Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - право 1
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 25.06.2017, 01:33
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

право 1


     1. Право в системе социальных норм.  
     1.1. Сущность права.  
     1.1.1. Естественно-правовая теория
     Законы, установленные государством, относятся к творениям самого человека и называются позитивным правом, т.е. положительным, существующим как документальная реальность. 
     Наряду с позитивным существует право, независимое от воли того или иного законодателя, государства, - естественное право. В основе права лежат идеи, высшие ценности этого права. Правовые нормы лишь отражают и воплощают эти идеи, иногда истинно, иногда ложно; закон и право – разные понятия, закон не всегда является правовым, т.е. справедливым.  
     1.1.2.
Нормативистская теория
     Право сводится к законодательству государства, существующего в данный исторический период, т.е. право и закон совпадают. Отсюда следует, что любой закон является правовым и справедливым и граждане обязаны его выполнять.  
     1.1.3. Социологическая школа
     Право – это не система абстрактных норм или идей, а «живой порядок», совокупность конкретных правоотношений, складывающихся стихийно в обществе; правовые нормы лишь закрепляют сложившиеся правоотношения;
право и закон – это не одно и то же, закон может быть и неправовым, если не отражает или ложно отражает реальные правоотношения.  
     1.1.4. Интегративная школа
     Интегративная школа объединяет лучшие положения из ценностной, нормативистской и социологической школ.
     1.2. Право в системе социальных норм
     1.2.1. Право – система общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой (теория позитивного права). В соответствии с теорией естественного права право не создано государством, а возникло объективно, из самой природы человека и общества.
     1.2.2. Мораль и право
     Сходство
     1) имеют нормативную природу; 
     2) формируются в процессе жизнедеятельности человеческого общества; 
     3) являются эталоном поведения субъектов – определяют границы должного и возможного поведения; 
     4) основываются на свободе воли индивида; 
     5) имеют одни и те цели – совершенствование человеческой жизни, утверждение принципов справедливости, нравственности, гуманизма. 
     Различия
     1) способ формирования (мораль воспроизводится силой убеждения, привычек, нравственного долга, а право санкционируется государством); 
     2) форма существования (мораль существует в сознании людей, а правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах); 
     3) сфера действия (мораль шире права); 
     4) методы обеспечения, соблюдения (нормы права охраняются государством, мораль поддерживается силой общественного мнения); 
     5) последствия нарушений, характер ответственности (нарушение нормы права влечёт юридическую ответственность, нарушение нормы морали сопровождается моральным осуждением, угрызениями совести).
     1.2.3. Функции права:
     1) регулирует общественные отношения;
     2) закрепляет основы существующего строя;
     3) обязывает совершать активные положительные действия;
     4) играет воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности;
     5) является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.
      1.3. Нормы права.  
     
1.3.1. Признаки правовой нормы
     1) мера свободы; предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение законных прав и интересов граждан;  
     2) общеобязательный характер; 
     3) правило поведения, установленное и гарантированное государством; 
     4) формальная определённость (чёткое указание конкретных прав, обязанностей и меры ответственности => обязательно выражена в письменной, документальной форме).     
     Норма права – общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и гарантированное государством, направленное на регулирование общественных отношений путём определения прав, обязанностей и ответственности их участников. 
     
1.3.2. Структура нормы права
     1) гипотеза (условия, при которых норма вступает в действие, т.е. указание на конкретные жизненные обстоятельства); 
     2) диспозиция (правило поведения, основная часть правовой нормы); 
     3) санкция (мера государственного воздействия к нарушителю правовой нормы).
     Правовые нормы не обязательно состоят из всех трёх частей. Так, в уголовном праве чаще всего используются нормы, состоящие только из диспозиции и санкции, в конституционном праве преобладают нормы, состоящие только из диспозиции.
     
