Персональный сайт - природное и общественное
Понедельник, 23.10.2017, 23:43
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

                             Главная Регистрация Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

природное и общественное


1.2. Социогенез.

1.2.1. Язык, речь, общение.

1.2.2. Примитивные формы объединения людей.

1.3. Культурогенез.

1.3.1. Что такое культура?

1.3.2. Происхождение культуры.

1.3.3. Неолитическая революция.

1.4. Сущность человека.

1.2. Социогенез.
Социогенез – процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.

1.2.1. Язык – 1) исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, выполняющая функции познания и общения в процессе человеческой деятельности; 2) система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию.

Гипотезы происхождения языка.

1) Язык постепенно развился из звуков и шумов, издаваемых животными. По мере развития человеческого интеллекта людям удавалось произносить все больше звуков; постепенно эти звуки превращались в слова, за которыми закреплялись значения.

2) Люди создали язык благодаря своему разуму, интеллекту. По мере эволюции человека интеллектуальные способности людей непрерывно росли и в конце концов позволили людям начать общаться друг с другом.

3) Людям удалось создать язык благодаря их способности к звукоподражанию. Человек, как ни одно другое живое существо на Земле, наделен даром подражать себе подобным, и именно этот дар заложил основу для естественного развития языка.

4) Язык появился внезапно, без видимых предпосылок к его зарождению. Он был изначально заложен в человеке, и люди на определенном этапе эволюции просто обнаружили в себе эту особенность и стали использовать для общения и передачи информации слова и жесты, постепенно расширяя словарный запас. Люди приобрели дар речи в результате случайной перегруппировки участков ДНК в процессе эволюции.

5) По мере того как люди эволюционировали, они постепенно разрабатывали знаковую систему, поскольку обнаружили, что использование знаков может приносить пользу. Поначалу человек просто производил некоторое действие, другой видел это и затем повторял это действие. Постепенно человек уяснил себе: для того чтобы ему помогли переместить что-либо, достаточно жеста, изображающего толкание. Когда люди начали использовать жесты, ассоциирующиеся с каким-либо действием, не в процессе этого действия, а для передачи информации другим людям, знаки из средства «случайной» коммуникации превратились в форму настоящего – осмысленного – общения.

6) Бог создал людей по образу своему, а поскольку Богу присущи язык и общение, людям также достался этот дар. Таким образом, язык – одна из граней Личности Бога, которые Он передал людям.

