Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - Мораль 2
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 20.08.2017, 20:06
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мораль 2

17.7.  Мораль в культуре.

17.7.1. Мораль и обычай.

17.7.2. Мораль и право.

17.7.3. Мораль и наука. 

17.7.4. Мораль и искусство. 

17.7.5. Мораль и политика.

17.7.6. Мораль и религия.

17.7.1. Мораль и обычай.

1) Обычай всегда конкретен, он точно указывает, при каких условиях какие действия надо совершать (накануне Нового года – наряжать елку). В отличие от этого, моральные нормы и правила выражаются в абстрактных формулах («делай добро», «будь милосерден к слабым», «уважай старших»).

2) Обычай однозначен, он не дает человеку выбора способа действий. Вести себя «по обычаю» - значит просто копировать принятые формы поведения («все так делают», «я как все»). А нравственное поведение основано на моральном выборе.

3) Обычаи различны в разных жизненных ситуациях, у разных народов и даже в разных группах, компаниях. Нравственные принципы же всеобщи и устойчивы. 

4) Человек может отказаться делать то, что предписывает обычай, если сочтет, что это будет аморально. Стало быть, мораль «выше» обычая, имеет приоритет над ним.

17.6.2. Мораль и право.

Общее:

1) среди социальных норм они являются самыми универсальными, распространяющимися на всё общество;

2) общий объект регулирования – общественные отношения;

3) имеют сходную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция);

4) связаны с идеей социальной справедливости.  

Различия (моральправо):

1) способ формирования: возникает стихийно – устанавливается и закрепляется государством;

2) форма существования: сознание людей – письменные источники => большая конкретность, определённость;

3) способ обеспечения: общественное мнение и муки совести – наказания в виде, штрафов, лишения свободы;

4) сфера действия: более широкая сфера отношений (отношения дружбы, любви) – отношения, подконтрольные государству;

5) регулирует общественные отношения с позиций добра и зла – с точки зрения законного и незаконного.      

17.6.3. Мораль и наука.

Научная этика (этика в науке) = профессиональная этика (моральная ответственность учёного перед другими учёными, научным сообществом в целом) + социальная этика (ответственность учёного перед другими людьми, обществом, человечеством).

Требования к профессиональной этике: 1) универсализм (ориентация на поиск объективного научного знания); 2) всеобщность (свои результаты учёный должен рассматривать не как личную собственность, а как достояние общества); 3) незаинтересованность (требование руководствоваться бескорыстным научным интересом, а не личной выгодой); 4) скептицизм (требование критически относиться к своим и чужим научным результатам, быть готовым всегда их обсуждать и пересматривать).  

Социальная ответственность учёных.

1) До Нового времени существовала традиция ограничения науки. Классической иллюстрацией такого отношения к науке является повествование Плутарха об Архимеде (287-212 до н.э.), который отказался изложить некоторые свои математические открытия по причине опасности их инженерных приложений и применял их только при угрозе военной опасности.

В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи (1452 – 1519) проявлял, подобно Архимеду, предосторожность, отказываясь «публиковать или разглашать» свои чертежи подводной лодки из-за «злой природы человека, которая может использовать лодку как средство разрушения на дне моря».

2) Ситуация изменилась в Новое время.

Для Галилея научное исследование не может подвергаться каким-либо продиктованным извне благоразумным ограничениям. Учёные имеют право добывать научную истину, не заботясь о возможных отрицательных последствиях для общества.

Классическое выражение такого отношения к науке – великая французская «Энциклопедия» (1751-1780).

Дени Дидро (1713 - 1784):

«… теперь, в наш собственный век, мы должны безжалостно растоптать все древние ребячества, ниспровергнуть барьеры, которых разум никогда и не возводил, вновь дать искусствам и наукам свободу, которая столь драгоценна для них».

Именно в Новое время распадается триединство Добра, Истины и Красоты. Джордано Бруно в работе «Изгнание торжествующего зверя» поставил Истину выше всех ценностей, выше божественного Блага.

Между рационализмом и мистикой.

Примерно с XVII в., по мере развития индустриального общества, все более укреплялся авторитет науки, методологии (принципов, подходов) научного мышления. При этом альтернативные картины мира, в том числе религиозная, и иные способы познания (мистическое озарение и др.) постепенно теряли своё влияние.

Однако в последние десятилетия ситуация стала меняться.

Сциентизм и антисциентизм – (от лат. scientia – наука) – противоположные мировоззрения, характерные для в XX в.

Для сциентизма характерно убеждение в том, что наука является единственным видом достоверного и объективного знания, что только на ее основе можно решить социальные проблемы. В качестве идеала сциентизм ориентируется прежде всего на достижения и методы естественных и технических наук.

Антисциентизм подвергает науку и технику критике и скептически оценивает их возможности решить фундаментальные проблемы человека.

Почему возрастает влияние антисциентизма? (три точки зрения).

1) В XX в. наука обнаружила свое бессилие в решении ряда важных для человечества проблем, более того, стала источником многих новых затруднений, ведя западную цивилизацию к упадку.