1.3.3. Виды правовых норм
     1) по сфере применения и внутреннему содержанию: материальные нормы (конкретные правила поведения), процессуальные нормы (устанавливают порядок применения материальных норм); 
     2) по отраслям права: нормы уголовного, гражданского, административного права и др.; 
     3) по характеру содержащихся в норме предписаний: управомочивающие, обязывающие, запрещающие
     4) по юридической силе: законы, подзаконные акты.
     1.4. Источники (формы) права.  
     Источник (форма) права – 1) специальный способ, внешняя форма воплощения и закрепления правовых норм; 2) это то явление, откуда правовая норма берёт своё начало.
      Источники права: 1) правовой обычай; 2) судебный прецедент (право судей); 3) нормативно-правовой акт; 4) естественное право; 5) нормативный договор.
     1.5.  
Нормативно-правовой (или нормативный) акт - выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права
     
1.5.1. Признаки
     1) содержит нормы права (в этом отличие от индивидуальных актов); 
     2) результат правотворчества государства или всенародного волеизъявления => общеобязательность, гарантированность со стороны государства, неизбежность принудительных санкций; 
     3) имеет вид официальных государственных документов (вид нормативного акта, название акта, наименование органа, принявшего его, дата, место принятия акта, номер); 
     4) подлежит официальному опубликованию; 
     5) обладает чёткими временными, пространственными и субъективными пределами действия.
     1.5.2. Закон – обладающий высшей юридической силой нормативный акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения и принимаемый в особом порядке высшим представительным органом страны (парламентом) или непосредственно народом (1993 – Конституция РФ):
     1) Конституция РФ; 
     2) федеральные конституционные законы; 
     3) федеральные законы; 
     4) законы субъектов Федерации.
     1.5.3. Подзаконный акт – нормативные акты, которые издаются на основе и во исполнение законов и содержат юридические нормы: 
     1) указы и распоряжения Президента РФ; 
     2) постановления Правительства РФ; 
     3) приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств и государственных комитетов; 
     4) решения и постановления органов государственной власти субъектов Федерации; 
     5) постановления, решения и распоряжения губернаторов, областных и краевых глав администраций; 
     6) нормативные акты муниципальных органов, которые действуют на территории соответствующих городов, районов, посёлков, сёл, микрорайонов.

     
     2. Система российского права.
     2.1. Система права – совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и не противоречащих друг другу частей (элементов), норм, отраслей, институтов. 
     Система права = суперотрасли + основные отрасли + институты + нормы.  
     2.2. Суперотрасли (области) права.
     2.2.1. Материальное право
(права и обязанности субъектов права в определённой сфере правовой регуляции общественных отношений): конституционное, гражданское, административное, уголовное, семейное и др. 
     Процессуальное право
(порядок, процедуры, форма осуществления и защиты тех прав, которые предусмотрены нормами материального права): гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное.
     2.2.2. Публичное и частное право
     Публичное
право – нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления: конституционное, административное, уголовное, финансовое право и др. 
     Частное
право – упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц: гражданское, предпринимательское, трудовое, семейное право.
     Публичное правочастное право
     1) предмет правового регулирования: неимущественные отношенияимущественные и неимущественные отношения
     2) метод правового регулирования: императивныйдиспозитивный;
     Императивный метод – способ правового регулирования, при котором субъекту права – участнику правоотношений – предоставляется лишь один, строго определённый вариант поведения (уголовное, административное, финансовое право).
     Диспозитивный (автономный, координации, равноправный) метод – способ правового регулирования, при котором лишь устанавливаются границы, в рамках которых стороны – участники правоотношений самостоятельно определяют взаимные права и обязанности (частное право).  
     3) состав участников: отношения государственных органов между собой или частных лиц с государствомотношения частных лиц между собой
     4) интересы: общественные, государственныеличные интересы
     2.3. Отрасль права - объективно сложившаяся совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих определённую сферу однородных общественных отношений: конституционное право, уголовное право, административное право, гражданское право, семейное право, трудовое право.
     2.4. Институт права – объективно обособившаяся внутри отрасли права группа однопорядковых юридических норм, регулирующих
отдельные стороны общественных отношений
     Например, в сфере гражданско-правовых отношений выделяются отношения, связанные с авторским или наследственным правом; следовательно, в рамках гражданского права (отрасль) образуются институты авторского и наследственного права.
     2.5. Классификация отраслей и институтов права.  
     По предмету правового регулирования (вид общественных отношений, на который распространяется право):
     1) базовые отрасли: конституционное, гражданское, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное; 
     2) специальные отрасли: трудовое, семейное, финансовое, муниципальное; 
     3) комплексные: экологическое, аграрное, предпринимательское.  
     2.6. Система российского права включает около 30 отраслей. 
     2.6.1. Конституционное (государственное) право – правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права, свободы и обязанности личности, национально-государственное устройство страны, организацию органов государственной власти и местного самоуправления. 
     Источник: Конституция Российской Федерации.
     2.6.2. Гражданское право – совокупность норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
     Источник: Гражданский кодекс РФ (ГК). 
     2.6.3. Уголовное право – совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, наиболее опасных для данной системы общественных отношений.
     Источник: Уголовный кодекс РФ (УК).
     2.6.4. Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают в сфере управления, т.е. в связи с организацией и деятельностью органов исполнительной власти.  
     Источник: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).
     2.6.5. Семейное право – отрасль права, регулирующая юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми. 
     Источник: Семейный кодекс РФ (СК).
     2.6.6. Трудовое право – отрасль права, регулирующая, прежде всего, отношения между работодателем и наёмным работником, основанные на трудовом договоре (контракте): коллективный договор, продолжительность рабочего дня, минимальный размер заработной платы.
     Источник: Конституция РФ; Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК); Закон «О занятости населения в Российской Федерации»; Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях».
     2.6.7. Экологическое право – это совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды (экологические отношения). 
     Источники: Конституция РФ (статьи 42, 58); Федеральный закон «Об охране окружающей среды», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
     
