Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - Многовариантность общественного развития (типы обществ). СБ
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 17.08.2017, 14:43
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Многовариантность общественного развития (типы обществ). СБ

     18. Многовариантность общественного развития (типы обществ).ЧАСТЬ 1. Богбаз10, §30, 329 – 330; Богпроф10, §10, 93, 104-106 (эволюция, революция, ускорение), §11-12, §13, §14 (движущие силы и субъекты истории); §15, 153-154.
     18.1. Главное действующее лицо (субъект) истории.
     18.1.1. Народ. 
     18.1.2. Социальные группы и общественные объединения.
     18.1.3. Элиты.
     18.1.4. Человечество, человеческое общество. Стадиальный подход. Типы обществ.
     18.1.5. Цивилизации. Цивилизационный подход. Классификация цивилизаций. 
18.1. Что (кто) является главным действующим лицом истории (субъектом исторического процесса)?
18.1.1. Народ и масса (толпа).
1) Маркс утверждал, что народные массы, к которым относятся в первую очередь трудящиеся (пролетариат), являются творцом истории. 
2) Лев Толстой: «Я старался писать историю народа».  
Что такое толпа (масса)?
Бердяев: «Масса, толпа есть "оно”, а не "мы”. В массе, в толпе "я” надевает маску, навязанную ему этой массой и её бессознательными инстинктами и эмоциями».
Ортега-и-Гассет: «Больше всего массу заботит собственное благополучие и меньше всего – истоки этого благополучия».
Ясперс: «Люди в массе легко могут потерять голову, предаться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами”.
Что такое революция масс? Почему народ превратился в массу, толпу?
До конца 18 века процессы массового отрыва населения от своих корней носили локальный характер и западноевропейская сеть городов успевала плавно ассимилировать возрастаю-щую волну переселенцев, что позволяло сохранить городскую культуру и городские традиции. Однако с начала 19 века к эмиграции сельского населения добавился общий ускоренный рост населения в странах Европы, связанный с промышленной революцией и повышением произво-дительности труда. К 18 веку европейское население – 180 млн. 1914 – 460 млн.
Появился новый фактор в истории Европы – масса (или толпа) с сопутствующими признаками – массовое сознание, массовая культура и массовое производство.
Карл Юнг: «Эта новая форма существования – со своей массовой психологией и социальной зависимостью от колебаний рынка и оплаты труда – произвела на свет индивида, который был нестабилен, незащищён и внушаем» => расцвет тоталитарных и авторитарных режимов (Италия, СССР, Германия).  
18.1.2. Какова роль в истории социальных групп
1) классы; 2) нации, народности; 3) возрастные группы (молодёжная революция 60-х гг. XX в.); 4) профессиональные группы. 
Для защиты своих интересов социальные группы создают гильдии, клубы (политические клубы в период Французской революции), политические партии, профессиональные союзы, церкви.
18.1.3. Элиты.  
Представление о том, что в современных условиях широкие слои населения могут осуществлять властные функции, в полной мере участвовать в политическом процессе, в действительности оказывается иллюзией. На практике их участие ограничивается выборами, а реальную власть осуществляют политические элиты. Элиты (в переводе с французского означает «лучшее», «избранное») определяют лицо любого общества путём принятия важнейших решений и использования государственной власти для их реализации. 
18.1.4. Человечество, человеческое общество.
Стадиальный подход = унитаристский (от лат. unitas – единство) = унитарно-стадиальный = формационный (Карл Маркс).  
Когда сформировалось человечество?
1) Человечество существовало всегда, поскольку на Земле жили разные народы. Условное объединение этих народов, их сближение и обозначалось понятием «человечество». 
Клод Леви-Стросс: 
«Обыкновенно, когда говорят о человечестве как о едином существе или организме, то видят в этом едва ли не более чем метафору или простой абстракт: значение действительного единичного существа, или индивида, приписывается только каждому отдельному человеку. Но это совершенно неосновательно. Дело в том, что всякое существо и всякий организм имеет необходимо собирательный характер и разница только в степени…».
