Персональный сайт - Многовариантность часть 2
Суббота, 16.12.2017, 10:10
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

                             Главная Регистрация Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Многовариантность часть 2


     18. Многовариантность общественного развития (движущие силы общественного развития; ритмы исторического процесса). 

     18.2. Почему развивается общество? Движущие силы общественного развития.

     18.2.1. Волюнтаризм.

     18.2.2. Конспирология.  
     18.2.3. Провиденциализм. 
     18.2.4. Географический детерминизм.
     18.2.5. Расизм.
     18.2.6. Геополитика. Лев Гумилёв. 
     18.2.7. Демографический детерминизм.
     18.2.8. Исторический материализм.
     18.2.9. Экологический детерминизм.
     18.2.10. Биологический детерминизм.
     18.2.11. Космический детерминизм. 
     18.2.12. Технологический детерминизм.  
     18.2.13. Идеи правят миром.  
     18.3. Как развивается общество (формы, скорость, циклы, альтернативы)? 
     18.3.1. Исторический процесс.
     18.3.2. Формы социальных изменений: эволюция и революция. 
     18.3.3. Скорость, темп исторического развития. 
     18.3.4. Типы социальной динамики. Ритм исторического процесса. 

     18.3.5. Историческая альтернатива. Закон неравномерности общественного развития разных народов

