Персональный сайт - Этнические общности.
Суббота, 16.12.2017, 10:06
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

                             Главная Регистрация Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Этнические общности.

     5. Этнические общности. Богбаз10, §17, 184 – 187; Богпроф11, §8.
     
5.1. Что такое этнос? 
     5.1.1. Этнос и народ.
     5.1.2. Формы этнических общностей.
     5.1.3. Нация как 1) согражданство и 2)этнос. 
     5.1.4. Классификация этносов.  
     5.2. Различные подходы к пониманию сущности этносов:
     5.2.1. Расизм.
     5.2.2. Марксизм. 
     5.2.3. Теория этногенеза Льва Гумилёва.

     5.1. Что такое этнос
     5.1.1. Наряду с классами, сословиями и другими группами социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности, называемые этническими. 
     Этнос (греческое ethnos – народ) – 1) исторически сложившаяся общность людей с общей культурой, языком и самосознанием; 2) большая группа людей, обладающая общностью культуры, языка, исторической судьбы.
     Термин близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. 
     5.1.2. Формы этнических общностей: род, племя, народность, нация.
     Народ – обозначение всех исторических типов этнических общностей: племён, народностей, наций. 
     Народ = этнос.  
     1) Род – коллектив кровных родственников (20 – 30 человек), ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Счет родства ведется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита. Роды объединялись в племена. Распался с возникновением государства. Родоплеменное деление сохранилось у некоторых народов. 
     2) Племя – 1) тип этнической общности и социальной организации первобытного общества; 2) совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры и сознанием общего происхождения.
     Признаки: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, единый языковой диалект, единство религиозных представлений, самосознания и самоназвания, для позднего этапа – самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.
     Племенная организация сохраняется у некоторых народов и в современную эпоху.
     Фратрия (греч. phratria – братство) – подразделение племени, экзогамная совокупность нескольких родов; совокупность нескольких взаимобрачных родов, которые большей частью произошли от одного первоначального рода. 
Образование союзов племен, завоевания и переселения вели к смешению племен и возникновению более крупных этнических общностей.
     3) Народность – возникает при разложении первобытнообщинного строя на основе союзов племён и предшествует нации. В отличие от племени в народности преобладают не кровнородственные, а территориальные и культурно-языковые связи.  
     4) Нация – исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического (национального) самосознания, национального менталитета (особое восприятие окружающего мира, особые поведенческие нормы), особые антропологические признаки (преобладающий цвет глаз, волос, темперамент, форма черепа). 
     Национальное самосознание – отражение сознания нации в индивидуальном сознании её членов, представление о месте и роли своего народа в истории и мире. Нации формируются в период возникновения товарно-денежных отношений, хотя ряд учёных ведут историю наций с древнейших времён. Государственность не является признаком нации (в прошлом евреи, армяне, в настоящее время курды, сикхи, не имели собственного государства, но нациями являлись).
     Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный менталитет (от лат. mentalis – умственный, духовный). Зачастую это понятие заменяется понятием «национальный характер».
     Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Национальный менталитет – своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям.
     На характер ментальности оказывают сильное влияние национальные традиции и ценности. Традиции – это элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение.
     Фундаментальные ценности (сокровища) русской нации (Иван Ильин):
     1) национальный язык; 2) национальные песни; 3) танцы; 4) сказки; 5) история народа; 6) молитва; 7) жития святых и героев; 8) хозяйство (труд); 9) армия – «оплот Родины»; 10) территория.
     5.1.3. Нация как 1) согражданство и 2)этнос
     1) Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющаяся в общегражданском сознании и самосознании.  
     2) Нация – исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического (национального) самосознания, национального менталитета (особое восприятие окружающего мира, особые поведенческие нормы), особые антропологические признаки (преобладающий цвет глаз, волос, темперамент, форма черепа).
     !!! В первой интерпретации нация означает согражданство, во второй – этнос. 
