Персональный сайт - Понятие общественного прогресса. СБ
Суббота, 18.11.2017, 00:13
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

                             Главная Регистрация Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Понятие общественного прогресса. СБ

     19. Понятие общественного прогресса. Богбаз10, §30, 334-339; Богпроф10, §15.
     
19.1. Идея регресса, деградации.
     19.2. Идея круговорота.
     19.3. Идея прогресса.
     19.4. Глобализация.
     19.5. Футурологические прогнозы.
     19.5.1. Постиндустриальное общество.
     19.5.2. Карл Маркс и Иммануил Валлерстайн.
     19.5.3. Френсис Фукуяма.
     19.5.4. Сэмюэл Хантингтон.
     19.6. Война в XXI веке. 


     Прогресс (слово латинского происхождения, означающее буквально: движение вперёд) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. 
     19.1. Идея регресса, деградации.
     19.1.1. Гесиод (7-6 вв. до н.э.): пять поколений людей, золотое, серебряное, бронзовое, героическое и железное. 
     Первое поколение было создано «вечными богами» из золота. «Жили те люди, как боги». Последующие поколения были всё хуже и хуже. Наконец, настало время железа. 
     «Труды и дни»: «Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днём от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжёлые дадут им боги». Гибель железного «рода» людей наступит, когда нравственные устои заменятся противоположными («мир навыворот»). 
     19.1.2. Жан-Жак Руссо (1712 – 1778). 
     Идея: «естественное состояние» характеризуется свободой и равенством, зло же появляется лишь вместе с развитием цивилизации, зарождение собственности, языка, искусств и наук способствует развращению человека. 
     19.1.3. Артур Шопенгауэр (1788 – 1860).
     В первой половине XIX века развитие Европы шло, в целом, по восходящей линии. Природа покорялась человеку. Наука уверенно раздвигала границы познания. Феодальная раздробленность хозяйства, вековая отсталость в экономической и политической жизни наконец-то отступали перед уверенной поступью цивилизации. Все это вселяло уверенность в разумность мира и подтверждало, казалось бы, правоту рационализма. 
     Считалось, что принципы разума могут лечь в основу морали, политики, свободы, что на принципах разума следует строить совершенное государство. Историю также следует понимать с точки зрения разумности, рациональности. «Все действительное – разумно, все разумное – действительно», - говорил Гегель. 
     Но каждый свет отбрасывает тень. И нет прогресса без регресса, как нет здоровья без болезни, а все живое обречено на смерть. Опыт истории все больше и больше свидетельствовал так же и о том, что слепой инстинкт, воля к жизни и воля к власти нередко перевешивают доводы рассудка. Уже французская революция 1789 – 1793 гг. явила миру страшные парадоксы, злоключения исторического разума. Революция, подготовленная на идеях Просвещения, родила бессмысленный террор, развязанный теми, кто взялся перестраивать жизнь чуть ли не всей Европы на «принципах разума», кто даже объявил культ разума как путеводителя во всех человеческих поступках и действиях. 
     Именно в такой ситуации и вырастает философия Артура Шопенгауэра – немецкого мыслителя, основоположника современного европейского иррационализма. Для Шопенгауэра в основе мира лежит Воля, подчиняющая себе и интеллект.  
     Шопенгауэр – пессимист. Тема страдания, слепой судьбы и смерти издавна стала одной из основных, ведущих тем восточной (прежде всего индийской, буддистской) философии. Истина в том, что жизнь – это мишура, «плесень» на нашей планете, что все мы умрем. Поскольку мир неразумен и бессмыслен, жизнь ничего, кроме страданий, принести нам не может. И чем раньше мы поймем это, тем лучше. 
     19.2. Идея круговорота
     Круговорота исторического теории – различные концепции, согласно которым общество в целом либо отдельные его сферы движутся в своем развитии по замкнутому кругу от варварства к цивилизации и к новому варварству.  