Декларация третьей Пагуошской конференции (1958):

«Мы убеждены, что дело ответственности учёных всех стран внести свой вклад в образование людей, распространение среди них широкого понимания опасностей и возможностей, предлагаемых беспрецедентным ростом науки».

Пагуошское движение – общественное движение ученых за мир, разоружение, международную безопасность и научное сотрудничество. Среди инициаторов (1955) Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, Бертран Рассел. 1-я конференция сторонников Пагуошского движения состоялась в Пагуоше (Канада) в 1957.

Цель послевоенного движения учёных состояла в том, чтобы отнять науку у военных, поставить её под контроль общества и, в конце концов, под контроль мирового правительства, в качестве которого предполагалось международное сообщество учёных.

Азиломарская конференция – конференция по генной инженерии 1975 г., на которой был поднят вопрос о возможности создания потенциально опасных микроорганизмов путем техники рекомбинации ДНК. Ученые пришли к соглашению о необходимости всемирного моратория на такие эксперименты.

2) Человечество, подобно маятнику, постоянно переходит из фазы предпочтения рационального мышления и науки в фазу упадка рационализма и усиления тяги к вере и откровению. Современное человечество вступило в завершающую фазу расцвета рационализма, начало которой было положено веком Просвещения.

3) Цивилизация устала от бремени выбора и ответственности. Астрологическая предопределенность предпочтительнее научного критицизма и постоянных сомнений.

17.6.4. Мораль и искусство.

1) Савонарола и Рафаэль; 2) отец Матвей (Константиновский) и Гоголь => сожжение «Мёртвых душ»; 3) Толстой («Акула», «Кавказский пленник»); 4) передвижники и «Мир искусства».

Савонарола Джироламо (1452 – 1498) – настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции. Выступал против тирании Медичи, обличал папство, призывал церковь к аскетизму, осуждал гуманистическую культуру (организовывал сожжение произведений искусства). После изгнания Медичи из Флоренции в 1494 способствовал установлению республиканского строя. В 1497 отлучен от церкви, по приговору синьории казнен (сожжен на костре).

Учением Савонаролы на какое-то время увлекся юный Микеланджело, оно же – стало Откровением для Сандро Боттичелли.

Мученическая смерть Савонаролы окончательно убедила Боттичелли, что монах был святым и пострадал за это.

17.6.5. Мораль и политика.

Слишком часто и в прошлом, и в настоящем успеха добивался тот политик, который вел себя наиболее аморально.

Чезаре Борджа (около 1475 – 1507) – правитель Романьи (Италия) с 1499. С помощью своего отца (папы Римского Александра VI) создал в Средней Италии обширное государство, в котором пользовался абсолютной властью.

Николо Макиавелли: «Ибо расстояние между тем, как люди живут и как  должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует  скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни,  он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что  государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и  пользоваться этим умением смотря по надобности».

Макиавелли Никколо (1469 – 1527) – итальянский политический мыслитель. Считал главной причиной бедствий Италии ее политическую раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Признавал допустимыми ради упрочения государства любые средства.

Макиавеллизм – политика, пренебрегающая нормами морали и использующая для достижения цели любые средства (обман, предательство, убийство).

17.6.6. Мораль и религия.

Святость и нравственность.

Нравственно ли безропотно отрекаться от царской власти? (Николай II). Нравственно ли безропотно принимать смерть от руки своего брата, обрекая свой народ на гражданские распри? (Борис и  Глеб). 

Столкновение моральных и религиозных ценностей порождает необходимость теодицеи (богооправдания). 

Теодицея (французское theodicee – оправдание Бога, от греческого theos – Бог и dike –   справедливость) – оправдание Бога, со стремлением рационально ответить на вопрос: почему в мире есть зло, если он создан и управляется всеблагим, всеведущим и всемогущим Богом.

1) Августин писал, что зло «от павшей человеческой воли», а бедствия и болезни следует рассматривать как наказание за грехи, так что на Боге нет вины за зло в мире.

Теодицея в романе Достоевского «Братья Карамазовы».

Достоевский говорит устами своего героя: « Я хотел заговорить о страдании человечества вообще, но уж лучше остановимся на страданиях одних детей... Если на земле они тоже ужасно страдают, то уж, конечно, за отцов своих, наказаны за отцов своих, съевших яблоко, - но ведь это рассуждение из другого мира, сердцу же человеческому здесь на земле непонятное. Нельзя страдать неповинному за другого, да еще такому неповинному!».

Разум не способен решить эту проблему. Теодицея возможна только через веру. 

Но что такое вера? О сущности веры Достоевский писал еще в подготовительных записках к роману «Идиот»: «Многие думают, что достаточно веровать в мораль Христову, чтобы быть Христианином. Не мораль Христова, не учение Христа спасет мир, а именно вера в то, что Слово плоть бысть». Решение проблемы теодицеи – в полноте Личности Христа, а не в совокупности вероучительных основ и системе нравственных заповедей.

Copyright MyCorp © 2017