Персональный сайт - Общественное и индивидуальное сознание. СБП
Суббота, 23.09.2017, 22:50
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Общественное и индивидуальное сознание. СБП


     2. Общественное и индивидуальное сознание. Богбаз11, §13; Богпроф10, §26; Поляков, §2.  
     
2.1. Что такое сознание?
     2.2. Сущность и особенности общественного сознания.
     2.3. Структура общественного сознания.
     2.4. Общественное сознание и типы обществ.     
     2.5. Как связано общественное сознание с индивидуальным?

     2.1. Что такое сознание?
     2.1.1. Сознание = знание.
     Всё, что мы знаем, - это сознание, и всё, что мы осознаём, - знание.
     Однако современная психология установила, что далеко не всё, что относится к знанию, осознаётся.
     2.1.2. Сознание как самосознание.
     Сознание понимается как особый внутренний мир, который субъект познаёт. Способом познания является самовосприятие.  
     2.1.3. Направленность на определённый объект.
     Человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его. направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.
     2.1.4. Сознание и бессознательное.
     Сознание связано с бессознательным, которое нередко противопоставляется ему, причем бессознательному отводится решающая роль в жизни человека. 
     Но существует и иная трактовка, исходящая из приоритета сознательного. Бессознательное можно рассматривать как продукт сознательной деятельности. То, что ранее находилось в сфере сознания, переходит в бессознательное. В свою очередь, бессознательное, существующее в глубинах психики человека, способно вновь всплывать в область сознания.  
     2.1.5. Сознание как совокупность идей.
     Сознание есть совокупность идей – индивидуальных или коллективных. В этом значении употребляли термин «сознание» Гегель и Маркс.
     2.1.6. Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
     2.1.7. Разумная способность ≠ сознание.
     Разумная способность как умение формировать знание об окружающем мире в различной степени обнаруживается и у животных.
     Но только человек обладает таким качеством, как умение контролировать и совершенствовать сам процесс формирования знания.
     Сознание – это способность контролировать свою деятельность с помощью анализа предшествующего опыта, способность переносить положительные итоги прежних опытов на текущую деятельность и планировать будущие действия с учётом достижений и ошибок.  
    2.2. Сущность и ососбенности общественного сознания
     2.2.1. Парадокс общественного сознания.
     С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного. 
     С другой стороны, хотя элементы общественного сознания носят нематериальный характер, они оказывают сильнейшее влияние на поведение отдельных людей и социальных групп при помощи различных знаковых систем.  
     Карл Маркс. «К критике гегелевской философии права» (1844): 
     «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой, но теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».
     Возникает порочный круг. С одной стороны, среда (общественное бытие) определяет общественное мнение (общественное сознание), а с другой стороны – общественное сознание определяет общественное бытие. В истории можно найти сколько угодно фактов, свидетельствующих в пользу как того, так и другого.
     2.2.2. Особенности общественного сознания.
     1) Общественное сознание обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия. Такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения.
     2) Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов.
     3) Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества.  
     2.3. Структура общественного сознания.
     Деление общественного сознания на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям.  
     2.3.1. Версия №1 (специфика тех сторон действительности, которая отражается общественным сознанием): 
     Формы общественного сознания
     1) философия;
     2) политическое сознание;
     3) правовое сознание;
     4) мораль;
     5) искусство;
     6) наука;
     7) религия. 
     2.3.2. Версия №2 (уровень, глубина отражения социальной действительности):
     1) общественная психология, обыденное сознание;
     2) идеология.
     Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. 
     Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности. 
     Нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер. Соотношение между общественной психологией и идеологией напоминает соотношение между эмоциональным, чувственным и рациональным уровнями общественного сознания.
     2.3.3. Версия №3 (формы отношения к собственной деятельности и окружающему миру):
     1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру);
     2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру);
     3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру);
     4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру);
     5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру);
     6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру).
     2.3.4. Версия №3 (свойства субъекта сознания):
     1) индивидуальное сознание;
     2) массовое сознание;
     3) классовое сознание.
     Признаки массы как субъекта сознания:
     1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»;
     2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер => масса отличается неопределённым количественным и качественным составом;
     3) ситуативность существования;
     4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой;
     5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами. 
     Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни. 
     За границами массового сознания остаётся великое множество явлений общественного сознания, недоступных пониманию масс и (или) не затрагивающих их интересы (наука, философия). 
     Структура массового сознания отличается разорванностью, противоречивостью, способностью к быстрым, неожиданным изменениям. 
     Формы выражения и функционирования массового сознания
     1) общественное мнение; 2) общественное настроение.
     Общественное мнение – состояние массового общественного сознания, которое отражает отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.
     2.4. Общественное сознание и типы обществ.
     2.4.1. В обществах традиционных искусство, религия и мораль существуют в единстве. Наука очень тесно связана с донаучными формами познания. Идеология в таких обществах ещё не возникает, поскольку даже крупные общественные группы (патриции и плебеи в Древнем Риме, феодалы и крестьяне в средневековой Европе) разделяют общий взгляд на мир.
     2.4.2. В индустриальном обществе каждая форма общественного сознания достигает максимальной автономии.
     Искусство отделяется от религии и превращается в самостоятельную отрасль человеческой деятельности, нацеленную на воплощение в слове, звуке, красках и пластических формах идеала Красоты.
     Мораль приобретает светский характер (идеал Добра).
     Наука формулирует третий идеал индустриального общества – идеал Истины.
     2.4.3. В постиндустриальном (информационном) обществе прежняя уверенность, что мир имеет смысл, прогресс – направление и цель, что есть универсальные ценности Истины, Добра и Красоты, сменилась признанием того, что всё относительно.
     Искусство теряет ориентацию на Красоту, становясь частью рынка.
     Религия становится частным делом, а мораль ориентируется не на Добро, а справедливость.
     Право из свободы, определяемой законом, превращается во множество ничем не ограниченных прав различных меньшинств.
     Идеология как позиция крупной общественной группы заменяется технологией воздействия на информационную среду. Лозунг «Имидж – всё!» выражает характер политики в наши дни.
     Если всё одинаково истинно, или красиво, или морально приемлемо, то выбор мы делаем, лишь ориентируясь на то, как нам сообщают о предмете выбора. Знак, переносящий смысл, становится главнее смысла. Знак сам становится смыслом. Возможно, править миром и менять его будут создатели новых знаков – новых технологий передачи информации.
     2.5. Как связано общественное сознание с индивидуальным?
     2.5.1. Между индивидуальным и общественным сознанием нет жёстких границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие.
     Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся общим достоянием, общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, нравы, искусство, науку, право, нормы поведения.
     Но общество избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Далеко не каждое достижение индивидуального сознания входит в состав общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве.
     Индивидуальное сознание вбирает далеко не все элементы общественного сознания.
     Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся источником нравственных предписаний, убеждений, эстетических чувств и представлений. Но каждый из людей по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) воспринимает существующие в общественном сознании элементы.
     2.5.2. Противоречие между общественным и личным сознанием.
     Судьба таких исторических личностей, как Дж. Бруно, Г. Галилей, Жанна д’Арк, судьбы многих наших современников свидетельствуют о наличии противоречия между принятой в обществе системой духовных принципов и идеями отдельных граждан того или иного общества. Личности, опережающие время, вносят свой вклад в развитие общественного сознания.
     Индивидуальное сознание не является точным слепком с общественного сознания. Человек вступает в диалог с общественным сознанием, являющимся реальностью, с которой приходится считаться. 




Copyright MyCorp © 2017