Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - Политическая идеология.
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 29.06.2017, 17:13
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Политическая идеология.

     16. Политическая идеология. Богбаз11, §14, 158 – 168.
 
     16.1. Политическое сознание.
     16.2. Структура (строение, состав) политического сознания.
     16.3. Что такое идеология?
     16.4. Основные течения политической идеологии.
     16.4.1. Либерализм.
     16.4.2. Консерватизм.
     16.4.3. Социализм.
     16.4.4. Национализм.
 
     16.1. Политическое сознание.
     Политическое сознание – 1) одна из форм общественного сознания; 2) мысли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нём; 3) это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к ней.
     16.2. Структура (строение, состав) политического сознания.
     Политическое сознание = 1) обыденное (обыденно-практический уровень) сознание + 2) теоретическое (идеолого-теоретический уровень) сознание.
     Значительное место в обыденном сознании занимает политическая психология (политические чувства, переживания, настроения, мнения, ценностные ориентации, оценочные суждения, в которых проявляется эмоциональное восприятие политической жизни, роли в ней данного индивида, определённой группы людей).
     Теоретическое сознание = политологическая наука + идеология.
     16.3. Политическая идеология.
     16.3.1. Что такое политическая идеология?
     Политическая идеология – 1) система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии); 2) выраженная преимущественно в теоретической, более или менее упорядоченной форме система идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с 5) помощью политической власти или воздействия на неё; 3) теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.
     Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества.
     Так, для одних людей большая ценность – монархическое государство, для других ценностью является лишь республиканский строй. Поскольку положение тех или иных социальных групп в обществе существенно различается, то представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выражены интересы различных групп, не могут быть одинаковыми. Так, интересы «третьего сословия», буржуазии во Франции в XVIII в. нашли отражение в сочинениях Вольтера, Дидро, Монтескьё, а интересы наёмных рабочих XIX в. – в трудах Маркса.
     16.3.2. Чем наука отличается от идеологии?
     1) В отличие от науки, стремящейся постичь истину, идеология предназначена для выражения и защиты интересов субъектов политики, хотя она может включать в себя и научные знания.
     2) Идеологии свойственно упрощение, частичное отражение действительности. При этом одна сторона действительности выдаётся за полную её картину.
     3) Пристрастное, заинтересованное отношение к политическим явлениям, их оценки с позиций тех или иных социальных групп являются существенной характеристикой идеологии.
     16.3.3. Возможно ли создание научной идеологии?
     Карл Маркс: это возможно в том случае, если частные интересы субъекта политики воплощают в себе общие интересы и ценности всего человечества.
     16.3.4. В каких формах существует политическая идеология?
     1) Прежде всего, она представлена в виде социально-политических теорий, дающих обоснование определённых ценностей и идеалов, которые лежат в основе предлагаемого политического курса.
     2) Важной формой воплощения идеологии являются политические программы.
     3) Идеология функционирует также в сознании граждан, определяя их политическое поведение. Она воплощается в практических делах и поступках людей. 
     16.4. Основные течения политической идеологии
     16.4.1. Либерализм (от лат. liberas – свободный).
     Основные идеи: 1) свобода личности, широкие гражданские и политические права человека; 2) равенство всех людей перед законом; 3) личная ответственность человека за собственное благополучие; 4) ограничение вмешательства государства в общественную и личную жизнь: «ночной сторож» и «невидимая рука рынка» (Адам Смит); 5) свобода предпринимательства, неприкосновенность частной собственности.
     «Невидимая рука рынка» - предположение Адама Смита, согласно которому отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества «невидимой рукой» рынка.
     Главные представители: Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), Адам Смит (1723-1790).
     Джон Стюарт Милль: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».
     Неолиберализм – направление политической экономии и философии, возникшее в 1930-е годы и достигшее своего расцвета в конце 1980-х – 1990-е годах XX века.
     В отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики. В число функций государства включается защита свободного предпринимательства, рынка и конкуренции от угрозы монополизма, разработка общей стратегии экономического развития, социальная защита малообеспеченных слоёв населения.
     Главные представители: Джон Мейнард Кейнс («новый курс» Франклина Рузвельта).
     В чём заключаются особенности российского либерализма?
     Главные представители: Борис Чичерин (1828-1904), Петр Струве (1870-1944), Павел Милюков (1959-1943).
     Отличия российского либерализма от западного:
     1) к началу либеральных преобразований в странах Восточной Европы отсутствовали необходимые элементы гражданского общества;
     2) средний класс, даже если он существовал, был недостаточно силён, чтобы стать социальной базой этих преобразований;
     3) эти преобразования было необходимо провести в кратчайший (по сравнению с западными странами) исторический промежуток времени;
     4) основным носителем преобразовательной программы выступала не буржуазия, как на Западе, а скорее само государство, инструментом её реализации в значительной мере становилась бюрократия, а методы проведения неизбежно приобретали принудительный характер.
     Николай Бердяев. «Философия неравенства» (1918):
     «Либерализм ваш роковым образом изменил своей единственной возможной духовной основе. Вы сделали декларацию прав человека и оторвали её от декларации прав Бога. В этом был ваш первородный грех, за который вы наказаны… Вы забыли о правах Бога, вы забыли и о том, что декларация прав человека должна быть связана с декларацией обязанностей человека. Путь, на котором права человека были оторваны от обязанностей человека не довёл вас до добра. На этом пути выродился ваш либерализм…».
