Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - государство
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 20.08.2017, 20:27
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

государство

     3. Государство, его функции. Богбаз10, §21, 232 – 233; Богпроф11, §17.

     3.1. Происхождение государства.
     3.2. Признаки государства.
     3.3. Функции государства.
     3.4. Классификация государств. 
     3.4.1. Формы правления.
     3.4.2. Формы государственного устройства.
     3.4.3. Политические режимы.  


     3.1. Происхождение государства: 1) теологическая теория; 2) патриархальная теория рассматривает власть государства как продолжение отцовской власти в семье (Аристотель, Конфуций); 3) договорная теория (теория общественного договра) возникла в XVII – XVIII вв. во времена английской, американской и французской революций (до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии); 4) психологическая теория (Петражицкий) объясняет появление государства особыми свойствами человеческой психики, стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы веровать и подчиняться; 5) согласно органической теории (Ратцель, Челлен) государства, подобно людям, являются чувствующими и мыслящими существами; 6) классовая теория (Маркс, Энгельс, Ленин): государство – машина для поддержания господства одного класса над другим; 7) теория насилия (государство есть результат завоевания).  
     3.2. Признаки государства: 1) особая публичная власть, которую осуществляет слой людей, наделённых государственно-властными полномочиями; 2) территориальная организация населения; 3) суверенитет (независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне; 4) монополия государства на издание законов и других правовых актов, обязательных для всего населения; 5) сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке.
    Государство – центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе, обладающая монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (государственного аппарата).  
     3.3. Функции государства
     3.3.1. Версия №1: 1) внутренние (экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно-воспитательная); 2) внешние (сотрудничество с другими странами и оборона страны).
     3.3.2. Версия №2: 1) внутренние (регулирование общественных отношений, защита конституционного строя, выработка и проведение общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и иных областях жизни общества, предотвращение и разрешение социальных конфликтов); 2) внешние (оборона страны, взаимовыгодное сотрудничество с другими странами).
     3.3.3 Версия №3 (ПоляковМП, 145): 1) внутренние (консолидация общества, регулирование экономики, защита политической системы, поддержание общественного порядка, создание и реализация законов, духовно-идеологическая деятельность, регулирование социальных отношений); 2) внешние (защита интересов общества на международной арене, оборона страны или экспансия, взаимовыгодное сотрудничество, участие в решении глобальных проблем, миротворческие акции).  
     3.4. Классификация государств:  
     3.4.1. Форма правления – 1) тип организации верховной власти в государстве, 2) порядок взаимоотношений между высшими органами власти: монархия (абсолютная и ограниченная=конституционная (дуалистическая и парламентская) и республика (президентская, парламентская, смешанная).
    1) МОНАРХИЯ.
    Абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман) – дуалистическая (Россия (1906-1917), Иордания, Кувейт) – парламентская (Англия, Дания, Швеция, Норвегия, Испания, Япония):
    1) принадлежность законодательной власти: законодательная власть принадлежит монархуразделена между парламентом и монархомпарламенту;
    2) осуществление исполнительной власти: исполнительную власть осуществляет монархто же самоеформально – монарх, фактически – правительство;
    3) назначение главы правительства: главу правительства назначает монархто же самоеформально – монарх, но с учётом итогов парламентских выборов;
    4) ответственность правительства: правительство ответственно перед монархомто же самоеперед парламентом;
    5) право роспуска парламента: парламента нетмонарх обладает неограниченным правом роспуска парламентамонарх может распустить парламент по рекомендации правительства;
    6) право veto монарха на решения парламента: парламента нетабсолютное право veto на решения парламентапредусмотрено, но не используется;
    7) чрезвычайно-указное законодательство монарха: указ монарха имеет силу законатолько в период между сессиями парламентапредусмотрено, но не используется.  
    Нетипичные формы монархии: 1) выборная монархия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов); 2) коллективистская монархия в ОАЭ (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров, объединившихся в федерацию эмиратов); 3) монархии Британского Содружества – Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является британский монарх, представленный генерал-губернатором, но реальная власть находится в руках правительства).      2) РЕСПУБЛИКА.
    Президентская республика (США, страны Латинской Америки) – смешанная (Франция, Россия???) – парламентская (Италия, Индия, ФРГ):
    1) наличие премьер-министра: глава государства = глава правительстваглава государства ≠ глава правительстваглава государства ≠ глава правительства;
    2) порядок избрания президента: президент избирается всенародным голосованиемпрезидент избирается всенародным голосованиемизбирается парламентом;
    3) порядок формирования правительства: президент формирует правительство при определённом парламентском контролеправительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах партии и должно получить вотум доверия парламентаправительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии;
    4) ответственность правительства: правительство ответственно перед президентомдвойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом (вотум недоверия парламента правительству невозможен) – парламент может вынести вотум недоверия правительству, что влечёт за собой отставку правительства;
    5) право президента на роспуск парламента: у президента отсутствует право роспуска парламентапрезидент может распустить парламентпрезидент может распустить парламент;
    6) объём полномочий президента: полномочия президента велики, он не только глава государства, но и глава исполнительной властиполномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительствомполномочия президента минимальны.
    Георгий Вернадский. Киевская Русь (1948):