     18.2. Почему развивается общество? Движущие силы общественного развития.
     18.2.1. Волюнтаризм: развитие истории определяется разумом и волей отдельных людей.
     Томас Карлейль. «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841): 
     «… Всё, содеянное в этом мире, представляет, в сущности, внешний материальный результат, практическую реализацию и воплощение мыслей, принадлежащих великим людям, посланным в этот мир. История этих последних составляет поистине душу всей мировой истории». 
     18.2.2. Конспирология (от латинского conspiratio – заговор): большинство важных исторических событий происходит в результате решений, втайне задуманных и принятых небольшой группой людей. 
     Сергей Нилус (1862-1929) включил «Протоколы сионских мудрецов» в свою книгу «Великое в малом и Антихрист как близкая политическая возможность» (1905) и в книгу «Близ есть, при дверех» (1917). 
     Идея
     Протоколы представляют собой запись 24 тайных встреч глав мирового еврейского заговора, целью которого было разрушение всех государств и создание на их развалинах всемирной еврейской империи во главе с властителем из дома Давидова. Для достижения этой цели предлагалось умело использовать парламент, а также такие растлевающие учения, как дарвинизм, марксизм, ницшеанство. Именно «сионские мудрецы» стояли за всеми беспорядками в истории. Ими были организованы все политические убийства и крупные забастовки.  
     18.2.3. Провиденциализм (от лат. providentia – провидение): история есть реализация божественного плана или провидения. 
     Августин Аврелий (354-430) «О граде божьем» (413-427). 
     Впервые вся история человечества была представлена как единый процесс, процесс борьбы «двух градов» - земного и небесного, божьего. Земной град составляют люди, желающие жить «по плоти», небесный – живущие «по духу». Эти два града перемешаны в реальности. Люди не осознают своей принадлежности к тому или иному граду. Наиболее яркое проявление земного града – государство, которое с одной стороны является разбойничьей шайкой, с другой – организацией порядка. Борьба двух градов должна завершиться полным отделением земного и небесного градов друг от друга. Это произойдёт на Страшном суде, который положит конец миру и истории.  
     18.2.4. Географический детерминизм (от латинского determino – определяю): 
     Природная среда принимается за главный, основной фактор, определяющий характер социальной жизни. 
     Монтескье. «О духе законов» (1748): 
     «В Азии всегда были обширные империи; в Европе же они никогда не могли удержаться. Дело в том, что в известной нам Азии равнины гораздо обширнее и она разрезана горами и морями на более крупные области; а поскольку она расположена южнее, то её источники скорее иссякают, горы менее покрыты снегом и не очень многоводные реки составляют более лёгкие преграды. Поэтому власть в Азии должна быть всегда деспотической, и если бы там не было такого крайнего рабства, то в ней очень скоро произошло бы разделение на более мелкие государства, несовместимое, однако, с естественным разделением страны».
     Лев Мечников (1831-1888). 
     Труды: «Цивилизация и великие исторические реки (географическая теория прогресса и социального развития)» (1889). 
     Идея: закон «трёх фазисов исторического развития» (речная эпоха, морская, или Средиземноморская, океаническая).
     18.2.5. Расизм
     Расы есть совокупности людей, каждая из которых обладает особым набором передающихся по наследству телесных (морфологических) признаков.
Большие расы: чёрная, или негроидная, жёлтая, или монголоидная, белая, или европеоидная + австралоидная, или веддоавстралоидная. Европеоидная = атланто-балтийская, беломоро-балтийская, среднеевропейская, балкано-кавказская, индосредиземноморская.  
     Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882). 
     Труды: «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855). 
     Идея: История есть борьба между расами. В этой борьбе побеждают наиболее совершенные. Расы произошли от разных прародителей и не равны по своим способностям. Низшей является чёрная раса. Несколько более развитой – жёлтая. Высшей и единственно способной к прогрессу является белая, среди которой выделяется арийская раса, а лучшую часть арийцев составляют германцы. Именно арийцами созданы все известные в истории цивилизации. Создавая ту или иную цивилизацию, арийцы захватывали области с иным расовым составом. В результате происходило их смешение с представителями низших рас, что вело к вырождению арийцев. 
     Адольф Гитлер. «Моя борьба» (1924): 
     «… всё, что есть прекрасного на земле – науки, искусства, техника – всё это является продуктом творчества ограниченного числа народов, принадлежащих по происхождению к одной расе... Если эта раса погибнет – с ней уйдёт в могилу и всё прекрасное, что ею было создано».