1.2.2. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

1.2.3. Общение – понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение).
В отличие от деятельности, общение (как «коммуникативное поведение») не предполагает внешней по отношению к себе цели и обретает смысл в собственной процессуальности.
В отличие от коммуникации, общение предполагает не только информационную, но и личностную связь между людьми.
Отличие общения и передачи сообщений: структура сообщения (коммуникации) монологична, а структура общения – диалогична.
1.2.4. Примитивные формы объединения людей.
Первобытное человеческое стадо – 1) небольшой непостоянный коллектив древнейших людей; 2) название начального этапа первобытнообщинного строя, его дородовой стадии (от 3 – 2,5 млн лет назад до 40-35 тыс. лет назад).
Род (родовая община) – коллектив родственников, живших и трудившихся сообща и имевших общее имущество. Первая специфически человеческая форма объединения людей; второй этап в истории первобытнообщинного строя (40-35 тыс. лет назад – 10-5 тыс. лет назад), сменивший первобытное человеческое стадо и предшествующий соседской общине.
Соседская (сельская) община – форма объединения людей на основе не производственных, а территориальных связей, совместно владеющих землей, но уже имевших свое отдельное хозяйство; третий (последний) этап в истории первобытнообщинного строя, сменивший родовую общину X-V тыс. лет назад.
1.3. Культурогенез.
1.3.1. Что такое культура?
Культура – (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства.
Культурные универсалии – типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах (поиск пропитания, одежда, место обитания, имущество, поездки и перевозки, изобразительные искусства и др.).
1.3.2. Происхождение культуры.
1) Орудийно-трудовая концепция.
Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876):
Деятельность человека породила культуру.
2) Психоаналитическая концепция.
Зигмунд Фрейд в работе «Тотем и табу» утверждал, что главное отличие человека от животного состоит в том, что человек обладает совестью. Она родилась в результате первородного греха, совершенного первобытными людьми, которые убили своего отца.
Дети убили отца, раскаялись в содеянном, зародилась совесть, и животное превратилось в человека. А культура появилась как средство и форма защиты человека от собственной природы, от бессознательных разрушительных влечений, оставшихся нам в наследство от животного.
Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.
3) Голландский философ и историк Йохан Хейзинга в работе «Человек играющий» (1938) утверждает, что вся человеческая деятельность есть как игра. Вся культура развивается как игра и по ее законам. Играя, человечество создает рядом с природным миром мир искусственный, придуманный, в котором правила игры выступают в форме общепринятых законов.
Постепенное усложнение игры, создание собственных правил, отличных от данных природой, привело к появлению человека и зарождению культуры.
4) Символическая концепция (Кассирер, Мэмфорд).
Человек несовершенен в своем биологическом естестве.
В результате происшедших мутаций человек выпал из системы естественных взаимосвязей. Отголоски этого видны в мифе об изгнании Адама и Евы из рая. Человек был бы обречен, если бы не начал, помимо орудий труда, производить символы.
Постепенно производство символов резко обогнало производство орудий. Человек стал существом, производящим символы. Основой развития человека создание разных форм  символического выражения, а не более эффективных орудий труда.
5) Магическая концепция (Роззак).
Ещё не было орудий труда, но уже была магия. Древний человек сначала проявил себя прежде как мечтатель, духовидец, искатель смыслов, творец видений.
Мистические видения возникли раньше орудий труда, мандала – раньше колеса. Огонь сначала использовался для жертвоприношений (лишь значительно позднее – для приготовления пищи). Поклонение звёздам предшествовало исчислению по ним времён или ориентиров походов.
Мандала (санскр. - круг - шар) – в буддизме живописное или графическое изображение схемы Вселенной, представляющее иерархическую расстановку в мироздании всех буддистских святых.
Молитвенно-восторженное восприятие жизни предшествовало прагматизму позднейшей истории.
1.3.3. Неолитическая революция.
Первая великая революция в производительных силах (аграрная или неолитическая революция) – революция, знаменовавшая переход от Присваивающей экономики к Производящей экономике. Неолитическая революция произошла в период неолита (10-15 тыс. лет назад), когда люди стали производить не только орудия труда, но и средства существования, то есть когда появились земледелие и скотоводство. Она положила начало переходу от первобытности к Древним цивилизациям, от приспособления человека к условиям природы (собирательство, охота, рыболовство) к ее сознательному и целенаправленному преобразованию

«Кризисом Неолита» называют современный цивилизационный кризис. Современный глобальный кризис - этот кризис самого технологического отношения к миру, и поэтому, ограничиваясь технологическими средствами, преодолеть его невозможно.