     19.2.1. Ибн Халдун: 5 стадий в жизни династии = 120 лет; 
     19.2.2. Никколо Макиавелли. «История Флоренции»: 
     «Поскольку уже от самой природы вещам этого мира не дано останавливаться, они, достигнув некоего совершенства и будучи уже неспособными к дальнейшему подъёму, неизбежно должны приходить в упадок, наоборот, находясь в состоянии полного упадка, до предела подорванного беспорядками, они не в состоянии пасть ещё ниже и по необходимости должны идти на подъём»; 
     19.2.3. Джамбаттиста Вико (1668-1744): звериное состояние, век богов, век героев, век людей, вторичное варварство.
     19.2.4. Цивилизационный подход
     19.3. Идея прогресса.
     19.3.1. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781).
     1) Жан Кондорсе (1743-1794).
     Труды: «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794).
     Идея: Политический и социальный прогресс является следствием прогресса просвещения и научных знаний. Пружиной общественного прогресса является просвещённое меньшинство. Критерием выделения стадий исторического процесса являются крупные перемены в развитии разума. С учения Тюрго и появления французской республики начинается девятая эпоха, эпоха будущего. Сотрётся разница в интеллектуальном и социальном положении людей. Исчезнут грани между народами. Нации сольются во всемирную республику граждан.
     2) Линейно-стадиальный подход.
     Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831): всё действительное разумно, всё разумное действительно.  
     Карл Маркс.
     Главный вывод: смысл и конфликт (противоречие) современной эпохи: капиталистическая формация уступает место коммунистической.
     19.3.2. В чём состоит противоречивость прогресса
     1) Если изобразить прогресс человечества графически, то получится не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад.
     2) Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.). Эти части одного общественного организма, эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
      На протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов с костяшками к мощным компьютерам.
     Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества. Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой. 
     3) Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, связанные с длительной, непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками.
     Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни – все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.
     4) Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками.
      Александр Мень:
     «В XX столетии получили невиданное развитие пути сообщения, человек поистине стал властителем суши, моря и воздуха. Медицина победила множество опасных недугов, техника произвела настоящую революцию как в средствах производства, так и в быту. Человек овладел многими тайнами своей планеты и устремился в космос… эти перемены должны были наконец возвести людей на невиданную духовную высоту, ибо было устранено бесчисленное количество факторов, вносящих зло в их жизнь…  
     Панорама нашего века включает в себя не только успехи: урбанизация и техническая революция имеют свою страшную оборотную сторону. Средства массовой информации, несущие лживую пропаганду, оглупление толп, кормящихся сенсациями, бросающихся от моды к моде, - разве это одичание не есть плата за "сладкую жизнь”?...
     Мировые войны, уносящие десятки миллионов жизней, массовые убийства мирного населения, тоталитарные режимы, вырастающие из новых вспышек стадных инстинктов, небывалое озверение и ненависть сословная и национальная; солдаты, в упор расстреливающие женщин и детей; врачи, проводящие каннибальские опыты над людьми; колючая проволока лагерей, за которой заживо гнило и было замучено бесчисленное множество невинных; ядерное оружие, сеющее страх и угрожающее самому существованию человечества; радиация, незримой отравой постепенно обволакивающая земной шар; примитивность мышления стиснутого штампами; фантастический рост преступности, коренящейся не в тяжелых материальных условиях, а в любви к преступлению; растерянность среди молодежи "потерянного поколения”; невиданное распространение психических заболеваний, садизма, сексуальной мании; патологическая погоня за наживой, захватывающая не только профессиональных предпринимателей, но и самые широкие слои общества, - вот что идет рука об руку с техническим прогрессом. Поистине сбываются пророческие слова Тютчева: "Не плоть, а дух растлился в наши дни”. Нигилисты прошлого века глумились над Апокалипсисом, называя его "произведением сумасшедшего”. Могли ли они предполагать, что эпоху, которую они так ждали, придется описывать терминами этой провидческой книги?»
     Как же оценить эти противоречивые процессы? Являются ли положительные изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными? Можно ли при такой неоднознач-ности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Для этого нужно установить, что является общим критерием прогресса, какие изменения в обществе следует оценивать как прогрессивные, а какие нет.
     19.3.3. Критерии прогресса.