     3. Правовые системы современности.
     3.1. Что такое правовая система?
     !!! Система права ≠ правовая система.
     Правовая система = система права + правовая идеология + правосознание + правовая культура + правовая практика.
     Правовая система (семья) – объединение нескольких государств по признаку единства основных закономерностей осуществляемого в них правового регулирования общественных отношений.
     3.2. Классификация правовых систем.
     По источникам права и юридической технике:
     3.2.1. Континентальная (романо-германская) правовая семья.
     Источник права: нормативные правовые акты, принятые высшими органами власти.   
     3.2.2. Англосаксонская правовая система (Англия, США, Австралия, Индия).
     Источник права: судебный прецедент.
     3.3.3. Мусульманская система права.
     Мусульманское право = шариат («путь следования») + фикх (отношения в общине) + адат (обычай).
     Источники права: Коран, Сунна, иджму (суждения древних правоведов), кияс (рассуждение по аналогии), обычай.
     Коран – поучения Аллаха, Сунна – жизнеописание пророка Мухаммеда.
     3.3.4. Неосновные правовые системы: индийское право (шастры), иудейское право (Тора, Талмуд), обычное право (Тропическая Африка).
     
     4. Понятие и виды юридической ответственности.
     4.1. Правоотношения
     4.1.1. Правоотношение – общественное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности.
     Правоотношение возможно только при наличии трёх элементов:
     1) субъекты:
     2) содержание;
     3) объекты. 
     4.1.2. Субъекты правоотношения
     1) физические лица (индивиды);
     2) юридические лица (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, органы местного самоуправления);
     3) органы государственной власти, государство в целом.
     