2) Единство человечества складывалось постепенно, в определённое историческое время.
Карл Ясперс: 
«Подлинная биография человечества берёт начало с осевой эпохи, осевого времени. Осевая эпоха – период 800 – 200 гг. до н. э. Тогда одновременно в разных регионах мира – в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции возникли духовные движения, в лоне которых сформировался современный тип духовного человека… Около 500 лет до н.э. произошёл самый резкий поворот в истории».
Возникли идеи общечеловеческого единства, ненасилия, сострадания к рабу и к врагу, внутреннего самонаказания за недостойный поступок. Именно в эту эпоху количество погибших в бою перестало служить мерилом военного искусства и предметом похвальбы (даосизм). Впервые подобный случай зафиксирован в 539 г. до н.э., когда Кир Великий, захватив Вавилон, обратился к покорённому населению с манифестом, что персидские войска пришли для защиты вавилонян от их собственного царя Набонида.  
Китай: Конфуций и Лао-Цзы (даосизм); Индия: Упанишады и Будда; Персия: Заратустра (Зороастр); Палестина: иудейские пророки Илия, Исайя, Иеремия, Второисайя; греческая философия: Парменид, Гераклит, Платон, Сократ, Аристотель.
Джавахарлал Неру:
«По-видимому, мир всколыхнула волна мысли, он был недоволен существующим поло-жением и охвачен надеждами и стремлением к лучшему. Великие основатели религии… всегда стремились к чему-то лучшему, старались изменить свой народ в лучшую сторону и уменьшить его бедствия… они являли для огромных масс людей пример благородной жизни, служивший идеалом и источником вдохновения для многих поколений. В шестом столетии до рождения Христа у нас в Индии были Будда и Махавира, в Китае – Конфуций и Лао-цзы, в Персии – Заратуштра, или Зороастр, на греческом острове Самос – Пифагор… Пифагор был строгим вегетарианцем и настаивал на том, чтобы все его ученики и челы стали вегетарианцами».
Классификация общественных систем
1) дописьменные и письменные; 
2) простые и сложные; 
3) первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое;
4) примитивное (общество первобытных охотников и собирателей), традиционное (аграрное) общество, индустриальное и постиндустриальное.  
Разновидности стадиального подхода
1) Адам Фергюсон (1723 – 1816): 1) дикость, 2) варварство, 3) цивилизация. 
2) К стадиальному подходу можно отнести подразделение истории на 1) охотничье-собирательный, 2) скотоводческий, 3) земледельческий и 4) торгово-промышленный периоды (А. Тюрго, Адам Смит и др.). 
3) Карл Маркс (1818-1883): история есть смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).
Предмет труда + средства труда + люди = производительные силы. В процессе производства между людьми возникают производственные отношения (рабовладельческие, феодальные, капиталистические). 
Производительные силы + производственные отношения = способ производства. 
Способ производства формирует соответствующую общественно-экономическую формацию = производственные отношения (базис) + политическая, правовая, духовная системы (надстройка). 
История человечества предстаёт как последовательная смена общественно-экономических формаций: 1) первичная (первобытная), 2) вторичная (основанная на частной собственности) = рабовладельческая + феодальная + капиталистическая, 3) третичная (коммунистическая). 
Труды: «Манифест коммунистической партии» (1848), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Капитал» (1867, 1885, 1894).
4) Теоретики постиндустриального общества – Д. Белл, О. Тоффлер, У. Ростоу, Д. Гелбрейт, Ж. Фурастье определяют этапы по качеству развития технологии производства.
Уолт Ростоу (1916-?). «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960): 
1) традиционное общество; 2) переходное общество; 3) стадия сдвига; 4) стадия зрелости; 5) эра высокого массового потребления.
Раймон Арон. «Индустриальное общество: три очерка об идеологии и развитии» (1966).