     18.2.6. Геополитика – политологическая концепция, согласно которой политика государств (в основном внешняя) предопределяется географическими факторами (положение страны, природные ресурсы, климат и др.). Возникла в конце 19 - начале 20 вв. Термин «геополитика» употребляется в современной литературе для обозначения определенного влияния географических факторов (географического положения и др.) на внешнюю политику государств (геополитическая стратегия и т.п.).
     1) Альфред Мэхэн (1840-1914). 
     Труды: «Влияние морской силы на историю. 1660-1783» (1890). 
     Идея: «Морская сила» (Карфаген, Британия, США) – особый тип цивилизации, наилучший и наиболее эффективный, а потому предназначенный к мировому господству. Главной опасностью для «морской цивилизации» являются континентальные государства Евразии – в первую очередь, Россия и Китай, а во вторую – Германия. Принцип «анаконды».  
     2) Хелфорд Джон Маккиндер (1861-1947). 
     Труды: «Географическая ось истории» (1904). 
     Идея: В центре мира находится «географическая ось истории», «сердце мира», «хартленд» (heartland) = Россия. Далее идёт «внутренний или окраинный полумесяц» (Германия, Австрия, Турция, Индия Китай). Это – пояс, совпадающий с береговыми пространствами евразийского континента. Далее идёт более внешний круг: «внешний или островной полумесяц» (Англия, США, Канада, Япония, Австралия). Мировой остров – континентальный пояс, состоящий из Европы, Азии и Африки. Цивилизации хартленда (монгольская держава, Россия, СССР) имеют авторитарный, недемократический, неторговый характер. Для цивилизации «внешнего полумесяца» характерны торговый характер и демократические формы политики. 
     Принцип: Кто правит Восточной Европой, господствует над Хартлендом; кто правит Хартлендом, господствует над Мировым островом; кто правит Мировым островом, господствует над миром.
     3) Карл Хаусхофер (1869-1946). 
     Труды: «Континентальный блок» (1940). 
     Идея: Планетарная борьба «морских сил» против «континентальных сил», талассократии («власть посредством моря») против теллурократии («власть посредством земли»). Необходимость создания «континентального блока» или оси Берлин – Москва – Токио. 
     Цитата: «Евразию невозможно задушить, пока два её самых крупных народа – немцы и русские – всячески стремятся избежать междоусобного конфликта, подобного Крымской войне или 1914 году: это аксиома европейской политики».  
     4) Николас Джон Спикмен (1893-1943). Труды: «Стратегия Америки в мировой политике» (1942). Идея: Маккиндер переоценил значение Хартленда. Ключом к контролю над миром является не хартленд, а евразийский пояс прибрежных территорий, или «маргинальный полумесяц», включающий морские страны Европы, Ближний и Средний Восток, Индию, Юго-Восточную Азию и Китай = Евразийский римленд (Rimland, от англ. rim - ободок, край). 
     Принцип: Тот, кто доминирует над римлендом, доминирует над Евразией; тот, кто доминирует над Евразией, держит судьбу мира в своих руках.
     5) Лев Гумилёв (1912-1992). 
     Труды: «Этногенез и биосфера земли» (1989), «Древняя Русь и великая Степь» (1992). 
     Идея
     1) Основным действующим лицом истории являются этносы. 
     2) Этносы отличаются стереотипами (моделями, образцами) поведения. 
     3) Единство этноса поддерживается геобиохимической энергией биосферы, эффект которой определяется как пассионарность – непреоборимое стремление к достижению какой-либо цели, для осуществления которой её носители (пассионарии) готовы пожертвовать как собственной жизнью, так и жизнью своего потомства. Пассионарность противоположна инстинкту самосохранения; 
     4) а) пассионарии (P>J), б) гармоничные люди (P=J), в) субпассионарии (P<J); 
     5) В зависимости от удельного веса пассионарности этнос проходит в своём жизненном цикле ряд стадий: фазу подъёма пассионарности (скрытую), или инкубационную, и явную, фазу предельной пассионарности (акматическую); фазу надлома (то есть резкого спада пассионарности); инерционную фазу (постепенный спад пассионарности); фазу потери пассионарности (фаза обскурации); мемориальную фазу, когда этнос превращается в реликт; 
     6) Вспышка этногенеза является результатом пассионарного толчка, то есть определённой органической мутации, которая в свою очередь, вызывается либо непосредственным космическим облучением поверхности земли вдоль определённой линии, либо посредством передачи пассионарного признака генетически; 
     7) Направленность расходования пассионарной энергии зависит от доминанты - определённой идеи, чаще всего религиозной, которая составляет мироощущение и жизненную программу её носителей. Все мироощущения делятся на жизнеутверждающие (теистические и оптимистические) и жизнеотрицающие (атеистические и пессимистические); 
     8) между разными этносами возможны следующие типы связи: симбиоз (добрососедство), ассимиляция (слияние), ксения (добровольное объединение без слияния), химера (объединение без слияния путём подчинения одного этноса другим, чуждым ему по доминанте), война за господство на определённой территории (внутри суперэтноса), война на истребление (при враждебных контактах на суперэтническом уровне).