4.1.3. Содержание правоотношения: субъективные права (мера возможного или дозволенного поведения) и юридические обязанности (предписанная субъекту мера должного, необходимого поведения) субъектов правоотношения. 
     4.1.4. Объекты правоотношения - то. ради чего люди вступают в правоотношения.
     Объекты правоотношения
     1) материальные блага (получение зарплаты, прибыли, приобретение движимого или недвижимого имущества );
     2) интеллектуальные блага (учёба в высшем или среднем учебном заведении, научное изобретение);
     3) социально-политические блага (право избирать и быть избранным, участие в митинге, право на свободу слова и др.);
     4) социально-экономические блага (возможность поступления на работу, получение отпуска, возможность получения каких-либо льгот);
     5) личные блага (право на жизнь, достоинство, честь, личную неприкосновенность);
     6) юридические блага (право на защиту адвоката, право на подачу жалобы в различные властные органы);
     7) эстетические блага (возможность посещения театра, музея, выставки).
     4.1.5. Правосубъектность – предусмотренная нормами права способность (возможность) субъекта быть участником правоотношения. 
     Правосубъектность = 1) правоспособность (способность иметь субъективные права и юридические обязанности) + 2) дееспособность (способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности). 
     1) Правоспособность у физических лиц появляется с рождения. 
     2) Дееспособность приобретается постепенно (согласно ГК РФ малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет имеют право совершать мелкие сделки: купит жвачку, хлеб, молоко, ластик, блокнот, мороженое, билеты в кино). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут распоряжаться своим заработком, вознаграждением, стипендией. С 16 лет ребёнок может быть членом кооператива. 
     
В российском гражданском и уголовном праве человек считается полностью дееспособным с 18 лет. С 14 лет дети несут уголовную ответственность (кража, убийство, разбой), а за административные проступки и нарушения трудового законодательства – с 16 лет.
     На возникновение дееспособности влияет состояние здоровья индивида (слабоумие, шизофрения). Некотрые виды действий, приводящие к правоотношеням, могут быть запрещены людям, находящимся в близком родстве, отбывающим наказание по решению суда.     
     
4.1.6. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
     Классификация юридических фактов:
     по правовым последствиям:
     1) правообразующие (заключение договора аренды);
     2) правоизменяющие (подписание нового трудового договора);
     3) правопрекращающие (увольнение с работы, выплата долга).  
     по волевому признаку:
     1) действия: правомерные (юридические акты и поступки) и противоправные = неправомерные (проступки и преступления);
     2) события (явления, не зависящие от воли людей).  
     4.2. Правонарушения
     4.2.1.
Правонарушение – неисполнение, нарушение правовых норм. 
     Правонарушение – это 4) виновное 2) противоправное 1) деяние, 5) совершённое лицом, достигшим определённого возраста.
     1) Всякое правонарушение является деянием, то есть действием или бездействием.
     2) Исключают противоправность состояние необходимой обороны (защита от противоправных посягательств) и крайняя необходимость (действия для устранения опасности, которая не могла быть устранена другими средствами, если причинённый при этом вред меньше предотвращённого). 
     3) Деяние человека только тогда получает значение правонарушения, когда оно, нарушая действие права, вызывает негативную ответную реакцию со стороны общества, вследствие того что является общественно опасным или общественно вредным.
     4) Правонарушение – это виновное деяние. Деяние виновно, если лицо осознавало, что оно действует противоправно, что его деяние повлечёт вредные последствия, и тем не менее его совершило.
     Вина: 1) умысел: прямой или косвенный; и 2) неосторожность: самонадеянность или небрежность.
     5) Правонарушением признаётся деяние лица, достигшего определённого возраста. Административное право считает правонарушителем лицо, достигшее 16 лет, уголовное - 14 лет или 16 лет, а гражданское право - 18 лет
     4.2.2. Виды правонарушений.
     1) Преступление – правонарушение, имеющее наибольшую общественную опасность.
     Признаки преступления: 3) деяние (активное действие или пассивное бездействие), 4) противоправность; 2) общественно-опасное деяние; 1) виновное деяние; 5) уголовно наказуемое деяние.  
     В зависимости от характера и степени общественной опасности выделяются: 1) преступления небольшой тяжести (до 2 лет); 2) преступления средней тяжести (до 5 лет); 3) тяжкие преступления (до 10 лет); 4) особо тяжкие преступления (свыше 10 лет). 
     2) Проступок – виновное противоправное деяние, не являющееся общественно опасным, а являющееся общественно вредным. 
     Виды проступков
     1) административно-правовой проступок (проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др.); 
     2) дисциплинарный проступок (нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины); 
     3) гражданско-правовой проступок (причинение вреда личности или имуществу гражданина, причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских ил изобретательских прав и других гражданских прав).
     4.3. Юридическая ответственность.
     4.3.1. Юридическая ответственность – это применение к правонарушителю мер государственного принуждения, предусмотренных правовой нормой, в установленном для этого порядке.
     4.3.2. Признаки юридической ответственности
     1) применяется только государством; 
     2) заключается в неблагоприятных для правонарушителя последствиях; 
     3) существует в строго определённых процессуальных нормах.
     4.3.3. Принципы юридической ответственности
     1) принцип законности: а) признаётся правонарушением лишь деяние, которое до его совершения было законом, б) неблагоприятные последствия для лица могут наступать только в пределах, установленным законом для данного вида правонарушений, в) при привлечении к юридической ответственности должны соблюдаться требования процессуальных норм; 
     2) принцип ответственности, которая наступает лишь за деяния, являющиеся противоправными; 
     3) принцип ответственности за виновные деяния (презумпция невиновности), или обоснованности, т.е. привлекаемое к ответственности лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана; 
     4) принцип неотвратимости (ни одно нарушение не должно остаться безнаказанным): 
     5) принцип справедливости (за проступки не может назначаться уголовное наказание, недопустимы наказания, унижающие человеческое достоинство, закон не может иметь обратной силы, за одно правонарушение может быть только одно юридическое наказание); 
     6) принцип целесообразности или индивидуализации (мера ответственности должна соответствовать тяжести правонарушения; с учётом обстоятельств дела и тяжести правонарушения, а также личности правонарушителя возможны смягчение мер наказания или вообще неприменение).  
     4.3.4. Функции юридической ответственности:
     1) карательная (штрафная);
     2) правовосстановительная (она призвана компенсировать потери потерпевшей стороны, восстановить её нарушенные права);
     3) воспитательная;
     4) предупредительная (превентивная). 
      4.3.5. Виды юридической ответственности:
     1) Уголовная
     Основание: применяется только за преступления; никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. 
     Меры государственного принуждения: меры уголовного наказания – наиболее жёсткие, направленные преимущественно на личность виновного: ограничение свободы, арест и т.д.
     2) Административная
     Основание: за совершение административного проступка на основе законодательства об административных правонарушениях. 
     Меры государственного принуждения: предупреждение, штраф, исправительные работы и т.п. 
     3) Гражданско-правовая
     Основание: за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. 
     Меры государственного принуждения: возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями.
     4) Дисциплинарная
     Основание: за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины. 
     Меры государственного принуждения: выговор, строгий выговор, увольнение с работы и т.д.  
     5) Материальная. Эту разновидность юридической ответственности не всегда выделяют в качестве самостоятельной.
     
