (на срок не более 1 года); 2) среднесрочные (от 1 года до 5 лет); и 3) долгосрочные (свыше 5 лет).
     7.5.2. По способу кредитования: 1) натуральный; 2) денежный.
     7.5.3. По характеру кредитования: 1) ипотечный; 2) потребительский; 3) государственный; 4) межгосударственный; 5) банковский кредит (представляется финансово-кредитными учреждениями в виде денежных ссуд).
     Ипотека – залог недвижимого имущества, главным образом земли и строений, с целью получения ипотечной ссуды. Ипотека представляет такой вид залога, при котором закладываемое имущество не передаётся в руки кредитора, а остаётся у должника.
     
     8. Основные источники финансирования бизнеса.
     8.1. Источники финансирования бизнеса.
     Денежные средства предприятия называются финансами, а их пополнение финансированием.
     Источники финансирования:
     1) внутренние (прибыль фирмы + амортизационные отчисления);
     2) внешние (банковские кредиты + средства различных финансовых учреждений [страховые и инвестиционные компании, пенсионные фонды и др.] + государственные и региональные фонды поддержки малого предпринимательства.
     8.1.1. Внутренние источники финансирования.  
     1) Прибыль фирмы.
     2) Амортизация – исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования. Амортизация есть одновременно средство, способ перенесения стоимости изношенных средств труда на произведённый с их помощью продукт. Инструментом возмещения износа основных средств являются амортизационные отчисления в виде денег, направляемых на ремонт или строительство, изготовление новых основных средств.
     Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену. Производитель обязан накапливать амортизационные отчисления, откладывая их из выручки за проданную продукцию.
     Амортизационный фонд – денежные средства, предназначенные для воспроизводства, воссоздания изношенных основных средств. Величина годовых амортизационных отчислений предприятия, организации определяется в виде доли первоначальной стоимости объектов, представляющих основные средства. Нормативное значение этой доли называют нормой амортизации.  
     8.1.2. Внешние источники финансирования.
     1) Банковский кредит – денежная сумма, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты определённого процента.
     
Виды кредитов: 1) краткосрочные (на срок не более 1 года); долгосрочные (более одного года).
     Краткосрочные ссуды автоматически погашаются за счёт средств от реализации товаров и даже могут предоставляться малым предприятиям без обеспечения гарантий (например, если фирма – постоянный и надёжный клиент банка).
     Долгосрочный кредит выдаётся на более длительный срок и используется в основном на цели модернизации или расширения производства. Этот кредит выдаётся крупным предприятиям, которые могут предоставить солидные гарантии возврата ссуды:
     имущество предприятия (земля, здания, сооружения, машины и оборудование), гарантии успешных партнёров по бизнесу или государственных учреждений.  
     Долгосрочные кредиты погашаются из будущих доходов предприятия.
     2) Преобразование индивидуального предприятия в товарищество.
     3) Преобразование товарищества в закрытое акционерное общество.
     4) Использование средств различных фондов для поддержки малого предпринимательства.
     
     9. Ценные бумаги. 
     9.1. Ценные бумаги – это специальным образом оформленные финансовые документы, в которых зафиксированы права их владельца или предъявителя.
     К ценным бумагам относятся: акции, облигации, векселя, казначейские векселя, сберегательные сертификаты, чеки, коносаменты, документы, подтверждающие получение банковского кредита, долговые расписки, завещания, страховые полисы, опционы, фьючерсные контакты и др. 
     Эмитенты – органы или организации, выпускающие в обращение ценные бумаги. 
     Гражданский кодекс РФ относит ценные бумаги к вещам.
     Признаки ценной бумаги
     1) составлена по определённой форме; 
     2) содержит информацию о том, кто имеет право на имущество и кто обязан это имущество данному лицу предоставить; 
     3) форма и название предусмотрены государством в соответствующих актах; 
     4) действует только в случае её предъявления. 
     Право на имущество и на денежные выплаты по ценным бумагам их владельцу обеспечивают организации, которые выпустили и продали ценные бумаги. 
     Ценная бумага – товар, который не имея собственной стоимости, может быть продан по высокой рыночной цене. Это объясняется тем, что ценная бумага, имея свой
номинал, т.е. нарицательную стоимость, указанную на ней, представляет собой определённую величину реального капитала, вложенного, например, в промышленное предприятие. Если спрос на ценную бумагу превысит предложение, то её цена может превысить номинал.  