     18.2.7. Демографический детерминизм.
     Томас Роберт Мальтус. «Опыт о законе народонаселения, как он влияет на будущее улучшение общества» (1798):
     Когда нет препятствий для размножения людей, число их удваивается через каждые 25 лет и, следовательно, возрастает в геометрической прогрессии. Средства существования даже в самых благоприятных условиях возрастают лишь в арифметической прогрессии.
     Разрыв между численностью населения и объёмом жизненных средств усиливает напряжённость потребности в средствах существования и даёт толчок к развитию производства. Голод и любовь – самые мощные страсти, которые движут людьми.
     В рамках данного подхода выдвинута концепция «народонаселенческого толчка» (population-push). Суть её состоит в том, что рост населения и связанное с ним увеличение потребностей и нужд делает необходимым более интенсивный труд, что вызывает к жизни множество изобретений, прогресс техники и увеличение производительности труда.
     18.2.8. Исторический материализм.
     Карл Маркс
     «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными от, или – что является только юридическим выражение последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции...». 
     Движущей силой развития общества является противоречие между динамично развивающимися производительными силами и консервативными производственными отношениями. 
     Фундаментальной категорией исторического материализма является общественно-экономическая формация, исторически определённый этап общественного развития, исторически конкретная форма взаимосвязи экономического базиса и идеологической надстройки. Диалектическое противоречие базиса и надстройки определяет характер, механизм, темп исторического прогресса. История человечества предстаёт как закономерная смена общественно-экономических формаций.  
     18.2.9. Экологический детерминизм.
     Экономика всякого общества в любое время неизбежно является продуктом установившегося соотношения между состоянием культуры и окружающей природы. Это равновесие может быть нарушено в результате природных условий. Чтобы его восстановить, необходимы изменения в экономике. Именно этим объясняется переход населения Европы от «доистории» к «истории» в ходе неолитической революции. 
     18.2.10. Биологический детерминизм.
     Никакой другой теории, кроме дарвиновской, не нужно, чтобы объяснить развитие и постоянство общих черт человеческой социальной организации. 
     Эдвард Осборн Уилсон. «Социобиология» (1976): 
     «Я полагаю, что глубоко лежащая эмоция альтруизма, которая мощно выражает себя потенциально во всех человеческих обществах, есть следствие генетического вклада». 
     18.2.11. Космический детерминизм
     Александр Чижевский (1897-1964). Труды: «Физические факторы исторического процесса» (1924). Идея: статистический анализ событий истории более 80 народов и стран за 2500 лет дал следующий результат: свыше 60% социальных катаклизмов и массовых движений про-изошло в периоды максимума солнечной активности (длящиеся 2-3 года в 11-летнем цикле), тогда как на периоды её минимума (тоже по 2-3 года) падает лишь 5% их числа.  
     18.2.12. Технологический детерминизм.  
     Олвин Тоффлер. «Футурошок» (1970). Идея: Крупнейшим переломом в развитии технологии и общества в целом была аграрная революция. Люди «запрягли» солнечную энергию, воплощённую в форму животных и растений. В результате племенное общество превратилось в цивилизованное. Возникла частная собственность, общественные классы, государство, города. В результате топливной революции (паровая машина) возникли капитализм и демократия. 
     Олвин Тоффлер
     «Эти поразительные экономические факты приводят нас к тому, что технология является великим, ревущим двигателем перемен».  
     18.2.13. Идеи правят миром.  
     1) Питирим Сорокин (1889 – 1968). 
     «Социальная и культурная динамика» (1937-1941): 
     «Все основные виды социального бытия (миропонимание, искусство, практика) обусловлены знанием (наукой) или, что то же, представляют модификацию этого фактора. Все социальные отношения в конце концов обуславливаются мыслью». 
     Идея: Культурная суперсистема = несколько культурных систем (язык, наука, философия, религия, искусство и т.п.). Типы культурных суперсистем: 1) Идеациональная (Бог как единственная реальность и ценность); 2) Идеалистическая (объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна); 3) Чувственная (объективная реальность и смысл её всецело доступны чувствам). 
     Греческая культура с VIII по конец VI в. до н.э. была идеациональной, V-IV вв. до н.э. – идеалистической, затем в античном мире начала господствовать чувственная суперсистема. Культура средневековой Европы была идеациональной вплоть до конца XII в. На смену ей пришла идеалистическая культура XIII-XIV вв. Начиная приблизительно с XVI века восторжествовала чувственная культура. Переживаемый Европой острейший кризис связан с тем, что чувственная форма культуры и общества исчезает, а другая форма лишь появляется.
