Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - особенности административной юрисдикции
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 17.08.2017, 14:48
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

особенности административной юрисдикции

12. Особенности административной юрисдикции. Богбаз11, §27, 310 – 314.

12.1. Что такое административная юрисдикция?

12.1.1. Административное право.

12.1.2. Источник административного права.

12.1.3. Административная юрисдикция.

12.2. Административное правонарушение.

12.2.1. Что такое административное правонарушение?

12.2.2. Признаки административного правонарушения.

12.2.3. Субъекты административного правонарушения.

12.2.4. Органы и должностные лица, правомочные рассматривать административные правонарушения.

12.3. Административная ответственность.

12.3.1. Что такое административная ответственность? 

12.3.2. Особенности административной ответственности.

12.3.3. Виды административных наказаний.

12.4. Административное производство.

12.4.1. Меры обеспечения административного производства.

12.4.2. Участники административного производства.

12.4.3. Стадии административного производства.

12.1. Что такое административная юрисдикция?

12.1.1. Административное право регулирует такие отношения, одной из сторон которых является государственный орган, выступающий как носитель властных полномочий.

Для возникновения правоотношений согласия другой стороны не требуется, ибо государственный орган является правообязывающей стороной, действующей в соответствии с законом.

12.1.2. Источник административного права.

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. 

Важнейшим источником российского административного права наряду с Конституцией является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), принятый в 2001 г. Этот кодекс содержит нормы и материального, и процессуального права. 

12.1.3. Юрисдикция – это сфера права, на которую распространяются полномочия данного государственного органа.

Административная юрисдикция – 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений (в отличие от входящих в компетенцию суда или арбитражного суда); 2) деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разбирательству административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд).

12.2. Административное правонарушение.

12.2.1. Административное правонарушение (проступок) – это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

12.2.2. Признаки административного правонарушения:

1) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;

2) противоправность – административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и имуществу граждан;

3) административная наказуемость – совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;

4) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).

12.2.3. Субъекты административного правонарушения:

1) граждане (с 16 лет);

2) должностные лица (руководители организаций и т.д.);

3) юридические лица.

Установлены разные размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил (за самовольное занятие земельного участка размеры штрафа для граждан – от 5 до 10 МРОТ, для должностных лиц – от 100 до 200 МРОТ).

12.2.4. Органы и должностные лица, правомочные рассматривать административные правонарушения.

1) районные (городские) суды, мировые судьи;

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) органы МВД (милиция);

4) налоговые органы, органы налоговой полиции;

5) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда;

6) органы и войска пограничной службы;

7) военные комиссары;

8) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).

Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению.

Один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам (например, наказание за мелкое хулиганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел).

12.3. Административная ответственность.

12.3.1. Административная ответственность – разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;

2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;

3) выражается в применении административных взысканий;

4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти;

5) особый порядок привлечения к административной ответственности, который отличается простотой и оперативностью;

6) меньшая суровость административных взысканий, чем уголовных наказаний.

12.3.2. Виды административных наказаний:

1) предупреждение (выносится в письменной форме);

2) административный штраф, который может выражаться в величине, кратной:

- минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) (не менее одной десятой MPOT и не более 25 МРОТ (для граждан), 50 МРОТ (для должностных лиц), 1000 МРОТ (для юридических лиц);

- стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера стоимости предмета);

- сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции (не более трехкратного размера суммы);

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Выполнение данного взыскания предполагает принудительное изъятие предмета у нарушителя, реализацию этого предмета с последующей передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

4) конфискация (принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства) орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Конфискуются предметы, являющиеся личной собственностью правонарушителя. Однако предметы контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся.

При применении конфискации и возмездного изъятия имеется ограничение: не изымаются оружие и боеприпасы у лиц, для которых охота является основным источником существования;

5) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транспортными средствами);

6) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников милиции, неуважение к суду. Административный арест не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей до 14 лет, к несовершеннолетним, к инвалидам I и II группы;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ);

8) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет.

!!! Все наказания, кроме предупреждения и штрафов, назначаются только судом.

12.4. Административное производство.

12.4.1. Меры обеспечения административного производства.

1) Доставление.

2) Административное задержание (кратковременное ограничение свободы).

Допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48 (нарушение границы, по делам, где может быть назначен арест, и др.).

3) Личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов.

Эти действия производятся при участии понятых. Личный досмотр осуществляется лицами того же пола.

4) Арест товаров, транспортных средств.

О применении каждой указанной меры составляется протокол.

12.4.2. Участники административного производства.

1) Орган, рассматривающий дело.

2) Нарушитель.

Права обвиняемого: знакомство с делом, приглашение адвоката, заявление ходатайства.

3) Потерпевший, которому действиями нарушителя причинён вред.

4) Свидетели, эксперты, понятые.

Прокурор участвует лишь в особо сложных или значимых делах.  

12.4.3. Стадии административного производства.

1) Возбуждение дела.

Поводом к возбуждению дела может быть непосредственное обнаружение проступка. Поводом является и получение заявления или сообщения.

При обнаружении дела должен быть составлен протокол, что и является возбуждением дела.

Протокол подписывается составившим его и лицом, в отношении которого возбуждено дело. Протокол не составляется при малозначительных нарушениях.

2) Подготовка к разбирательству (рассмотрению дела).

3) Разбирательство (рассмотрение) дела.

4) Вынесение и оглашение решения (постановления).

Постановление может быть двух видов: о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу.

Административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении – не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней вышестоящему должностному лицу либо в суд.

5) Исполнение решения.

Постановление, вступившее в законную силу, обязательно для всех граждан и должностных лиц и подлежит принудительному исполнению.

Copyright MyCorp © 2017