Персональный сайт - Правовое государство
Понедельник, 23.10.2017, 23:42
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

                             Главная Регистрация Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Правовое государство

18. Правовое государство. Социальное государство.
 Богбаз10, §22, 241 – 246.
 
18.1.Что такое правовое государство?
18.2. Признаки правового государства.
18.3. Принцип разделения властей.
18.4. Предпосылки правового государства.
18.5. Происхождение идеи правового государства.
18.6. Социальное государство.
 
18.1. Что такое правовое государство? Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, действует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан. Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государством боги». Аристотель: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем… ». 18.2. Признаки правового государства: 1) верховенство права (правового закона) во всех областях государственной и общественной жизни; 2) гарантированность прав человека; 3) взаимная ответственность государства и личности; 4) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. 18.3. Принцип разделения властей. Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган. Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё (1689 – 1755). Локк разделял власть по функциональному признаку на законодательную, исполнительную (она же судебная) и федеративная (ведавшую международными отношениями). Монтескьё выделил три различных видов деятельности – принятие законов, их исполнение, осуществление правосудия. Верховным арбитром в конфликтах ветвей власти выступал – монарх, президент или руководитель правящей партии. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances). Система «сдержек и противовесов» – существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает уже более 200 лет особую устойчивость конституционной системы США. Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти. В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность – органами исполнительной власти, судебная власть – судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов. Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов». Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено формально. Александр Солженицын. «Как нам обустроить Россию» (1990): «… принцип полного разделения законодательной, исполнительной и судебной властей – не без спорности: не есть ли это распад живого государственного организма? Все три распавшиеся власти нуждаются в каком-то объединяющем контроле над собой – если не формальном, то этическом». Русская идея не признавала центрального политического постулата западной политической мысли о разделении властей (как институциональном воплощении нейтрализации порока пороком). Она противопоставила ему принцип разделения функций между светской и духовной властями (симфония властей) – государством, охраняющим страну от внешнего врага, и православной церковью, улаживающей внутренние конфликты нации. 18.4. Предпосылки правового государства: 1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства; 2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти; 3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества; 4) внутренне единая и непротиворечивая система законодательства; 5) гражданское общество. 18.5. Происхождение идеи правового государства. У истоков идеи стоят древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение она получила в трудах И. Канта и Ш. Монтескьё. Кант считал источником развития общества социальный антагонизм, противоречие между склонностью людей жить сообща и свойственными людям недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Этим же государством формируется законодательная власть, которой подчиняется исполнительная. Исполнительная назначает судебную. В результате обеспечивается не просто разделение властей, но и их равновесие. Теория правового государства наиболее полно была разработана в XIX веке. Наиболее значительными представителями теории правового государства были нем. юристы Еллинек и Штейн. Термин (нем. Rechtsstaat) введён в научный оборот Кантом. 18.6. Социальное государство. 18.6.1. Что такое социальное государство? Понятие «социальное государство» появилось в середине 50-х гг. XX в. в связи с ростом социальных функций государства, в том числе и положительным опытом советского государства. Термин принадлежит Людвигу Эрхарду. Людвиг Эрхард (1897 – 1977) – западногерманский экономист и государственный деятель. 18.6.2. Признаки социального государства: 1) государство обязано предоставить гражданам обязательный минимум социальных благ (здравоохранение, образование, работа, пенсии, забота об инвалидах); 2) создание равных стартовых условий и возможностей вне зависимости от социального происхождения; 3) обеспечение социального мира между предпринимателями и наёмными работниками; 4) правовое регулирование межнациональных отношений. Правовым и социальным государство может называться только в том случае, если провозглашённые принципы реально соблюдаются на практике. Современная Россия только начинает строить правовое и социальное государство.

Copyright MyCorp © 2017