    «Платон в его Республике и Государстве - постулировал две высших формы правления - монархию и аристократию, и три более низких формы - тиранию, олигархию и демократию. В своем последнем труде Законы, рассматривая проблему под другим углом зрения, он предлагает две основных формы - монархию и демократию, откуда происходят все остальные. Аристотель в своей Политике говорит о трех основных формах правления - царской, аристократической и гражданской (роliteia, возможно, лучше перевести этот термин как конституционная демократия); и о трех отклонениях - тирании, олигархии и демократии. Вообще говоря, !!!в политической мысли эллинистического и римского периодов монархия, аристократия и демократия считались тремя основными формами правления. Правление русскими землями в киевский период представляло собой смешение этих трех форм. Исторически, как мы знаем, древнерусское правление сочетало в себе город-государство и власть князя. Поскольку сила князя зависела от его дружины, последняя вскоре сама стала влиятельным политическим фактором. Можно сказать, что князь представлял монархическое начало в Киевской Руси, дружина - аристократическое, а вече - демократическое. В правительстве каждой из русских земель были представлены все три начала, но степень важности того или иного из них в различных случаях варьировалась. В конце двенадцатого века монархическое начало стало доминирующим в Суздальской земле, а аристократическое - в Галицкой. В Новгороде, с другой стороны, демократия в этот период приобрела особо важное значение. Было ли новгородское правительство действительно politeia, или демократией, с точки зрения аристотелевской терминологии,- это уже другой вопрос». 
    Советская форма правления.
    По форме правления Советское государство провозглашалось республикой. Однако это был весьма своеобразный вид республики - в ней отрицалось разделение властей и, наоборот, провозглашалось объединение всех ветвей власти в Советах, депутаты которых сами принимают законы, исполняют их, контролируют их исполнение.
    На этой идеологической основе, по существу, была создана мощная исполнительная власть, Советы были организованы как единая «вертикаль», как единая система, сверху донизу находившаяся полностью под партийным контролем.
    Советское государство прошло длительную эволюцию, в том числе знала эволюцию и форма правления, но на всех этапах это было партийное государство. Назначение на все сколько-нибудь значительные посты (должности) проходило по решению партийных органов на основе так называемого принципа «номенклатуры». 
    На некоторых этапах своей эволюции советская форма правления фактически превращалась в монархические формы государственности - единоличную диктатуру вождя, Генерального секретаря КПСС. 
    В Советском государстве в определенные периоды происходило сращивание не только законодательной и исполнительной властей, но и судебной и исполнительной властей, а практически сращивание с партийной властью. И как только сломался в начале 90-х годов партийный хребет Советского государства, исчезло правовое, конституционное закрепление партийной власти, столь же быстро зашаталось, а затем и рухнуло само Советское государство.
    И вместе с тем та своеобразная форма правления, которую явило Советское государство, не могла бы просуществовать семь десятилетий, если бы она не давала определенные преимущества в некоторых областях общественной жизни. Прежде всего, она создала сильную исполнительную власть, объективно необходимую столь пространственному государству, как Россия.
    3.4.2. Форма государственно-территориального устройства – это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами: 1) унитарное государство, 2) федерация, 3) конфедерация.
    Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, края, департаменты) в отличие от федерации, которую образуют ее субъекты. В унитарном государстве – единая конституция, один представительный орган, одно правительство. В административно-территориальных единицах многих современных унитарных государств (например, Италия, Франция) действует система местного самоуправления, однако обязательно имеется представитель центральной власти (префект, государственный комиссар и т.п.).
    Федерация (от позднелат. foederatio – союз, объединение) – форма государственного устройства, при которой государство образуют федеральные единицы – члены, субъекты федерации (напр., земли, штаты). В федерации действуют единая конституция, единые союзные (федераль-ные) органы государственной власти, устанавливаются единое гражданство, денежная единица и т. д. Члены федерации имеют, как правило, собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Федерацией являются США, Индия, Германия и др.
    Конфедерация (от позднелат. confoederatio – союз, объединение) – форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; специально объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т. п.). Исторически в форме конфедерации была создана Швейцария.  
    Унитарное государствофедерация
    1) территория непосредственно делится на административно-территориальные единицы (АТЕ)субъекты федерации имеют собственное административное деление
    2) АТЕ не могут обладать политической самостоятельностью, хотя в области хозяйственной, социальной и культурной их полномочия могут быть широкиминациональные и АТЕ обладают частичным суверенитетом, некоторой политической самостоятельностью
    3) единая структура госаппарата на всей территории страныдва уровня госаппарата: федеральный и уровень субъекта федерации, парламент состоит из двух палат (одна из них отражает интересы субъектов федерации и при её формировании используется принцип равного представительства всех субъектов вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории)
    4) единое гражданстводвойное гражданство (каждый гражданин – гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации); 
    5) единая система правадве правовые системы: федеральная и субъектов федерации (субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, при этом законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству); 
    6) единая судебная системанаряду с федеральной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды
    7) одноканальная система налоговдвухканальная система налогов: наряду с федеральными налогами, поступающими в казну, существуют и налоги субъектов федерации.  
    Унитарные государства: Франция, Швеция, Турция, Египет …  
    Федерациями в наше время является 20 государств: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария.
    !!! РФ не обладает всеми признаками федерации:
    1) субъекты Федерации не имеют собственной судебной системы;
    2) субъекты Федерации, кроме республик, не имеют собственного гражданства;
    3) налоги в РФ, хотя и могут взиматься в пользу субъекта, все равно устанавливаются Федерацией.
    3.4.3. Политический режим – 1) степень реализации прав и свобод личности; 2) совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране. 



Copyright MyCorp © 2017