     9.2. Виды ценных бумаг
     1) денежные (облигации, векселя, денежные чеки, денежные сертификаты); 
     2) товарные ценные бумаги, которые закрепляют вещественные права их обладателей, права собственности (коносаменты = товарные накладные, складские свидетельства); 
     3) акции предоставляют как денежные, так и имущественные права.
     Как правило, покупка и продажа ценных бумаг производится на фондовой бирже.
     9.3. Акция – 1) ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и закрепляющая права её владельца (акционера); 2) ценная бумага, которая свидетельствует, что её владелец (владельцы) внёс свой вклад – пай – в капитал акционерного общества и имеет соответствующие права.
     Пай – денежный взнос или доля в общем капитале фирмы, компании, общества, кооператива, приходящееся на данное физическое или юридическое лицо, вносящее деньги, - пайщика.  
     Какие права даёт акция?
     1) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов; 
     2) на продажу акции на рынке ценных бумаг; 
     3) на участие в управлении акционерным обществом (обыкновенные); 
     4) на получении части имущества или стоимости этой части имущества при ликвидации общества.
     Дивиденды – часть прибыли акционерного общества, которую оно распределяет между акционерами (обладателями акций) и выплачивает им ежегодно в соответствии с имеющимися у них акциями и с учётом достоинства акций.  
     Привилегированные акции – акции, которые дают их владельцам право на первоочередное получение дивидендов по фиксированной ставке !!! вне зависимости от уровня прибыли, полученной акционерным обществом в данном периоде + преимущественное право на получение доли имущества ликвидируемой акционерной компании.
     Обыкновенные (ординарные, акции с нефиксированным дивидендом) акции – акции, по которым дивиденды выплачиваются из части прибыли, оставшейся после уплаты твёрдого процента обладателям привилегированных акций, то есть в виде процента, зависящего от величины прибыли; владельцы таких акций в отличие от обладателей привилегированных акций обладают !!! правом голоса на общем собрании акционеров.
     Акции номинативные, именные – акции, выданные на имя вполне определённого лица.  
     9.4. Виды денежных ценных бумаг:  
     9.4.1. Облигация – ценная бумага, закрепляющая право владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её !!! номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. 
     В отличие от акции, которая приносит доход в зависимости от общей доходности предприятия, облигация даёт доход в соответствии с фиксированной процентной ставкой. 
     9.4.2. Вексель – ценная бумага в виде долгосрочного обязательства, составленного в письменном виде по определённой форме. Вексель даёт лицу, которому он выдан (кредитору, заимодавцу), именуемому векселедержателем, безусловное, поддерживаемое законом право на получение (возврат) предоставленного им на фиксированный срок и на определённых условиях денежного долга. 
     9.4.3. Чек – денежный документ строго установленного образца, содержащий по своей сути безусловный приказ, распоряжение чекодателя (лица, выписавшего чек) банку или другому кредитному учреждению о выплате держателю чека (лицу, которому выдан чек) указанной суммы денег. 
     
     10. Рынок труда. Заработная плата. 
     10.1. Рынок труда – вид рынка, позволяющий фирмам удовлетворять потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды.
     Если человек не изготавливает материальные блага, которые можно обменять на другие материальные блага, то он может продать на рынке в качестве товара свою способность трудиться, т.е. рабочую силу. Для торговли рабочей силой существует особый рынок – рынок труда. 
     10.2. Рабочая сила – это физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определённые виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.
     Величина спроса на рабочую силу зависит от
     1) спроса потребителей на выпускаемые товары и услуги; 
     2) цены на них; 
    3) ставки заработной платы; 
     4) качества труда; 
     5) его производительности; 
     6) применяемых технологий; 
     7) экономической ситуации в стране. 
     Предложение индивидуального труда зависит от
     1) уровня заработной платы; 
     2) благосостояния семьи; 
     3) общественного престижа труда; 
     4) потребности работника в свободном времени.  
     Так же на спрос и предложение на рынке труда оказывают влияние
     1) мобильность трудовых ресурсов (возможность людей менять работу и использование этой возможности); 
     2) дискриминация в сфере труда по половым, возрастным различиям, национальности, убеждениям; 
     3) помощь профсоюзов по защите прав наёмных работников, улучшению условий труда и увеличению его оплаты.