     Понятие национальность означает принадлежность человека к определённому этносу или согражданству.
     5.1.4. Когда появились нации?
     Версия №1:
     Нация представляет собой индивидуальную историческую культурную форму с особенной исторической судьбой. Нация являлась основой всех значительных государств уже в эпоху античности и Средневековья.
     Версия №2:
     Нации появились на исторической арене к концу XVIII – первой половине XIX веков. Нации являются идеологическими фантомами, конструируемыми властными, экономическими и интеллектуальными элитами. 
     Бенедикт Андерсон: «это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное». 
     Эрнест Геллнер: не нации порождают национализм, а, наоборот, последний сам «изобретает нации». 
     Версия №3:
     Хотя в окончательном виде нации – продукт Нового времени, они имеют вполне реальные корни в предшествующих им этнических общностях: некоторые процессы, участвующие в формировании нации, восходят к средневековью, а, может быть, даже к более раннему времени. Конечно, в образовании наций элемент идеологического конструирования играл огромную роль, но объектом конструирования все же являлись не оторванные от действительности абстракции, а веками существовавшие у данного этноса традиции, преемственность которых хорошо чувствуется даже на бытовом уровне.
     Итак, нация – определенный этап в развитии этноса. В чем же своеобразие этого этапа?
     Слово «нация» первоначально значило – земляки, уроженцы одной и той же местности. Но в эпоху Великой французской буржуазной революции оно приобрело совершенно иной смысл: политическое объединение полноправных и ответственных граждан страны, по формуле аббата Сийеса, «совокупность индивидов, подчиняющихся общему закону и представленных в одном и том же законодательном собрании». 
     Фридрих Шлегель в «Философских лекциях 1804 – 1806 годов» разделял «расу» (естественную общность) и возникающую на ее основе «нацию» (политическое образование), но последняя представлялась ему органической «единой личностью», связанной общими обычаями и языком. Столетие спустя Макс Вебер как важнейшие основания нации выделит «языковую общность» и стремление к созданию государства. Таким образом, понятие нации проделало следующий путь: этнос – политическая общность – этнополитическая общность.
     Нацию следует определить как такую этническую общность, главная ценность которой – политическое и культурное единство. Нация – та форма, какую этнос принимает в условиях современного (индустриального) общества в отличие от своего состояния в условиях традиционного (аграрного) общества, когда этнос объединяли иерархически-сословные и религиозные ценности. 
     !!! Разрушение основ традиционного общества, его сословная ассимиляция и секуляризация, ведет к тому, что этнос начинает складываться вокруг новых организующих начал: национального государства и светской национальной культуры. Соответственно, «нация становится главной общественной ценностью для человека Нового времени», заменив собой Церковь и сюзерена (общину, цех и т. д.). Религиозные и корпоративные ценности не исчезают, но они всё – таки оказываются частными в сравнении с общекультурными и общегражданскими: Данте становится важнее Франциска Ассизского, верность конституции — важнее верности монарху.  
     5.1.5. Классификация этносов.  
     1) географическая: народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании. 
     2) языковая (12 языковых семей): 1. Афразийская (семито-хамитская); 2. Картвельская (грузинская); 3. Индоевропейская; 4. Дравидская; 5. Уральская; 6. Алтайская; 7. Сино-тибетская…  
     3) антропологическая: 1. Европеоиды; 2. Монголоиды; 3. Негроиды; 4. Австралоиды.
     Физические отличия по цвету кожи и другим антропологическим признакам (форма черепа, цвет глаз) называют расовыми различиями. 
     5.2. Различные подходы к пониманию сущности этносов.
     5.2.1. Расизм (Гобино): неравенство человеческих рас;
     Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882). «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855). Выделяются 10 цивилизаций, созданных арийской расой (индийская, китайская, египетская, ассирийская, эллинская, италийская, германская, аллеганская, мексиканская, андская). Смешение с представителями низших рас ведёт к вырождению арийцев.  