     2) Карл Ясперс (1883-1969) «Истоки истории и её цель» (1949). Идея: четыре периода: 1) доистория, или прометеевая эпоха (от возникновения людей до конца IV тысячелетия до н.э.); 2) великие культуры древности (от конца IV тысячелетия до VIII в. до н.э.); 3) осевое время (800-200 гг. до н.э.), 4) эпоха науки и техники (с XVI в. по настоящее время). Время около 500 г. до н.э. было осью мировой истории. В осевое время произошёл гигантский переворот в духовной жизни, а тем самым и во всей истории человечества. По существу одновременно в Китае возникла философия (Конфуций, Лао-Цзы, Мо-цзы), в Индии – Упанишады, буддизм, в Иране – учение Заратустры, в Палестине пророки: Илия, Исайя, Иеремия, Второисайя, в Греции - Парменид, Гераклит, Платон, Аристотель, трагики (Эсхил), Фукидид, Архимед. Этот духовный переворот привёл к возникновению науки и техники у германо-романских народов.
     3) Мартин Хайдеггер (1889-1976). Труды: «Что такое философия?» (1956). Идея: До возникновения философии в древней Греции существовало нераздельное единство человека и бытия. Философы впервые поставили вопрос о том, что есть бытие. В результате мир раскололся на субъект и объект. Человек вместо того, чтобы рассматривать себя как ничтожную малость в безбрежном океане бытия, начал понимать себя как господина, творца действительности. Так философы предрешили судьбу всего западного мира. Уже в поэме Парменида была заложена возможность будущей науки, в ней в некотором роде взорвалась атомная бомба.  
     18.3. Как развивается общество (формы, скорость, циклы, альтернативы)
     18.3.1. Исторический процесс.
     Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих людей. Основу исторического процесса составляют события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом своеобразии изучает историческая наука.
     Общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории стремится выявить философия истории. 
     Философия истории (историософия) – раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Философия истории занимается также прогнозированием будущего.
     Социальные изменения – это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений. 
     Типы изменений разнообразны и зависят от того, какие элементы общества в них вовлечены. В частности, изменениям могут подвергаться: 
     1) состав общества (распад в результате гражданской войны, депопуляция, вызванная голодом, эпидемиями, стихийными катастрофами); 
     2) структура (между социальными группами возникает неравенство; появляются новые центры власти; устанавливаются корпоративные или конкурентные связи); 
     3) функции (государство «уходит» из управления экономикой; происходит децентрализация управления высшими учебными заведениями; снижается роль церкви); 
     4) отношения между подсистемами (повышается роль духовной сферы, политика начинает определять экономику); 
     5) окружение (ухудшение экологии, различные природные катаклизмы, эпидемия СПИДа).
     Социальное развитие – изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состяние.  
     18.3.2. Формы социальных изменений: эволюция и революция
     Эволюция (от латинского evolutio – развертывание) – 1) в широком смысле – синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе; 2) в узком смысле в понятие эволюция включают лишь постепенные изменения в отличие от революции.
     Социальная революция
     Термин «революция» появился в XIV веке, но в то время он означал лишь вращательное движение по кругу. Николай Коперник назвал свою знаменитую работу «О вращении небесных тел», использовав слово «революция»: «On the Revolutions of Celestial Bodies». 
     В применении к историческим событиям слово «революция» было впервые употреблено для обозначения реставрации монархии в 1660 году, а отнюдь не самой английской революции и политики Кромвеля и его правительства. 
     В итоге содержание термина стало в социальных науках противоположным первоначальному, поскольку в самом общем смысле понятие «революция» означает коренные, качественные изменения в жизни общества, в то время как борьба господствующих классов за сохранение существующего строя или возвращение к такому строю называется контрреволюцией.
     Социальная революция и «дворцовый переворот».  
     Социологическое понятие «революция» - происходящее в течение определённого (обычно короткого по историческим меркам) периода времени тотальное (полное) изменение всех сторон жизни общества – и экономической, и политической, и духовной, т.е. коренной перелом в характере всех социальных отношений. «Дворцовые перевороты» почти всегда относятся исключительно к политической сфере.  
     Социальная революция и бунт, восстание.  
     Для революции характерны, во-первых, наличие программы, теории и, во-вторых, «институционализация». Создание новых институтов власти, которые могут утвердиться, лишь преодолев бунт и освободительные движения, породившие революцию, является критическим моментом каждой революции.