     10.3. Заработная плата.
     Конкретной формой стоимости и цены рабочей силы в денежном выражении является заработная плата. Потребительная стоимость товара «рабочая сила» состоит в том, что работник в процессе труда создает стоимость !!! большую, чем стоимость рабочей силы, т. е. прибавочную стоимость, присваиваемую работодателем. 
     На рынке труда, как и на иных рынках, имеются предложение, спрос и цена – заработная плата: 
     1) повременная (её размер прямо пропорционален количеству часов, отработанных работником); 
     2) сдельная (её размер зависит от количества выполненных работ или произведённых работником товаров); 
     3) смешанная (сочетает элементы и повременной и сдельной оплаты).
     Номинальная заработная плата – это то вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определённой суммы денег.
     Реальная заработная плата – эта сумма жизненных благ, которую можно приобрести за номинальную плату при определённом уровне цен на товары и услуги.
     10.4. Прожиточный минимум.
     На рынке труда существует предел падения цены на товар, т.е. минимальная цена, ниже которой он не может стоить, - это минимальный размер заработной платы.
     Минимальный размер заработной платы определяется прожиточным минимумом. 
     Прожиточный минимум – сумма денег, необходимая для приобретения человеком объёма продуктов питания не ниже физиологических норм, а также удовлетворения на минимально необходимом уровне его потребностей в одежде, обуви, жилье, транспортных услугах, предметах санитарии и гигиены.
     Он включает затраты на питание, одежду, жильё, удовлетворение минимальных социально-культурных потребностей. 
     Потребительская корзина – расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. 
     
     11. Безработица. 
     11.1. Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и, приносящая, как правило, доход.
     Безработица – такое положение в экономике, при котором часть !!! способных и !!! желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям.
     Стимулирование (мотивация) – внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. 
     Методы стимулирования (мотивации)
     1) справедливое денежное вознаграждение; 
     2) наделение полномочиями и ответственностью; 
     3) пробуждение интереса к работе; 
     4) возможность профессионального роста; 
     5) формирование преданности, верности организации, духа сотрудничества и корпоративной культуры.  
     11.2. Причины безработицы
     1) слишком высокая заработная плата (завышенные требования самих работников, предъявляемых к работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы); 
     2) слишком низкий спрос на рабочую силу; 
     3) безработица как результат негибкости рынка труда (свободные места, существующие на каком-либо специализированном рынке труда, объективно не могут быть заполнены людьми, ищущими работу, в силу того, что последние просто не имеют необходимого образования).
     11.3. Виды безработицы
     1) структурная (избыток рабочей силы в одной отрасли и недостаток в другой); 
     2) фрикционная (перемещение людей из одной местности в другую, с одного предприятия на другое); 
     3) циклическая (падение спроса на рабочую силу, вызванное спадом производства); 
     4) сезонная (сезонные колебания в объёме производства определённых отраслей); 
     5) скрытая (работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства по своей основной специальности). 
     Фрикционная безработица возникает вследствие перемены места жительства, несовершенства трудового законодательства, неосведомлённости людей о возможности найти работу с устраивающим их уровнем оплаты, высокого уровня пособия по безработице по сравнению с заработной платой. Особенность этого вида безработицы является её непродолжительность.
     Структурная безработица вызывается изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса. Этот вид безработицы носит достаточно длительный характер и является серьёзной проблемой. 
     Циклическая безработица – вид безработицы, возникающий в период циклического спада и исчезающий или уменьшающийся в период циклического подъёма.  
     11.4. Рыночной экономике присущ определённый уровень безработицы. Этот уровень называется естественным и считается неизбежным.
     !!! Естественный уровень безработицы = 1) структурная + 2) фрикционная.
     11.5. Государственная политика в области занятости.
     11.5.1. Основная цель государственной политики: формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечение предприятий работниками через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности работников, развитие системы обучения кадров, действие государственных органов по вопросам занятости.
     11.5.2. Формы государственного регулирования:
     1) экономические (преодоление дефицита рабочих мест посредством инвестиций);
     2) административные;
     3) законодательные;
     4) организационные.
     Активная политика занятости – меры, способствующие снижению безработицы до её минимального (естественного) уровня.
