Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - Политическая культура
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 29.06.2017, 17:13
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Политическая культура

     17. Политическая культура. Богбаз10, §24, 268 – 270.
 
     17.1. Что такое политическая культура?
     17.2. Состав политической культуры.
     17.2.1. Политические знания.
     17.2.2. Политические ценностные ориентации (ценности и нормы).
     17.2.3. Способы практических политических действий. Политическое поведение и социализация.
     17.3. Типология (классификация) политических культур.
     17.4. Политическая культура России.
     17.5. Когда и почему возникла концепция политической культуры?
     17.6. Как влияет уровень политической культуры на судьбы народов?
 
     17.1. Что такое политическая культура?
     Политическая культура: 1) совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества; 2) система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, определяющих характер отношений в данном обществе; 3) совокупность установок, убеждений, и чувств, которая задаёт порядок и наделяет смыслом политический процесс и которая представляет собой основополагающие представления и правила, управляющие поведением людей в политической системе.
     Для обозначения различных ориентаций внутри одной политической культуры используется понятие «субкультура».
     Политические субкультуры – относительно самостоятельные блоки ценностей, норм, стереотипов политического поведения, которых придерживаются отдельные социальные группы.
     Наибольшее развитие субкультуры получают в многонациональных государствах; в государствах, которые складывались постепенно путём включения новых территорий с разнородной культурой; в обществах с сильно развитыми сепаратистскими традициями и в обществах с устойчивыми революционными традициями.
     17.2. Из чего состоит политическая культура?
     Политическая культура = 1) политические знания + 2) политические ценности, нормы и символы + 3) способы политических действий.
     17.2.1. Политические знания: 1) знания, чувства и суждения индивида о своей нации и политической системе; 2) представления индивида о своей возможности влиять на принимаемые властью решения; 3) знания и оценки проводимой правительством политики; 4) знания индивида о своих правах, полномочиях, обязанностях.
     17.2.2. Политические ценностные ориентации (ценности и нормы): представления человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства.
     Политические нормы: традиции, язык, обычаи, символы, стереотипы политической жизни).
     Политические символы: 1) предметные символы (флаг, герб, архитектурные сооружения политического значения: Кремль, Белый дом), 2) словесные (гимны, патриотические песни, лозунги), 3) поведенческие (парады, демонстрации, митинги и др.).
     17.2.3. Способы практических политических действий (умения и навыки) – это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать.
     Политическое поведение – такое поведение, которое оказывает реальное воздействие на осуществление и распределение власти.
     Западные политологи часто используют вместо термина behavior (поведение) понятие participation, то есть участие – участие в политическом процессе, в отличие от идеальных ориентаций, выражающихся в чувствах, мыслях и речи, устной или письменной. Участие подразумевает материальное действие, поступок. Под политическим поведением (участием) подразумевается, прежде всего, поведение народа, масс, групп, индивидов в отношении государства в целом, его институтов и мероприятий.
     Политическая социализация – процесс освоения членом общества политических ориентаций и моделей поведения.
     Политическая социализация предполагает осознанное и целенаправленное внедрение свойственных данной системе ценностей, убеждений и качеств, которое осуществляется официальными и полуофициальными (школы, вузы) государственными учреждениями и неофициальными структурами (семья).
     Факторы политической социализации, влияющие на процесс приобретения ориентаций, называют «агентами социализации». К ним относятся семья, школа, вузы, общины, добровольные организации, трудовые коллективы, политические партии, СМИ, государственные учреждения.
     17.3. Типология политических культур.
     17.3.1. Алмонд и Верба.
     1) Патриархальная культура.
     Ориентации на политические объекты почти не выражены. Отсутствуют специфические политические роли: одно лицо может сочетать функции вождя и шамана. Политические ориентации не отделены от других, например, экономических и религиозных. Представления о существовании центральной власти носят смутный характер.
     2) Подданическая культура.
     Члены общества знают о существовании политических институтов и испытывают к ним определённые чувства – гордости или неприязни. Подданный умеет эффективно подчиняться государственной власти, но в остальном он пассивен и не оказывает на неё никакого влияния.
     3) Культура участия, или рационально-активистская культура.
     Члены общества активно участвуют в политической жизни, стараются влиять на процессы принятия властью решений.
     Авторы этой типологии сочли нужным выделить ещё три «смешанных типа»: патриархально-подданический, подданическо-рациональный, патриархально-рациональный. Однородные политические культуры встречаются крайне редко. Как правило, в одном обществе можно найти все или некоторые из перечисленных выше типов культуры, носителями которых являются различные социальные группы или регионы. Самой массовой и одновременно самой оптимальной является синтетическая культура (гражданская культура). В ней соединяются установки подданнической культуры и культуры участия. Тем самым, создаётся баланс, необходимый для стабильности политической системы.