Параметры сравнения: 1) характер общественного устройства; 2) характер участия членов общества в управлении его делами; 3) господствующий характер экономических отношений; 4) организационно-технологический уровень; 5) структура занятости; 6) характер поселений; 7) уровень и масштабы образования; 8) характер и уровень развития научных знаний. 
Типы обществ
Примитивное: 1) трайбализм; 2) большинство принимает непосредственное участие в управлении хаотичным образом; 3) натуральное хозяйство, общинная собственность; 4) примитивная обработка орудий промысла; 5) половозрастное разделение труда, большинство занято одним и тем же промыслом; 6) небольшие временные поселения; 7) передача знаний изустно и в индивидуальном порядке; 8) систематизации накопленных знаний не происходит.
Традиционное: 1) слабо централизованное государство с тенденциями к абсолютизму; 2) авторитаризм, политика дело узкого слоя элиты; 3) частная собственность на средства произ-водства, преобладание экономики пропитания; 4) орудия труда на основе мускульной энергии человека и животных, основная хозяйственная единица – семья; 5) развитие ремесленного и сервисного секторов, абсолютное большинство населения занято в аграрном секторе; 6) большинство проживает в сельской местности, города – центры политической, промышленной и духовной жизни; 7) образование – удел тонкого слоя элиты; 8) наука и производство слабо связаны.
Индустриальное: 1) национальные государства; 2) всеобщее избирательное право, массо-вые партии; 3) коммерциализация производства и исчезновение экономики пропитания, частная собственность на капитал; 4) концентрация производства, господство машинного производства, реорганизация производства на фабричной основе; 5) падение доли работников сельского хозяйства, рост промышленного пролетариата; 6) урбанизация общества; 7) рост массовой грамотности; 8) наука проникает во все сферы жизни, рационализация социальной жизни.
Постиндустриальное: 1) усиление прозрачности национальных границ и влияния надна-циональных организаций; 2) ???????; 3) возрастание роли информации, которая становится основным средством обмена; 4) развитие высоких технологий, автоматизация и компьютеризация; 5) увеличение доли занятых в информационном и особенно – в сервисном секторах; 6) тенденция субурбанизации; 7) проблема функциональной неграмотности; 8) наука становится непосредственной производительной силой.
Олвин Тоффлер (1928 - ). «Третья волна» (1980):
1) аграрное общество; 2) индустриальное общество; 3) третья волна. 
Особенности всех видов стадиального подхода
1) История рассматривается как всемирная история, целостная и единая для всех регионов; т. е. существует история всего человечества. 
2) Историческое развитие имеет поступательный характер; история общества делится на определенные фазы, формации, стадии, закономерные этапы. 
3) Те или иные народы или регионы полагаются ведущими, определяющими лицо истории, облик данного ее этапа и направление исторического прогресса. 
4) Выделяются прогрессивные и отсталые народы, удел последних – следование по прогрессивному пути, проторенному передовыми народами. 
5) Выделяются общие для всех обществ законы развития.
6) Переходы от одних состояний общества к другим носят революционный характер (аграрная революция, промышленная революция, буржуазная революция).  
7) Существующий этап развития общества определяется как закономерный, более развитой по сравнению с предшествующими этапами и являющийся переходом, ступенью к еще более прогрессивному этапу развития; результатом развития выступает либо начало «действительной истории», либо общество всеобщего благоденствия, либо «конец истории».
Чем отличается теория общественно-экономических формаций от теории постиндустриального общества?
1) Несовпадение во взглядах на то, какие главные фазы прошло человечество в своём развитии.
2) Сторонники теории постиндустриального общества подчёркивают особую и всё возрастающую роль в развитии общества духовного фактора (ценностных ориентиров и знаний). 
Достоинства и недостатки стадиального подхода
+ 1) позволяет увидеть общее, что было в историческом развитии различных народов;
+ 2) позволяет увидеть историю человеческого общества как единый процесс;
+ 3) позволяет установить закономерности истории человеческого общества; 
+ 4) предлагает стройную периодизацию всемирной истории и отдельных стран;
− 1) многие духовные процессы и явления не поддаются объяснению с точки зрения экономического и технологического детерминизма;  
− 2) многие народ не проходили в своём развитии через все и даже через большинство стадий => вызывает сомнения его универсальность и применимость к ко всем странам и эпохам;
− 3) на второй план отодвигается роль человеческой деятельности, значение человеческой свободы;
− 4) недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов. 