     Максимилиан Робеспьер: «Институционализация революции означает конец общественной свободы». Но у революции нет другой возможности сохранить завоёванное на первом этапе. В какой-то момент революция должна обратиться против продолжения бунта, подавить самый дух мятежа и свободы (революция, подобно Сатурну, пожирает своих детей), но это не ликвидация революции, а её победа (проблема термидора).

     Отличия революции от восстания:

     1) масштабы (пространственно-временные характеристики), - социальная революция глобальна и всегда является более или менее длительным процессом;

     2) характер детерминации, - если революция не только причинно обусловлена, но исторически необходима и определяется общими законами, то восстание, будучи причинно обусловлено, как правило не необходимо, а случайно и определяется специфическими законами;

     3) значимость и результаты;

     4) степень участия народных масс.

      Можно ли считать падение Римской империи социальной революцией?
     Лев Карсавин. К познанию русской революции (1929): 
     «… следует различать революцию и «падение», примером которого является так называемое «падение римской империи» в 5-6 вв. нашей эры… и в революции есть разрушение – гибель старого; но революция тем и отличается от «падения», что в ней гибнут старые формы политической и социальной жизни и вместе с тем нарождаются новые. В «падении» же перед нами всегда гибель самого старого субъекта исторической и культурной жизни. С V– VI вв. на Западе намечается новый субъект новой «европейской» культуры, который окончательно определяется лишь к IX - X вв., но которого уже в VI в. нельзя смешать с субьектом культуры римско-эллинистической. В то же самое время на Востоке византийско-христианская культура оказывается лишь возрождением и перерождением культуры эллинистическо-христианской.
     18.3.3. Скорость, темп исторического развития
     Закон ускорения развития общества (исторического времени) утверждает, что на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Эпоха первобытности (дописьменное время) значительно «длиннее» всех последующих.
     Олвин Тоффлер. «Шок будущего»:
     «Рисуя широкую картину, биолог Джулиан Хаксли сообщает: "Темп эволюции человека за время письменной истории по крайней мере 100 000 раз быстрее, чем темп эволюции до появления человека”. Крупные изобретения или усовершенствования, на которые ушло, вероятно, 50000 лет в период раннего палеолита, были, говорит он, "совершены за одно тысячелетие до его конца, а с приходом оседлой цивилизации единица изменения вскоре была сведена к одному столетию”… 
     Мы сейчас переживаем наиболее экстенсивную и быструю урбанизацию, какую мир когда-либо видел. В 1850 г. только четыре города на планете имели население 1 000 000 или больше. К 1900 г. это число возросло до 19. Но к 1960 г. их было 141, и сегодня городское население в мире увеличивается со скоростью 6,5% в год…
     Та же тенденция ускорения постоянно проявляется в потреблении человеком энергии… половина всей энергии, потребленной человеком за прошедшие 2000 лет, оказалась использованной за прошедшие сто лет…
     Такие перемены в соотношении старого и нового воздействуют… подобно электрическому разряду, на привычки, убеждения и самовосприятие миллионов людей. Никогда в предыдущей истории это соотношение не изменялось так радикально за столь краткое мгновение времени».
     18.3.4. Типы социальной динамики. Ритм исторического процесса
     1) Линейное движение истории.
     Распространённым типом социальной динамики является линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития (прогресс и регресс).
     2) Циклический тип социального движения.
     Цикл (от греч. kyklos – круг) – 1) совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение известного промежутка времени (напр., годовой цикл).
     Александр Чижевский (1897-1964). «Физические факторы исторического процесса» (1924). 
     Существует связь между ритмом исторического процесса и 11-летними циклами солнечной активности.

     Статистический анализ событий истории более 80 народов и стран за 2500 лет: свыше 60% социальных катаклизмов и массовых движений произошло в периоды максимума солнечной активности (2-3 года в 11 летнем цикле), тогда как на периоды её минимума (тоже по 2-3 года) падает лишь 5% их числа. Выбросы солнечной энергии и вызванные ими изменения электромагнитного поля Земли влияют на биологическую жизнь нашей планеты, усиливают психоэмоциональную возбудимость людей и тем самым способствуют социальным изменениям в период максимума солнечной активности.
     Периоды солнечной активности: 1905-1907; 1917-1918; 1927-1929; 1937-1938; 1947-1949; 1957-1959; 1968-1969; 1979-1981; 1990-1992; 2001-2003; 2012-2114. 
     