     1) Французские просветители (Кондорсэ): развитие разума. 
     2) Социалисты-утописты (Сен-Симон, Фурье, Оуэн): общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. 
     3) Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775 – 1854): постепенное приближение к правовому устройству.
     4) Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831): по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.
     5) Лев Толстой:
«Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы».
     6) Марксизм:
     Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей.
     Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека. Человек рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.
     Но: так же как нельзя найти всеобщий, универсальный критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. 
     Вывод:
     Недостатком всех попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы – все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.
     Универсальный критерий прогресса.
     Критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств – интеллектуальных, творческих, нравственных. 
     Развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, в духовной области, тем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
     Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
     19.4. Глобализация
     Глобализация – совокупность экономических, финансовых, информационных, коммуникационных, социокультурных, политических и психологических процессов, которые не знают территориальных или юридических барьеров, легко преодолевают государственные границы и способны затронуть любую социальную общность в любом месте мира. 
     Виды глобализации
     1) экономическая (ТНК); 
     2) финансовая (на каждый доллар, обращающийся в реальном секторе мировой экономики, приходится 50 долларов в финансовой сфере); 
     3) политическая (ослабление роли национальных государств, усиление роли ООН (?), МВФ, ВБ, ЮНИСЕФ, ВТО, образование центров мировой наднациональной власти: «Совет по международным отношениям» (1921), Бильдербергский клуб или Бильдербергская группа (по названию гостиницы «Бильдерберг» в голландском городе Остербеке, где в 1954 году состоялось первое заседание), «Трёхсторонняя комиссия» или «Трилатераль» (1973)); 
     4) экологическая (1997 - Киотский протокол); 
     5) криминальная (наркотики, сигареты и алкоголь, нелегальная миграция, торговля оружием, женщинами, детьми, внутренними органами, крадеными машинами); 
     6) культурная «глобальная гомогенизация», т.е. культурная унификация под влиянием западного культурного империализма. Все страны копируют западный образ жизни. 
     Жак Аттали. «Линии горизонта»:
     «… кочевничество будет высшей формой общества… определит образ жизни, культурный стиль и форму потребления… Кочевники будут регулиро-ваться через компьютерные сети в глобальном масштабе. Каждый кочевник будет иметь специальную магнитную карточку со всеми данными о нём, и, прежде всего, о наличии у него денег. И горе тому, кто окажется лишённым денег и кто угрожает мировому порядку, оспаривая его способ распределения!… Человек (кочевник), как и предмет, будет находиться в постоянном передвижении, без адреса или стабильной семьи».  
     Глобализм – целенаправленная и планомерная деятельность в сфере хозяйства, политики и культуры, направленная на достижение однополярного мира. 
     Виды глобализмов:
     1) американский империалистический глобализм;
     2) транснациональный глобализм ТНК;
     3) наднациональный глобализм Объединённой Европы (ЕС);
     4) исламский фундаменталистский глобализм (ваххабизм);
     5) глобализм католической церкви;
     6) глобализм Пятого Интернационала (?) = Фидель Кастро, Уго Чавес, Эво Моралес, Кристина Киршнер = антиглобализм
     19.5. Футурологические прогнозы
     19.5.1.
Попытки оспорить главный вывод Маркса
     1) Жан Фурастье (1907-1990). «Великая надежда 20 века» (1949); 
     2) Раймон Арон (1905-1983). «Восемнадцать лекций об индустриальном обществе» (1962); 
     3) Джон Гэлбрейт. «Новое индустриальное общество» (1967). 
     Идея: не отношения собственности, как считал Маркс, а научные технологии являются движущей силой социального прогресса. Научно-техническая революция полностью изменяет социальную структуру общества, что ведёт к сближению (конвергенции) двух противоположных экономических систем (капитализма и социализма) в рамках единого индустриального общества.
     Разочарование в последствиях научно-технической революции => Даниел Белл. «Грядущее постиндустриальное общество» (1973), Олвин Тоффлер. «Футурошок» (1970), «Третья волна». 
     19.5.2. Возврат к марксизму: концепции зависимого развития (депендетизм), мир-системный анализ.  