18.1.5. Цивилизация.
Если в стадиальном подходе предполагается единство человеческой истории, развитие которой имеет поступательный характер, и выделяются общие закономерности развития человечества, то цивилизационный подход имеет во многом противоположные характеристики, а именно: 
1) всемирная история складывается из историй отдельных цивилизаций. 
2) каждое единичное общество является социальным организмом и имеет свои индивидуальные особенности, которые отличают его от других сообществ. 
3) в истории человечества не существует сходных во всем социальных организмов. 
4) каждый социальный организм отличается индивидуальностью и неповторимостью своего развития. 
5) Нет общего для всех «русла цивилизации», поэтому народы не делятся на «прогрессивные» и «отстающие». 
6) Нет общих для всех цивилизаций законов развития. 
7) Каждая цивилизация имеет собственную судьбу и собственные рамки развития, в том числе и временные. 
В стадиальном подходе главной причиной развития и основным объектом исследования обычно является материальная сторона общественной жизни; духовная же сторона, включающая культуру, традиции, считается второстепенной. В цивилизационном подходе каждая цивилизация рассматривается как отдельный социальный организм, в котором материальные и духовные факторы имеют равноценную роль. 
Николай Данилевский. «Россия и Европа»:
«… общечеловеческого не только нет в действительности, но и желать быть им – значит желать довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности, одним словом, довольствоваться невозможною полнотою».
Освальд Шпенглер. «Закат Европы»:
«Человечество» – это зоологическое понятие или пустое слово. Достаточно устранить этот фантом из круга проблем исторических форм, и глазу тотчас же предстанет поразительное богатство действительных форм… Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории… я вижу настоящий спектакль множества мощных культур… чеканящих каждая на своём материале – человечестве – собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, воления, чувствования, собственную смерть.  
Когда впервые было употреблено слово «цивилизация»?
Мирабо. «Друг законов» (1757):
«… цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяе-мые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития».
В каких значениях употребляется слово «цивилизация» (латинское civil – гражданский, государственный)?
1) пришедшая на смену первобытности ступень развития общества, характеризующаяся возникновением городов, появлением письменности, формированием различных общественных слоёв и появлением государства = ступень исторического развития человечества, следующая за дикостью и варварством (Морган, Энгельс); 
2) большая общность людей, которая долгое время занимает определённую территорию и отличается особенностями экономического уклада, особыми взглядами людей на окружающий мир и место человека в нём, обычаями, правилами поведения, религиозными взглядами, эстетическими ценностями (западная цивилизация, китайская цивилизация);
3) синоним культуры, культура = цивилизация (Тойнби, Хантингтон).
Сэмюел Хантингтон. «Столкновение цивилизаций?»:
«Цивилизация представляет собою некую культурную сущность. Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные общины – все они обладают особой культурой, отражаю-щей различные уровни культурной неоднородности… Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких, как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной само-идентификацией людей. Есть различные уровни самоидентификации: так, житель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, католика, христианина, европейца, человека Западного мира. Цивилизация – это самый широкий уровень общности, с которой он себя соотносит».
4) как определённая стадия в развитии локальной культуры, стадия деградации и упадка. Освальд Шпенглер. «Закат Европы»:  
«… у каждой культуры есть своя собственная цивилизация. Впервые эти оба слова, обо-значавшие до сих пор смутное различие этического порядка, понимаются здесь в периодическом смысле, как выражение строгой и необходимой органической последовательности. Цивилизация неизбежная судьба культуры… Цивилизации суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они завершение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение, за деревней и душевным детством, засвидетельствованным дорикой и готикой, как умственная старость и каменный, окаменяющий мировой город…». 