     5.2.2. Марксизм (Карл Каутский): основой нации являются экономические отношения. 
     Иосиф Сталин: «нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности четырех основных признаков, а именно: на базе 1) общности языка, 2) общности территории, 3) общности экономической жизни и 4) общности психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры». 
     5.2.3. Питирим Сорокин: решающая роль в формировании нации принадлежит государственности, языку, территории. 
     5.2.4. Теория этногенеза Льва Гумилёва.
     Лев Гумилёв (1912 - 1992). Родился в Царском Селе в семье двух великих поэтов Серебряного века – Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. Николай Гумилёв был расстрелян в 1921 году. Лев Гумилёв арестовывался трижды: в 1935, 1938 (пять лет в Норильсклаге), 1947.  
     Основные положения.
     1) Основным действующим лицом истории являются этносы, поскольку они представляют собой наиболее устойчивые и активные человеческие общности. Каждый человек принадлежит только к одному этносу. Этнос – система, развивающаяся в историческом времени, имеющая начало и конец.
     «Так же, как не совпадает этнос с расой, не совпадает он и с другой биологической группировкой особей – популяцией… Два этноса могут сосуществовать на одной территории веками и тысячелетиями. Могут взаимно друг друга уничтожать или один уничтожит другой. Значит, этнос не биологическое явление, так же как и не социальное. Вот почему предлагаю этнос считать явлением географическим, всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос. А поскольку ландшафты разнообразны – разнообразны и этносы».
     2) Этносы отличаются стереотипами (моделями, образцами) поведения. Потомство перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы путём подражания.
     3) Ощущение реальности стереотипа порождает самосознание и противопоставление «мы – они».
     4) Единство этноса поддерживается геобиохимической энергией биосферы, эффект которой определяется как пассионарность – непреоборимое стремление к достижению какой-либо цели, для осуществления которой её носители (пассионарии) готовы пожертвовать как собственной жизнью, так и жизнью своего потомства. Пассионарность противоположна инстинкту самосохранения.
      5) В зависимости от соотношения пассионарного импульса (P) и инстинкта самосохранения (I) Гумилёв выделяет такие поведенческие типы: а) пассионарии (P > I), б) гармоничные люди (P = I), в) субпассионарии (P < I).
     6) Состояние этноса определяется соотношением пассионариев и субпассионариев.  
     7) !!! В зависимости от удельного веса пассионарности этнос проходит в своём жизненном цикле ряд стадий: фазу подъёма пассионарности (скрытую, или инкубационную, и явную, фазу предельной пассионарности (акматическую); фазу надлома (то есть резкого спада пассионарности); инерционную фазу (постепенный спад пассионарности); фазу потери пассионарности (фаза обскурации); мемориальную фазу, когда этнос превращается в реликт.
     8) Вспышка этногенеза является результатом пассионарного толчка, то есть определённой органической мутации, которая в свою очередь, вызывается либо непосредственным космическим облучением поверхности земли вдоль определённой линии, либо посредством передачи пассионарного признака генетически – благодаря половым контактам пассионариев с менее пассионарными особями; процесс этногенеза в любой момент может быть прерван внешним вмешательством, особенно в моменты перехода от фазы к фазе, и при этом частью истребляется, частью «рассыпается розно».
     Лев Гумилёв. «Этногенез и биосфера Земли» (1989):
     «Готы и вандалы живут за счёт покорённых аборигенов, и, подражая им, погружаются в фазу обскурации. Они гибнут уже через 5-8 веков после рождения, ибо надлом – тяжёлая возрастная болезнь и не всякому этносу суждено её пережить.