     17.3.2. Следующая типология построена на примере США:
     1) моралистическая культура (Новая Англия): восходит к пуританской традиции, требуя от политических деятелей соблюдения нравственных норм, а от граждан – сотрудничества и активного участия в делах местного сообщества;
     2) традиционалистская (южные штаты): особое внимание уделяется семейным и дружественным связям; для политиков весьма важным является принадлежность к определённому социальному кругу, аристократической семье, а рядовые граждане предпочитают действовать не через партию, а через традиционные каналы – неофициальные связи;
     3) индивидуалистическая: политика воспринимается как разновидность бизнеса: каждый действует в собственных интересах, хотя и соблюдает взаимные обязательства.
     17.3.3. (по характеру политической системы):
     1) либерально-демократическая (плюрализм и толерантность, приверженность законампо отношению к власти преобладают настроения критичности);
     2) тоталитарная (культивируется образ врага, которого необходимо уничтожить, обожествление политического руководителя, чувство слияния с властью, в политическом поведении элиты преобладают мотивы могущества, в поведении граждан – скромность, энтузиазм);
     3) авторитарная (исчезает ощущение слияния с властью, в поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуется профессионализм и послушание, отстранённость от политики).
     17.3.4. ПоляковМП, 141:
     1) демократическая (право граждан выражать своё мнение, отношение к государству как народному установлению и инструменту реализации воли народа);
     2) авторитарная (государство является господствующей силой, недопустима критика власти, пассивность граждан, декларативный характер установленных прав и свобод);
     3) патриархальная (отношения подданных и главы государства как детей и заботливого отца, послушание и следование указаниям властей, противодействие государству является моральным проступком и вызывает негодование всего общества, ориентация на личность правителя и сложившиеся устои);
     4) революционная (абсолютизация разрушения как способа решения накопившихся проблем, отрицание ценности стабильности, организации и порядка, представление об относительности любых правил и норм, пренебрежительное, анархическое отношение к власти);
     5) мессианская (представление об изначальной предназначенности к некой миссии, стремление к избранности, стремление к лидерству).
     17.4. Политическая культура России.
     В русской истории существовали следующие политические культуры:
     1) военно-демократическая (Древняя Русь);
     2) монархическая (Московская Русь и императорская Россия);
     3) аристократическая (Семибоярщина, попытки знати ограничить власть монарха в XVIII в.);
     4) либерально-демократическая (вторая половина петербургского периода, XX в.);
     5) тоталитарная (Советский период).
     В современной российской действительности выделяют четыре субкультуры: 1) необольшевистскую, 2) либерально-демократическую, 3) национально-традиционную, 4) социалистическую.
     17.5. Когда и почему возникла концепция политической культуры?
     Впервые термин «политическая культура» использовал в XIX веке немецкий философ Гердер. В России термин употребляется с конца XIX века такими мыслителями, как М.Я. Острогорский, С.Л. Франк, П.Б. Струве. До середины XX в. «политическая культура» использовалась лишь как понятие, не имеющее концептуального значения.
     Создание же концепции политической культуры принадлежит американскому политологу Габриэлю Алмонду, опубликовавшему первую статью по этому вопросу в 1956 г. Возникновению этой концепции способствовало развитие сравнительной политологии, так как именно феномен политической культуры позволял объяснить, почему одни и те же институты неодинаково функционировали в разных политических системах. Негативный опыт применения политических институтов США в других странах стал одним из главных факторов, способствовавших возникновению концепции политической культуры как способа объяснения этого явления.
     Кроме того с помощью данной концепции надеялись ответить на вопрос: почему в Германии – стране «западной» по всем параметрам, победил нацизм? Концепция политической культуры призвана была соединить социологию, культурологию, социальную и политическую психологию и др. в единый междисциплинарный подход.
     17.6. Как влияет уровень политической культуры на судьбы народов?
     Иван Александрович Ильин. «Предпосылки творческой демократии»:
     «Народ должен разуметь свободу, нуждаться в ней, ценить её, уметь пользоваться ею и бороться за неё. Всё это вместе должно быть обозначено как искусство свободы. Нет его – и демократия обречена… Народ, лишённый искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией. Если он воспримет свободу как вседозволенность и начнёт злоупотреблять ею (попирать все законы, вторгаться в чужие жилища, грабить чужое имущество, убивать своих действительных или мнимых врагов, разрушать, жечь и громить), то настанет анархия, которая сначала поведёт страну и государство к гибели, а потом сменится тиранией, - иногда своей, внутренней; иногда иностранной, завоевательной. Если же он не поймёт, на что ему нужна свобода и не сумеет ею воспользоваться, то он отдаст её любому авантюристу за обещание частного или классового прибытка. Он продаст её тому деспоту, который сумеет разжечь его страсти, сорганизовать свой беззастенчивый кадр, увлечь людей несбыточными планами и "наградить” толпу "хлебом” и "зрелищами”. Тогда демократия погибнет. История свидетельствует об этом множество раз».

Copyright MyCorp © 2017