Классификация цивилизаций
А) Запад и Восток: 
1) экономическая сфера: Запад – развитый, урбанизированный, индустриальный; Восток – отсталый, сельский, аграрный; 
2) социальная сфера: Запад – классовая дифференциация; Восток – родоплеменные, сословные, клановые, этнические отношения; 
3) политическая сфера: Запад – гражданский, демократический; Восток – патриархальный, авторитарный, деспотический; 
4) духовная сфера: Запад – материализм, плюрализм, рациональность (Логос), динамизм, покорение природы, научность, свобода, антропоцентризм; Восток – духовность, монизм, интуитивность (Дао), адаптация к природе, сакральное знание, порядок, теоцентризм. 
Б) «Классические» цивилизации и цивилизации «пограничного» типа. 
К числу первых (субэкумены) относятся цивилизации, возникшие на базе мировых религий: западно-христианская, южно-азиатская, индо-буддийская, восточно-азиатская, конфуцианско-буддийская, исламская. Облик классических цивилизаций определяет начало целостности, единства. Субэкумены обладают монолитным религиозно-мировоззренческим фундаментом. 
Субэкумена – устойчивое единство культур, связанных единой вселенской религиозно-философской традицией. 
К числу цивилизаций пограничного типа относятся Россия-Евразия, Латинская Америка (последний маршрут президента Медведева: Перу, Бразилия, Венесуэла, Куба), Пиренейская Европа (Испания и Португалия), а также Балканская культурно-историческая общность. 
Россия и Латинская Америка – подобно субэкуменам являются цивилизационными системами планетарного масштаба. В пограничных цивилизациях преобладает начало многообразия. Монолитная духовная основа отсутствует. Религиозно-цивилизационный фундамент состоит из нескольких частей и внутренне неустойчив => российская цивилизация носит бинарный (двойственный) характер.
Создатели цивилизационного подхода
1) Николай Данилевский (1822-1885).
Труды: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к Германо-Романскому» (1869). 
Идея: культурно-исторический тип (10 цивилизаций). 
2) Освальд Шпенглер (1880-1936). 
Труды: «Закат Европы» (1918). 
Идея: культура уступает место цивилизации. 
3) Арнольд Тойнби (1889-1975). 
Труды: «Постижение истории» (1934-1961). 
Идея (вызов-ответ): возникновение цивилизаций (21) является ответом на вызов (стимул) либо природной среды: 
1) стимул «бесплодной земли» или суровых стран, 2) стимул «новой земли» либо человеческого окружения: 3) неожиданный удар, 4) непрерывное внешнее давление, 5) социальное ущемление.
Достоинства и недостатки цивилизационного подхода:
+ 1) позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всём их многообразии и специфике;
+ 2) обращает внимание на те стороны общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников стадиального подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология);
+ 3) ставит в центр исследования человеческую деятельность, человека;
− 1) сложно представить всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;  
− 2) преувеличивает взаимную изоляцию цивилизаций.  
Питирим Сорокин (о недостатках цивилизационного подхода):
1) Название «цивилизация» даётся существенно различным социальным группам и их общим культурам – то этническим, то религиозным, то государственным, то территориальным, а то даже конгломерату различных обществ.
Совокупной культуре этих групп приписывается смысловая согласованность и причинная взаимозависимость между частями и целыми.  
2) Ошибочным является утверждение, что все цивилизации проходят один и тот же одновариантный цикл: они рождаются, развиваются, распадаются и гибнут. Эта модель применима, в лучшем случае, к некоторым организованным социальным группам; 
3) Ошибочным является положение о том, что каждая «цивилизация» на протяжении своего существования проявляет способность к творчеству в одной или, в лучшем случае, в двух сферах. Фактически в каждой из этих цивилизаций имелись творческие достижения в различных сферах культуры.
Вывод
И стадиальный, и цивилизационный подходы к истории являются односторонними вариантами видения общества.  

Copyright MyCorp © 2017