Что нас ожидает через четыре года?  
     Николай Кондратьев (1892-1938): продолжительные циклические процессы в экономике – волны длительностью в 48-55 лет («длинные волны» Кондратьева). 
     1 волна: подъём - 1789-1814, спад – 1814-1849; 
     2 волна: подъем – 1849-1873, спад – 1873-1896; 
     3 волна: подъём – 1896-1920, спад – 1920-1938; 
     4 волна: подъём – 1938-1955, спад – 1955-1973; 
     5 волна: подъём – 1973-2000, спад – 2000-??? 
     Идея: связь между низшими точками и пиками волн и различными европейскими и американскими войнами. В частности, низшая точка каждой волны совпадала с относительно небольшой и выгодной войной, которая помогала возобновлению производства. Но с течением времени зарождались различные напряжения, экономическая система становилась самонадеянной и жестокой, и неизбежно возникали великие войны – этот период совпадал с пиком подъёма экономической волны. Эти войны были чрезвычайно разрушительными.
     Циклы в истории духовной культуры
     Здесь циклические процессы протекают синхронно кондратьевским волнам с периодом в 50 лет. Повышательной волне соответствует преобладание «аналитического» или «ренессансно-подобного» стиля в искусстве, высокий престиж знания, открытость внешним культурным влияниям, демократизм. Понижательная сопровождается «синтетическим» или «бароккоподобным» стилем, падением престижа знания, тягой общества к замкнутости, сепаратизму и авторитаризму. Переходы от одного стиля к другому связаны с кризисами, во время которых происходит эклектическое смешение разных художественных форм, отрицание старых и поиски новых средств, методов и путей развития искусства.  
     Циклы в истории Соединённых Штатов Америки.  
     Американская внешняя политика с конца XVIII в. до 1960-х гг. последовательно прошла 4 цикла со средней продолжительностью 48 лет; в каждом из них «экстраверсивная» фаза (концентрация на внешнеполитических интересах) сменялась более краткой «интроверсивной» фазой (замкнутость на внутренних проблемах). Первая из этих фаз соответствует эволюционному росту силы и влияния США, тогда как вторая связана с кризисными явлениями, заставляющими отказаться от внешнеполитической активности.
     А. Шлезингер-старший проследил смену волн либерализма и консерватизма в общественной жизни США, которая происходит циклически в среднем за 33 года. Шлезингер-младший (сын) связал 30-летние волны политической истории США со сменой поколений. Каждое поколение, вступив в самостоятельную жизнь, первые годы проявляет «политический романтизм» и общенациональную целеустремлённость, а затем ориентируется на «частный интерес» и уходит в заботы о личном благополучии. Либерализм, политический романтизм, стремление к изменениям в обществе характеризует «время перемен», а консерватизм и уход в частную жизнь – признаки периода относительной стабильности.
     3) Спиралевидный тип социальной динамики.  
     18.3.5. Историческая альтернатива.
     Закон неравномерности общественного развития разных народов
     Разные народы развиваются с неодинаковой скоростью, динамикой, «входят» в последующую стадию в разное время и в различных условиях.
     Исторический опыт свидетельствует о том, что в определённых условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т.е. историческая альтернатива. Однако многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.
     Синергетика (от греческого слова «синергетикос» - «совместное действие», «сотрудничество») – физико-математическая теория диссипативных систем, т.е. систем открытых, взаимодействующих с окружающей средой и сохраняющих своё существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией (диссипация – от лат. dissipare - рассеивать).
     Илья Пригожин (Бельгия). Труды: «Порядок из хаоса» (1977). 
     Идея: Общество есть нелинейная система (как и другие сложные диссипативные системы): 
     1) Нелинейность – отступления от пропорциональной зависимости между причиной и следствием. Малые по своим масштабам события могут породить грандиозные последствия (в фантастическом рассказе Брэдбери герой, отправившийся в прошлое, случайно губит бабочку, и это меняет ход истории его страны «эффект бабочки») => иглоукалывание, массаж.
     2) Будущее неоднозначно определяется настоящим. Разветвление процесса на несколько возможных траекторий - бифуркация.
Точка бифуркации – это точка ветвления, развилка (англ. fork - вилка). «Эффект бабочки» способен превратить мелкое уличное происшествие в толчок, переводящий стрелку исторического процесса на новый путь.


Copyright MyCorp © 2017