     Инструменты и средства: профессиональная подготовка, переподготовка кадров, информация о рынке труда, общественные работы и организация временной занятости подростков, поддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной занятости.
     Пассивная политика занятости – меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости.
     11.5.3. Нормативно – правовые основы деятельности органов по вопросам занятости: 1) Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «о занятости населения», конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ).
     
     12. Виды, причины и последствия инфляции. 
     12.1. Что такое инфляция?  
     Инфляция – процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги.
     12.2. Виды инфляции.
     В зависимости от темпа роста цен
     1) умеренная (ползучая) = длительный постепенный рост цен (рост цен на товары и услуги не превышает 10 – 15% в год); 
     2) галопирующая = скачкообразный рост цен (рост цен на 100 – 150% в год); 
     3) гиперинфляция = сверхвысокий рост цен до 1000% в год, более 50% в месяц.
     По видам причин
     1) инфляция спроса (дефицит госбюджета, опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда => спрос превышает предложение); 
     2) инфляция издержек = предложения (цены на производственные ресурсы, изменение величины налогов на производителя, увеличение заработной платы, внешние причины (наводнение, землетрясение, социальные потрясения) => повышение издержек на единицу продукции).  
     По характеру протекания
     1) открытая (продолжительный рост цен на товары и услуги); 
     2) скрытая (подавленная) (неизменные розничные цены на товары и услуги и одновременный рост денежных доходов населения); 
     12.3. Причины инфляции.
     Инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии соответствующего увеличения товарной массы.  
     Инфляция спроса появляется, когда спрос превышает предложение, что ведёт к росту цен.
     Источники избыточного спроса
     1) дефицит госбюджета (часто он покрывается за счёт выпуска не обеспеченных товарами бумажных денег); 
     2) опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда. 
     Инфляция издержек (предложения) возникает как следствие повышения издержек на единицу продукции.
     Причины повышения уровня издержек производства
     1) цены на производственные ресурсы, сырьё и энергию («нефтяной шок» 1973 г.); 
     2) изменение величины налогов на производителя; 
     3) увеличение заработной платы; 4) внешние причины (наводнение, землетрясение, социальные потрясения).
     Стагфляция – сочетание стагнации и инфляции, состояние экономики, при котором происходят одновременно спад производства, рост цен и безработицы, сочетание экономического кризиса с инфляцией. 
     Ярким примером стагфляции может служить состояние экономики России в 1991-1996 гг., когда при росте цен в десятки раз произошло падение ВВП почти в три раза.  
     12.4. Последствия инфляции
     1) для сферы производства (снижение занятости, обесценение всего фонда накопления, обесценение кредитов, стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции); 
     2) при распределении доходов (увеличение доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов, обесценивание фиксированных доходов населения, обесценивание доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления, снижение покупательной способности денежной единицы); 
     3) для экономических отношений (владельцы предприятий не знают какую цену назначать за свою продукцию, потребители не знают какую продукцию выгоден покупать в первую очередь, поставщики сырья начинают предпочитать получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер, кредиторы избегают давать в долг); 
     4) для денежной массы (деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения).  
     12.5. Кому выгодна инфляция?
     Инфляция выгодна экспортёрам, должникам, возвращающим долг в неиндексированном размере, банкам, выплачивающим низкие проценты по вкладам, государству, сохраняющему уровень выплат без учёта роста цен. 
     Правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности.
     12.6. Методы борьбы с инфляцией
     1) денежная политика жёстких ограничений на ежегодные приросты денежной массы; 
     2) сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации путём увеличения доходов и уменьшения расходов государства.
     Комплекс антиинфляционных мероприятий
     1) стабилизация и стимулирование производства; 
     2) совершенствование налоговой системы; 
     3) регулирование цен и доходов.  
     В экономической политике, направленной против инфляции, различают два подхода:
     1) приспособление (адаптация) к инфляции (индексация доходов, контроль за уровнем цен);
     2) ликвидационные (антиинфляционные) меры (активное снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы).
     Если указанные меры не помогают, то тогда государство вынуждено проводить денежную реформу.  
     12.7. Денежная реформа – полное или частичное изменение денежной системы страны, проводимое государством в связи с расстройством денежного обращения и в целях укрепления национальной валюты, стабилизации денежной единицы. 