     5. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ.
     5.1. Конституция в иерархии нормативных актов.
     5.1.1. Конституция – это основной закон государства, устанавливающий принципы устройства государственной власти, основы правового статуса личности и имеющий высшую юридическую силу.
     5.1.2. Свойства конституции:
     1) верховенство (её действие распространяется на всю территорию государства; конституция имеет высшую юридическую силу);
     2) основа действующего законодательства (принципы конституции развиваются в отраслевых законах);
     3) стабильность (длительное действие без внесения в её текст изменений и дополнений; особый порядок принятия и внесения изменений);
     4) прямое действие (конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами);
     5) реальность (возможность претворения в жизнь её норм, воплощения их в общественных отношениях);
     6) легитимность (признание её как основного закона гражданами).
     5.2. Основы конституционного строя Российской Федерации.
     5.2.1. Когда и почему была принята нынешняя конституция?
     Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 г., чтобы положить конец двоевластию, борьбе президента Ельцина и Верховного Совета Российской Федерации.
     5.2.2. Структура Конституции РФ:
     1) преамбула;
     2) первый раздел (9 глав) не имеет названия;
     3) второй раздел («Заключение и переходные положения») состоит всего из девяти пунктов.
     5.2.3. Основы конституционного строя – совокупность закреплённых Конституцией основных положений и принципов, в соответствии с которыми должны находиться и другие положения Конституции и все нормативные акты, принимаемые в России.
     Основы конституционного строя РФ (1 глава):
     1) принцип демократизма (ст. 1);
     2) принцип республиканской формы правления (ст. 1);
     3) принцип федеративного устройства (ст. 1);
     4) принцип правового государства (ст. 1, 15):
     5) принцип разделения властей (ст.10);
     6) принцип суверенитета народа (ст. 3);
     7) принцип приоритета прав и свобод человека (признание высшей ценностью человека, его прав и свобод) (ст.2);
     8) принцип социального государства (ст. 7);
     9) принцип светского государства (ст.14);
     10) принцип политического и идеологического многообразия (ст. 13);
     11) принцип экономического многообразия форм собственности (ст. 8-9);
     12) принцип приоритета международного права (ст. 15).
     