     Зато Византия, возникшая из-за того же толчка и, следовательно, ровесница "варварских этносов”, вступает в инерционную фазу, после чего удивляет мир своим блеском. Её золотое сияние освещало мир ещё три века, пока не начало тускнеть после того, как потенция была растрачена. И тем не менее Византия прожила предельный срок – около 1500 лет. За счёт чего такая сила сопротивляемости ударам извне и поломкам внутри? Сила духа и утончённость ума – вот что спасло Византию от гибели при надломе акматической фазы. Мы сейчас называем византийцев "греками” по языковому принципу, но на самом деле в Константинополе жили и действовали кроме греков готы, исавры, славяне, армяне, пафлагонцы, иллирийцы и арабы. В столицу из родных мест стремились лучшие, т.е. наиболее пассионарные, персоны. Объединённые строгой системой православия, они отстаивали империю как своё отечество, ибо предками своими считали не диких горцев или пиратов, а святых мучеников первых веков христианства. Их традиции они берегли и охраняли даже ценой своей жизни. Вот почему Византия пережила всех своих сверстников, кроме восточных славян».  
     9) !!! Направленность расходования пассионарной энергии зависит от доминанты – определённой идеи, чаще всего религиозной, которая составляет мироощущение и жизненную программу её носителей. Все мироощущения делятся на жизнеутверждающие (теистические и оптимистические) и жизнеотрицающие (атеистические и пессимистические).  
     10) Этносы имеют сложную структуру, включая в себя субэтносы, консорции и конвиксии, а сами составляют более сложные структуры – суперэтносы, объединяемые общей доминантой; между разными этносами возможны следующие типы связи: симбиоз (добрососедство), ассимиляция (слияние), ксения (добровольное объединение без слияния), химера (объединение без слияния путём подчинения одного этноса другим, чуждым ему по доминанте), война за господство на определённой территории (внутри суперэтноса), война на истребление (при враждебных контактах на суперэтническом уровне).
     «… Сомнения в действительном существовании "ига” вызывает и следующий факт. В 1312 году хан Узбек насильственно ввёл ислам как государственную религию Орды. Принятие ислама было обязательно под страхом смерти для всех подданных хана… но не распространялось на русские княжества! Более того, противники ислама находили на Руси надёжное убежище. Это показывает, что зависимость Руси от Золотой Орды ограничивалась политической сферой, но не распространялась в области идеологии и быта (торговля, ремёсла, празднества, образ жизни)».
     Каковы перспективы развития русского этноса?  
     «В речах Горбачёва всегда присутствовал элемент здравого смысла, он всё время произносил: "Здравый смысл подсказывает”. Императив здравого смысла по Гумилёву означал тот императив этнического стереотипа поведения, который говорит, что в этносе произошли изменения… Речь идёт о том, что произошёл надлом этнической системы, надлом нации или супернации, суперэтноса… Надлом суперэтноса длится порядка 100-150 лет. Надлом русского суперэтноса по Гумилёву проявился в середине XIX века, от начала нигилизма… надлом этноса начался как процесс после 1812 года… Он говорил, что турки, монголы, болгары не пережили надлом. Китайцы, византийцы, европейцы плавно перешли в золотую осень цивилизации. У них были инструменты такого перехода. России, скорее всего, не суждено пережить свой надлом. На надлом уходит 150-170-200 лет, в зависимости от поведения. По его мнению, в России нет инструментов, которые бы плавно переводили рывки этногенеза во что-то другое. Он сравнивал Россию с Римом. Он мне сказал как-то раз, что, конечно, если бы эти недоумки, он имел в виду государственных деятелей, смогли решить вопрос так, как это сделали римляне – Диоклетиан или ещё раньше Адриан, - т.е. уравнять всех в правах, разрешить проблемы с провинциями так, как их разрешал Рим, наверное, было бы обеспечено ещё лет 600 плавного существования. "Но эти недоумки ничего не знают и ничего не умеют! – говорил Гумилёв. – Они же выходцы из тех дворовых кухонь, где надо было бы их пороть. Но так как порка запрещена, наступает эпоха, когда грамотного и дисциплинированного офицера трудно сыскать. Это называется обскурацией. Россия слишком быстро вступила в стадию обскурации, имея взяточников-юристов и офицеров”».



Copyright MyCorp © 2017