     Виды денежных реформ
     1) дефляция – сокращение денежной массы путём изъятия из обращения избыточных денежных знаков;  
     2) деноминация – укрупнение денежной единицы путём обмена в определённой пропорции старых денежных знаков на новые (в СССР деноминация была проведена в 1961 году, в России – в 1998); 
     3) девальвация – снижение обменного курса денежной единицы по отношению к иностранным валютам;  
     4) ревальвация – повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства;
     5) нуллификация – признание государством денежных знаков и ценных бумаг недействительными.  
     
     13. Понятие ВВП. Измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели).
     13.1. Макроэкономические показатели – сводные, обобщающие, усреднённые по экономике в целом показатели объёмов производства и потребления, доходов и расходов, структуры, эффективности, уровня благосостояния, экспорта и импорта, темпов экономического роста, инфляции.
     Система национальных счетов – это совокупность статистических экономических показателей, характеризующих величины совокупного продукта и совокупного дохода и позволяющих оценить состояние экономики страны.
     Макроэкономические показатели позволяют:
     1) измерять объём производства в каждый конкретный момент времени;
     2) определять факторы, непосредственно влияющие на функционирование;
     3) путём сравнения факторов в течение нескольких лет прослеживать динамику и делать прогнозы дальнейшего развития экономики;
     4) разрабатывать государственную экономическую политику.  
     Виды экономических величин и показателей: объёмные (количество продукта) и качественные (отношение двух величин). 
     В большинстве стран объём годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (с 1988 г. и в России). 
     13.2. Валовой национальный продукт (ВНП) – это сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.
     Не все товары, произведённые в данном году, окажутся проданными: часть из них может пополнить запасы, но, поскольку они произведены в этом году, они учитываются в ВНП.
     ВНП измеряется в денежном выражении, так как вся продукция разнородна. 
     В ВНП включаются продажи !!! только конечных продуктов, исключая продажи промежуточных продуктов, т.е. используемых при изготовлении конечного продукта. Это позволяет исключить двойной счёт и завышенную оценку ВНП. 
     Конечная продукция – это товары и услуги, которые продаются для конечного использования, а не для переработки или перепродажи.
     ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведённых в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитывается ещё несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.
     13.3. Чистый национальный продукт (ЧНП) – это рыночная стоимость реально созданных страной товаров и услуг за определённый период. 
     ЧНП = ВНП – стоимость потреблённого капитала (амортизация).  
     13.4. Валовой внутренний продукт (ВВП) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведённых за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями. 
     Различают два показателя: реальный ВВП, тогда его объём выражен в неизменных ценах произведённых продуктов; номинальный ВВП, когда его объём измеряется в текущих ценах.
     При расчёте реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции.
     Методы подсчёта ВВП
     1) по расходам: суммирование всех произведённых в обществе расходов, включающих потребительские расходы населения, инвестиционные расходы производителей, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт (разность между экспортом и импортом страны);
     2) по доходам: суммирование всех доходов в обществе: косвенные налоги, заработная плата (кроме зарплат государственных служащих, так как они выплачиваются из государственного бюджета), доходы от собственности, прибыль, процент на капитал, амортизационные отчисления, рентные платежи;
     3) по добавленной стоимости: по стоимости, складывающейся в процессе производства на данном предприятии и характеризующей его реальный вклад в создание конечного продукта; включающей зарплату и прибыль; суммирование добавочных стоимостей по всем отраслям и видам производства в экономике.  
     !!! Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения.
     13.5. Чистый внутренний продукт (ЧВП) – отражает производственный потенциал экономики и включает только чистые инвестиции и не включает стоимость потреблённого капитала (амортизацию).
     ЧВП = ВВПамортизация.  
     13.6. Национальный доход – это исчисленная в денежном выражении стоимость созданного в стране в течение года совокупного продута. 
     Национальный доход = ВНП – (амортизационные исчисления + косвенные налоги). 
     Национальный доход = ЧНП – косвенные налоги.
     Национальный доход = все факторные доходы = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций.
     13.7. Личный доход (ЛД) – это совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства).
     13.8. Располагаемый личный доход (РЛД) – это доход используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств.
     РЛД = ЛД – индивидуальные подоходные налоги (ИПН).

Copyright MyCorp © 2017