1.4. Сущность человека.
1.4.1. Что такое сущность?
Сущность – главная, наиболее важная особенность данного явления, то, без чего явление существовать не может. 
1.4.2. Чем отличается природа человека от его сущности?
Природа и сущность человека взаимосвязаны; разница между ними в том, что природа дана, а сущность задана как (задача, программа) цель реализации лучших возможностей человеческой природы.
Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека. Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено.
Биологические особенности человека:
1) прямостояние;
2) прямохождение;
3) свободные верхние конечности, используемые для употребления и изготовления орудий, высокое развитие средств общения.
К прямохождению приспособились все системы внутренних органов.
1.4.3. Биосоциальная проблема – это проблема соотношения и взаимодействия социального и биологического, приобретённого и унаследованного, «культурного» и «дикого» в человеке.
Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек, чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основу существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.
1.4.4. В чём заключается сущность (главная, неотъемлемая особенность) человеческого существа?  
1) Философы античности рассматривали человека как образ космоса, как малый мир, микрокосмос, как часть космоса.
2) Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души.
3) В средневековой философии главное размежевание проходит не столько между телом и душой человека, сколько между плотским человеком и духовным человеком. Природа человека понимается как трехчастная: тело – душа – дух.
4) В Новое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности. Такова позиция Декарта (мыслю – следовательно, существую). Кант привносит в эту концепцию много нового, но и он ставит в конечном счете превыше других познавательные способности, каковых у него три – рассудок, способность суждения, разум.
5) В Новое же время наряду с только что рассмотренной концепцией хомо сапиенс (человек разумный) господствующие высоты завоевывает концепция хомо фабер (человек деятельный). Главное в человеке – это способность к действию.
6) Ницше понимал разум как болезнь, заблуждение, омертвляющее человека. 
7) Человек – существо бессознательное.
О бессознательном в человеке говорили и писали многие философы. Но лишь Фрейд сумел придать представлениям о бессознательном практическое значение, они позволяли ему лечить людей, избавлять их от психических недугов.
8) Согласно постмодернистам, человек – существо, бунтующее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективного, тоталитарного. Человек может понять существующие общественные нормы лишь в том случае, если он постоянно от них отодвигается, иначе говоря, деконструирует их.
1.4.5. В чём заключается главное противоречие человеческого существа (человеческой  природы)?
Положение человека во Вселенной символизируется вертикалью, осью, проходящей от низшего к самому  высокому, к безусловно ценному – ценностному абсолюту. Природа человека противоречива (антиномична) и заключает в себе противоположные свойства и возможности.
Антропологическая антиномия коренное противоречие человеческой природы.
Положительная сторона антиномии указывает на качества человека, способствующие его совершенствованию, приближению к Абсолюту. В ней выражается превосходство человека над природными существами, способность охватывать весь мир своим духом.
Отрицательная сторона антропологической антиномии выражает то в человеке, что препятствует его возвышению, - слабость, ограниченность, телесную уязвимость, конечность, смертность.
Наиболее остро дихотомия (раздвоенность) человека проявляется в разладе между его духом и телом.
Что представляет собой с точки зрения «антропологической антиномии» человеческая природа (биология)?
1) у человека отсутствует волосяной покров, а с ним и естественная его защищённость от непогоды; отсутствуют естественные органы нападения, а также приспособленная к быстрому бегу телесная организация; большинство животных превосходят человека по развитости органов чувств;
2) у него опасный для естественного существования недостаток в инстинктах, а
3) в младенчестве и в детстве он нуждается в чрезвычайно продолжительной по времени опеке и защите со стороны родителей. Иначе говоря, человек  лишён биологических средств, необходимых для естественного существования. Человек во взрослом состоянии сохраняет анатомические черты, свойственные детёнышам обезьян.
1.4.6. Человек как «больное животное» (Фридрих Ницше).
Человек, рассматриваемый с чисто биологической точки зрения, есть «ложный шаг жизни», её тупик.
А. Гелен. «Человек, его природа и его положение в мире» (1940):
«И поскольку человек жизнеспособен… Все его специфические человеческие способности должны быть связаны с решением вопроса: как может столь чудовищное существо быть жизнеспособным?… как это слабое по сравнению с животным существо  оказалось жизнеспособным?».
Макс Шелер. «Положение человека в космосе» (1928):
«Между умным шимпанзе и Эдисоном, если последнего иметь в виду только как  техника существует очень большое различие, но лишь в степени развития».  
Блез Паскаль (1623-1662). «Мысли о религии и о некоторых других предметах» (1652):
«Человек – всего лишь тростник, слабейший из творений природы, но он тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью, и что слабее Вселенной, а она ничего не осознаёт».
Биологическая неопределённость и открытость являются главными  чертами человеческого бытия. Они превращают человека в деятельное существо.



Copyright MyCorp © 2017