     6. Законодательство РФ о выборах. 
     6.1. Виды выборов в РФ.
     1) По объекту: президентские, парламентские, в органы местного самоуправления.
     2) По масштабам: федеральный уровень, региональный уровень, местный уровень.
     3) По характеру: очередные выборы, досрочные выборы.
     6.2. Принципы проведения выборов в РФ:
     1) всеобщее избирательное право (возраст активного избирательного права – 18 лет) 
     2) равное избирательное право;
     3) прямое избирательное право;
     4) тайное избирательное право; 
     5) свобода, альтернативность выборов (возможность выбора из нескольких предложенных кандидатов);
     6) добровольность выборов (никто не вправе воздействовать на гражданина, принуждать его к участию или неучастию в выборах).
     6.3. Избирательная система.
     6.3.1. Выборы Президента РФ: мажоритарная система абсолютного большинства.
     6.3.2. Государственная Дума РФ с 2007 г.: пропорциональная система (по партийным спискам). 
     6.3.3. Мажоритарная система широко применяется в России на выборах в органы местного самоуправления: собрания, думы городов и районов.
     6.4. Избирательный процесс:
     1) назначение даты выборов;
     2) образование избирательных округов и избирательных участков;
     3) формирование избирательных комиссий;
     4) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность
     5) предвыборная агитация;
     6) голосование и установление результатов голосования. 
     6.5. Финансирование выборов =
     1) Государственный бюджет (федеральный или субъектов РФ) + 2) собственный избирательный фонд: собственные средства; средства, выделенные кандидату выдвинувшим его объединением; добровольные пожертвования граждан и юридических лиц.
     6.6. Выборы Президента РФ.
     6.6.1. Выборы президента России регулируются конституцией и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». 
     Статья 81: 1) избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 
     Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.
     6.6.2. Порядок выборов президента России.
     Выборы президента РФ назначаются Советом Федерации РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В соответствии со статьей 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», днем голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран президент Российской Федерации.
     Президентом может быть избран:
     1) только гражданин Российской Федерации (не обязательно по рождению); 
     2) достигший возраста 35 лет (ФРГ – 40, Италия – 50, США – 35); 
     3) постоянно проживающий в России не менее 10 лет; 
     4) несовместимость пребывания на посту президента с иной государственной и либо коммерческой деятельностью.
     Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты:
     1) политическими партиями (при этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата в президенты);
     2) в порядке самовыдвижения (в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии). 
     В обоих случаях необходимо собрать не менее 2 млн. подписей в поддержку кандидата, причем, не более 50 тыс. подписей должно приходиться на один субъект Федерации.
     Голосование
     Президент России избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права)
     Центральная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов.
     !!! Президент приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения присяги (ст. 92). 
     6.7. Выборы в Федеральное собрание.
     6.7.1. Совет Федерации:
     Федеральный закон от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»:
     1) палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);
     2) членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. 
     6.7.2. Государственная Дума
     1) избирается по пропорциональной системе (партийные списки) на 5 лет; 
     2) 450 депутатов (с 21 года); 
     3) депутату запрещено: одновременное членство в обеих палатах; находиться на государственной службе; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
     4) неприкосновенность (освобождение от уголовного преследования, задержания, ареста, личного обыска), или иммунитет, распространяется на весь период их полномочий. 

Copyright MyCorp © 2017