     Иммануил Валлерстайн (1930 – ). 
     Идеи: мир-экономика делится на 1) ядро, 2) полупериферию и 3) периферию. История ядра – история 1) борьбы за гегемонию между несколькими претендентами, 2) победы одного из них, 3) его господства над миром экономикой и 4) последующего его упадка. Государства ядра безвозмездно присваивают излишек, созданный в странах периферии. 
     Цитаты
     1) «… национальные государства являются не обществами, которые имеют отдельные, параллельные истории, а частями целого, отражающими это целое»; 
     2) «Великая иллюзия теории модернизации состояла в обещании сделать всю систему "ядром" без периферии»; 
     3) «… Маркс оказался прав в одном из самых скандальных своих прогнозов, от которого впоследствии открестились сами марксисты. Эволюция капитализма как исторической системы действительно ведёт к поляризации и к абсолютному, а не только относительному обнищанию большинства».  
     19.5.3. Френсис Фукуяма.
     Труды: «Конец истории»? (1989).
     Идея: история длилась благодаря борьбе Добра и Зла, разума и неразумия, демократии и тоталитаризма. Падение СССР означает падение последнего оплота иррационализма => история заканчивается и возникает царство Разума.  
     19.5.4. Сэмюэл Хантингтон.
     Труды: «Конфликт цивилизаций?» (1993).
     Идея: на смену конфликту идеологий приходит конфликт цивилизаций (западная, славяно-православная, исламская, конфуцианская, индуистская, японская, латиноамериканская, африканская).
     
19.6. Война в XXI веке
     19.6.1. «Война четвёртого поколения». 
     Вестфальский мирный договор 1648 года положил конец религиозным войнам. 
     Первое поколение войн: классические войны между государствами (кульминация – наполеоновские войны). 
     Второе поколение: войны на истощение индустриальной эпохи (от гражданской войны в США до Первой мировой войны). 
     Третье поколение: манёвренная война (просачивание, блицкриг). 
     Особенности «войн четвёртого поколения»:
     1) полем боя становится всё общество противника;
     2) военные усилия направлены на подрыв морального духа населения и разрушение его культурной среды обитания;
     3) различие между войной и миром будет расплывчатым;
     4) исчезнут различия между понятиями «военные» и «гражданские»;
     5) понятия фронта и тыла заменят понятия «объект-цель» и «объект-не цель»;
     6) психологические операции приобретут доминирующее значение (СМИ). 
     19.6.2. Информационная война означает попытки исказить или подорвать знания и представления населения противника о себе и своём месте в мире (дипломатия, пропаганда и психологические кампании, политические и культурные диверсии, введение в заблуждение или вмешательство в деятельность местных средств массовой информации, поддержку диссидентских и оппозиционных движений.
     19.6.3. «Ассиметричная война»: конфликт, в котором превосходящие вооружённые силы крупного государства или коалиции государств вторгаются в пределы территории более слабого государства или на территории, контролируемые негосударственными структурами.
     Причины: 1) западные державы имеют самые совершенные вооружённые силы; 2) экономическое и политическое родство западных стран исключает между ними войну. 
     Почему великие державы проигрывают малые войны?
     Причина этого заключается в природе больших армий больших государств: они придерживаются правил большой войны и не способны на быстрые и резкие изменения. То есть большие державы не могут победить в малых войнах просто потому, что они большие. 
     Большая держава привносит в конфликт свои огромные ресурсы и новейшие технологии. Более слабый противник, как правило, демонстрирует превосходящую силу воли, стремление к победе, готовность выдержать все трудности и победить, несмотря ни на какие жертвы.  
     История знает много примеров того, как великие державы терпели поражение в асимметричных конфликтах: римляне в тевтонских лесах, британцы в годы американской революции, французы в Индокитае и Алжире, американцы во Вьетнаме, русские в Афганистане и Чечне, американцы в Сомали.
     Генри Киссинджер
     «Партизаны выигрывают, когда они не проигрывают. Регулярная армия проигрывает, если она не выигрывает».




Copyright MyCorp © 2017