Персональный сайт - избирательная компания
Суббота, 16.12.2017, 10:13
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

                             Главная Регистрация Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

избирательная компания

     10. Избирательная кампания в РФ. Богбаз10, §23, 252 – 256; Богпрофил11, §24; Богправо10, §30.
 
     10.1. Что такое избирательная система?
     10.2. Избирательное право.
     10.3. Избирательный процесс.
     10.3.1. Стадии избирательного процесса
     10.3.2. Избирательная кампания.
     10.3.3. Классификация выборов по принципам избирательного права.
     10.4. Типы избирательных систем (в узком смысле).
     10.4.1. Мажоритарная система.
     10.4.2. Пропорциональная система.
     10.4.3. Смешанная система.
 
     10.1. Что такое избирательная система?
     10.1.1. Избирательная система (в широком смысле) – порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя.
     Избирательная система = избирательное право + избирательная процедура (избирательный процесс).
     10.1.2. Избирательная система (в узком смысле) – способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.
     Мандат (лат. – поручение) – 1) полномочие, наказ, поручение; 2) документ, удостоверяющий права и полномочия какого-либо лица.
     Кандидат (лат. candidus – белоснежный, лат. candidates – одетый в белое; в Древнем Риме соискатель государственной должности надевал белую тогу) – лицо, выдвигаемое для избрания в государственный или общественный орган, для назначения на какую-либо должность, для приёма в какую-либо организацию.
     Депутат (лат. deputatus – посланный) – выборный представитель в органах власти.
     10.2. Избирательное право – это подотрасль конституционного права, представляющая собой самостоятельную систему правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права.
     Избирательное право (в узком смысле) – это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).
     В России право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть избранным в представительный орган – с 21 года, главой администрации субъекта РФ – по достижении 30 лет, а Президентом страны – с 35 лет.
     Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах 1) всеобщего, 2) равного, 3) прямого избирательного права при 4) тайном голосовании.
    10.3. Избирательный процесс – 1) комплекс действий в процессе выборов; 2) технология и форма реализации принципов избирательного права, обеспечения избирательных прав граждан в рамках предусмотренного законом последовательного совершения комплекса избирательных действий, избирательных процедур.
     10.3.1. Стадии избирательного процесса:
     1) подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
     2) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на предвыборную должность;
     3) предвыборная агитация и финансирование выборов;
     4) голосование, установление итогов голосования и определение результатов выборов, их официальное опубликование.
     10.3.2. Избирательная кампания (от франц. campagne – поход) – это деятельность по подготовке и проведению выборов:
     1) версия №1: избирательная кампания = предвыборная агитация (второй + третий + четвёртый этапы избирательного процесса);
     2) версия №2: избирательная кампания = весь избирательный процесс.
     Электорат (от лат. elector – избиратель) – контингент голосующих.
     Имидж (от англ. image – облик, образ) – наиболее привлекательные для публики черты и свойства личности политика.
     Имиджмейкер (image maker) – 1) тот, кто профессионально занимается созданием имиджа для кого-л.; 2) консультант политического деятеля, отвечает за его рекламу и создание понятного избирателям образа.
     Связи с общественностью или PR (Public Relations, англ. PR, от public relations – связи с общественностью; сокращённо-жаргонное: пиар) – это формирование общественного мнения о товаре, человеке, компании, событии.
     Чёрный PR – использование «чёрных технологий» (обман, фальсификации) для очернения, уничтожения конкурирующей партии, группы и т. д., распространение от её имени оскорбительных или экономически опасных заявлений и др. Словосочетание образовано по аналогии с выражением «чёрная пропаганда». В начале 1990-х годов под «черным» PR понималось главным образом публикация «проплаченных» статей, независимо от их направленности («за» или «против») в отличие от PR «правильного» – то есть осуществляемого более тонкими и легальныим методами. «Чёрный» PR тех лет вызывал прямые аналогии с «чёрным налом» и «чёрным рынком», поскольку денежные суммы, передаваемые в издания за публикации, ни в каких официальных финансовых документах не фигурировали.
     Технологии «чёрного пиара» - сознательная подтасовка или искажение сведений о претенденте на власть, подкупы, запугивание политических противников и даже прямое насилие.
     10.3.3. Классификация выборов по принципам избирательного права:
     1) всеобщие – ограниченные (цензовые);
     2) равные – неравные;
     3) прямые – косвенные (многостепенные);
     4) тайное – открытое голосование.
     10.4. Типы избирательных систем (в узком смысле):
     1) мажоритарная;
     2) пропорциональная;
     3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).
     10.4.1. Мажоритарная система (от франц. majorite – большинство) – 1) избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное); 2) при её применении голосование проходит «за» конкретных кандидатов в одномандатных или многомандатных округах.
     Особенности: 1) вся территория страны разбивается на территориальные единицы – избирательные округа; 2) от каждого округа избирается чаще всего только один депутат (одномандатные округа), иногда два депутата (многомандатные округа); 3) избирательные округа должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей; 4) избиратели голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом может быть обозначено, какую партию он представляет; 5) избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов.
     Виды мажоритарной системы:
     1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос) [Австралия, РФ];
     2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов) [США, Канада];
     3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).
     Эта система – практически единственно возможная при выборах одного должностного лица, например, президента. Возможно голосование в один и два тура. Участвуют во втором туре только два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов.
     Достоинства: 1) прочная связь между кандидатом (в дальнейшем депутатами) и избирателями (кандидаты хорошо знают положение дел в своих округах, а избиратели имеют представление о том, кому они доверяют представлять свои интересы в органах власти).
     Недостатки:
     1) значительная часть избирателей, проголосовавших за непобедивших кандидатов, остаётся не представленной;
     2) партия, получившая меньше голосов, чем её соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;
     3) две партии, набравшие одинаковое или близкое число голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов.
     !!! При выборах Президента РФ применяется мажоритарная система абсолютного большинства.
     Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному округу, включающему всю территорию страны. Если ни один кандидат не сможет получить в первом туре абсолютного большинства, то назначается второй тур, в котором борьба ведётся между двумя кандидатами, получившими в первом туре большинство голосов. 
     10.4.2. Пропорциональная система (установлена при выборах депутатов Государственной Думы России с 2007 г.):
     Особенности: 1) территория страны чаще всего объявляется единым избирательным округом; 2) политические партии, их союзы (избирательные блоки) выдвигают списки своих кандидатов; 3) избирателям предлагается проголосовать только за один из таких списков; 4) избиратели голосуют не за личность от той или иной партии, а за партии в масштабе всей страны; 5) мандаты распределяются строго пропорционально числу поданных голосов.
     Достоинства: 1) позволяет представить реальную (справедливую) картину политической жизни.
     Недостатки:
     1) в странах, где имеются десятки крупных и мелких партий, избранный представительный орган нередко оказывается раздробленным на множество депутатских групп => сложность формирования правительства; 
     2) избиратель выбирает как бы абстрактных лиц;
     3) слабая связь между депутатами и избирателями.
     Для устранения первого недостатка применяется заградительный барьер (заградительный порог). Это означает, что партии не допускаются к распределению мандатов, если выдвинутые ими списки кандидатов не получили установленного законом минимума голосов избирателей. В ФРГ к распределению депутатских мандатов допускаются только те партийные списки, которые получили не менее 5%, в России – 7%.
     10.4.3. Смешанная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем.
     Примеры: 1) выборы депутатов Государственной Думы до 2007 г. (225 + 225); 2) в большинстве субъектов РФ выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта; 3) выборы депутатов Бундестага в ФРГ.
     

Copyright MyCorp © 2017