     Можно ли в современной России осуществить идеалы либерализма?
     Опыт проведения либеральных реформ в России позволяет усомниться в возможности положительного ответа на этот вопрос.
     Гюнтер Рормозер, профессор политической философии (Германия):
     «В России… нет ни либеральной традиции, ни либеральной философии; нет и каких-либо благоприятных для развития либерального сознания общественных условий… процветающая либеральная система предполагает существование достаточно зрелого общества. В Германии сотни тысяч мелких предпринимателей; в великой России их должны быть миллионы. Совершенная и дееспособная либеральная система требует определённого уровня зрелости гражданского общества. Не случайно благоразумные либералы рекомендуют сегодня России развивать то, что принято называть гражданским обществом. Под гражданским обществом… подразумевается не что иное, как свободная и независимая от церкви и государства многогранная общественная жизнь. Общество… - это не только экономика, но и источник культурной и политической инициативы. В обществе люди должны объединяться друг с другом, чтобы реализовать и свои личные, и общие интересы. Все эти предпосылки в России отсутствуют, и потому было бы в высшей степени ошибочно навязывать России идею, будто она сможет решить свои проблемы посредством принятия того, что на Западе понимается под либеральным обществом и либеральной системой… В России же осуществление прав и свобод – а мечтами об этом человечество обязано либерализму – возможно лишь в случае осознания ею необходимости возрождения консервативных традиций и элементов. Либерализм победит в этой стране не ценой борьбы с консерватизмом или уничтожения консервативных сил: если в России у либерализма вообще есть будущее, то ему придётся ужиться с просвещённым консерватизмом…».
     Михаил Ходорковский. «Кризис либерализма в России» (2004):
     «Русский либерализм потерпел поражение потому, что пытался игнорировать, во-первых, некоторые важные национально-исторические особенности развития России, во-вторых, жизненно важные интересы подавляющего большинства российского народа. И смертельно боялся говорить правду… Что мы можем и должны сегодня сделать? Назову семь пунктов, которые представляются мне приоритетными.
     1) Осмыслить новую стратегию взаимодействия с государством. Государство и бюрократия не синонимы. Пришло время спросить себя: "Что ты сделал для России?”…
     2) Научиться искать правды в России, а не Западе… Надо перестать пренебрегать – тем паче демонстративно – интересами страны и народа. Эти интересы наши интересы…
     3) Отказаться от бессмысленных попыток поставить под сомнение легитимность президента. Независимо от того, нравится нам Владимир Путин или нет, пора осознать, что глава государства – не просто физическое лицо. Президент – это институт, гарантирующий целостность и стабильность страны. И не приведи господь нам дожить до времени, когда этот институт рухнет, - нового февраля 1917 г. Россия не выдержит…
     4) Перестать лгать – себе и обществу…
     5) Оставить в прошлом космополитическое восприятие мира. Постановить, что мы - люди земли, а не воздуха. Признать, что либеральный проект в России может состояться только в контексте национальных интересов…
     6) Легитимизировать приватизацию… Чтобы оправдать приватизацию перед лицом страны, где представления о римском праве собственности никогда не были сильными и отчётливыми, надо заставить большой бизнес поделиться с народом – вероятно, согласившись с реформой налогооблажения полезных ископаемых…
     7) Вложить деньги и мозги в создание принципиально новых общественных институций, не замаранных ложью прошлого… Привлекать к себе совестливых и талантливых людей, которые и составят основу новой элиты России. Самое страшное для сегодняшней России – это утечка мозгов…».
     16.4.2. Консерватизм (от лат. conservatio – охранять, сохранять).
     Главные идеи: 1) неприятие любого рода идеологий, идей, теорий и опора на почву, традиции; 2) традиция, привычка вместо счастья; 3) апология несчастного человека, несчастье как знак божественной избранности; 4) человеческий разум слаб и немощен, а люди подвержены эгоистическим страстям; 5) естественность социальной иерархии; 6) абсолютная ценность семьи, религии, социальной стабильности.
     Главные представители: Мишель Монтень (1533-1592), Эдмунд Бёрк (1729-1797), Ж. де Местр, Франсуа Рене де Шатобриан.
     Жозеф де Местр (1753 – 1821) – граф, французский публицист, политический деятель и религиозный философ. В 1802 – 17 посланник сардинского короля в России, где написал свои основные сочинения.
     Франсуа Рене де Шатобриан (1768 – 1848) – французский писатель, роялист, идеолог Реставрации. Мотивы мировой скорби, веры и опустошающего безверия, отрешенности от мира сочетались с образом романтического героя-страдальца; неприятие современной ему действительности сочеталось с критикой индивидуализма. В книге «Гений христианства» (1802) – проповедь христианского смирения и подвижничества.
     16.4.3. Социализм (от лат. socialis - общественный).
     Оформился позднее консерватизма и либерализма, примерно в середине XIX в. (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
     Источники социализма: идеальное государство Платона, раннехристианские идеи о социальной справедливости, утопические проекты будущего (Томас Мор – Утопия, Томазо Кампанелла – Город солнца).
     Теоретическое обоснование социализм получил в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса: необходимость социальной революции для коренного переустройства общества; особая историческая миссия пролетариата как могильщика буржуазии; социальная справедливость, основанная на общественной собственности на средства производства.
     Социализм в XX в. разделился на реформистский и революционный.
     16.4.4. Национализм: 1) идея превосходства своей нации над другими; 2) особое предназначение данной нации («сдерживание орд», «богоизбранность»); 3) наличие внешней силы, которая угрожает нации; 4) идея «золотого века» нации; 5) рассмотрение нынешнего состояния как критического, поворотного момента в жизни нации («смертный час», вымирание, отставание).

Copyright MyCorp © 2017