Персональный сайт - Молодёжь как социальная группа
Четверг, 19.10.2017, 08:31
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

                             Главная Регистрация Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Молодёжь как социальная группа

     4. Молодёжь как социальная группа. Богбаз10, §19, 209 – 215; Богпроф11, §13.
     
4.1. Что такое молодёжь?
     4.2. Молодёжная субкультура.
     4.2.1. Субкультура и контркультура. 
     4.2.2. Классификация молодёжных субкультур.
     4.3. Трудности социализации. Легко ли быть молодым?
     4.4. Социальные роли в юношеском возрасте. 
     4.5. Молодёжь в российском обществе.


     4.1. Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.
     Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории в разных странах под ней понимались различные группы общества. Например, Пифагор делил жизнь человека по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь. Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции – 25). 
     В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние (инициация). В Киевской Руси 10-летний человек рассматривался как юридическое лицо и формально мог занимать определённые государственные мосты, а 12-летние княжичи, к тому времени заканчивавшие обучение, подвергались обряду посвящения в воины с официальным присвоением статуса – «Воин-ратник Дружины». 
     Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития. Почему?
     1) Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.
     2) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования.
     3) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура. 
     На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. Молодёжь как социальная группа охватывает людей в возрасте от 16 до 25 лет. Подростковым чаще всего считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским – 16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии пришёл термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т.е. в возрасте, обозначенным числительными, заканчивающимися на «teen». 
     Завершение молодёжного возраста связано с: окончание обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей.
     Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.
     Молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская – городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре
     4.2. Молодёжная субкультура.
     4.2.1. Субкультура и контркультура
     Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу – субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре (от лат. sub – частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо) либо противостоять её фундаментальным ценностям – контркультура. Об особой молодёжной субкультуре заговорили после Второй мировой войны.
     Субкультура (подкультура, лат. sub под, + культура) – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.
     Контркультура (от лат. contra против, + культура) – специфический вид субкультуры.
     С точки зрения культурологии контркультура – это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры.
     Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.
     Особо ярко выражена контркультура была в «молодежной революции» 1960-х годов, движении хиппи. В СССР примером контркультуры являлся андерграундная рок-культура).
     Основные черты молодёжной субкультуры: 1) вызов ценностям взрослых; 2) включение в группы сверстников; 3) своеобразие вкусов; 4) культура досуга, а не работы.  
     Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях: 1) возраст; 2) психологические особенности; 3) социальные. Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности:
     1) особая эмоциональная восприимчивость;
     2) стремление идти на риск;
     3) высокая степень мобильности;
     4) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;
     5) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей;
     6) определённое критическое отношение к старшему поколению;
     7) определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;
     8) ощущение зависимости от третьих лиц;
     9) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;
     10) стремление к идеалу.
     4.2.2. Классификация молодёжных субкультур.
     Версия №1 (по социально-правовому признаку):
     1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды);
     2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты); 
     3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
     Версия №2 (по направленности интересов):
     1) увлечение современной молодежной музыкой; 
     2) стремление к правопорядковой деятельности; 
     3) активно занимающиеся определенными видами спорта; 
     4) околоспортивные – различные фанаты; 
     5) философско – мистические; 
     6) защитники окружающей среды.
     Версия № 3:
     1) романтико – эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками – байкеры);
     Эскапизм (ескейпизм) (от англ. escape – бежать, спастись) – стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения.
     2) гедонистическо – развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);
     3) криминальные («гопники», «люберы»);
     4) анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально – деструктивными.
     Версия №4:
     1) связанные с музыкой: музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.
     2) отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы, эмо.
     3) связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.
     4) связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
     5) связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.
     6) враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.
     7) религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
     8) группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы, фурри.
     9) элита: мажоры, рейверы.
     10) антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.
     11) субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.
     12) социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.
     4.3. Трудности социализации. Легко ли быть молодым
     Трудности социализации в молодёжном возрасте связаны с:
     1) несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;
     2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, связанных с психофизиологическим повзрослением;
     3) противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
     Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. 
     Инфантилизм психический – особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость.
     4.4. Социальные роли в юношеском возрасте: сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка, ученик/ученица, участник спортивной секции, работник, семьянин.
Социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров – меньшем объёме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. 
     4.5. Молодёжь в российском обществе.
     Российское общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются. 
     4.5.1. Проблема семьи и брака. В нашей стране не уделяется должного внимания молодым семьям. Рыночная система привела не только к положительным моментам, но и к росту безработицы, «квартирному вопросу». Родители не всегда имеют возможность помогать своим детям. 
     4.5.2. Проблема духовного и интеллектуального развития. Сорокин утверждал, что ведущий фактор в развитии общества – социокультурный. Дюркгейм говорил о ценностно-нормативном вакууме (аномии) в переходных и кризисных состояниях.  
     4.5.3. Проблема социализации. Произошёл разрыв между поколениями. Старшее поколение не только не способствует социализации молодёжи, но и является тормозом. Усиливается конфликтность, девиантное поведение.
     4.5.4. Проблема труда, занятости и профессиональной подготовки. Падение интереса молодёжи к труду, невозможность удовлетворить свои потребности за счёт добросовестного труда (от 2 до 4 млн. не работает и не учится). 
     




Copyright MyCorp © 2017