Персональный сайт - платон
Четверг, 19.10.2017, 08:33
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

                             Главная Регистрация Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

платон

ПЛАТОН (427 – 347 до н.э.).
1. Биография.
Платон родился в Афинах в аристократической семье. В возрасте двадцати лет стал учеником Сократа. Через несколько лет после смерти Сократа Платон предпринял великое путешествие.
Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, где познакомился с пифагорейцами. Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу.
Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона.
Платон смог вернуться в Афины, и в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Его последние годы были омрачены трагической смертью Диона.
2. Сочинения.
«Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».
3. Основы учения и деятельности.
3.1. Платон говорит о двух мирах: изменчивом чувственном и умопостигаемом мире идей, существующем вне времени и пространства.
Тем, кто помнит фильм «Матрица», не покажется странным платоновский миф о пещере.
Классический философский текст, в котором нетрудно узнать сюжет «Матрицы» - это МИФ О ПЕЩЕРЕ, познакомиться с которым можно в «Государстве» Платона.
Некие люди пленены и скованы цепями в горной пещере. Они скованы так, что сидят спиной к выходу. Только иногда люди видят перед собой на стене игру лучей и теней от солнца или светильников. Они сидят в этой пещере с детства. Они забыли, что существует огромный внешний мир и думают, что вот эта игра теней – это единственная реальность. На деле же это – игра теней.
Владимир Соловьев:
«Милый друг, иль ты не видишь, что всё видимое нами только отзвук, только тени от незримого очами».
 «Государство». Книга 7. Диалог между Сократом и Главконом:
« … посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная… невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
… за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
- Странный ты рисуешь образ и странных узников!
- Подобных нам. Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
 - Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
- А предметы, которые проносят там, за стеной; не то же ли самое происходит и с ними?.. Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
Если бы в их темнице отдавалось эхом все, что бы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени?.. Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов…».
Вывод:
1) материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
2) окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
3) реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
4) чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
5) любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);
6) весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
3.2. Познание:
1) знание – это припоминание (анамнезис) того, что душа некогда узнала, а затем позабыла;
2) поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;
 3) «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
4) «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности;
Развитие добродетелей: мужества, мудрости, умеренности, справедливости – позволяет душе подниматься к миру идей, схватывая суть вещей. Сила же, ведущая нас по этому пути, - Эрос Птерос, любовь, дающая крылья.
5) высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
3.3. Каким должно быть идеальное государство?
Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует, и шесть типов ныне существующих государств:
1) монархия – справедливая власть одного человека;
2) тирания – несправедливая власть одного человека;
3) аристократия – справедливая власть меньшинства;
4) олигархия – несправедливая власть меньшинства;
5) демократия – справедливая власть большинства;
6) тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, лучшими из существующих форм государства являются аристократия и монархия.
3.4. Собственный план государственного устройства:
 1) все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;
2) работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
3) воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;
4) философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
5) философы и воины не должны иметь частной собственности;
6) жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
7) не существует брака, все жены и дети общие;
8) допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
Учение Платона об идеальном государстве до сих пор является камнем преткновения для философов. Утопия это или реальность? Далекий призрак тоталитаризма или высшая и лучшая форма правления? За два тысячелетия было несколько попыток воплотить эту идею...
3.5. Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н. э.).
Знаменитые воспитанники Академии: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Филон из Ларисы (учитель Цицерона).
Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества.
4. Главные понятия.
4.1. Учение:
1) идея, или эйдос (idea – вид, образ, наружность, род, способ; eidos – вид, образ, образец);
2) Эрос (Любовь) – побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и устремленность к созерцанию идей истины, добра и красоты.
3) анамнезис – припоминание того, что человек знал, но забыл;
4.2. Эссе:

1) человек и общество (познание, истина, идеализм, эмпиризм, рационализм);

2) политология (государство, форма правления, тоталитаризм).


Copyright MyCorp © 2017