Персональный сайт - Рациональное экономическое поведение
Суббота, 16.12.2017, 09:55
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

                             Главная Регистрация Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рациональное экономическое поведение

19. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Богбаз11, §11; Богбаз, §4, 50.

19.1. Потребление и потребитель.

19.2. Цель потребителя.

19.3. Рациональное поведение потребителя.

19.4. Доходы и расходы потребителя.

19.5. Зависимость между доходами и расходами потребителя.

19.6. Размещение сбережений.

19.7. Уровень жизни.

19.8. Рациональное поведение производителя.

19.1. Экономическое поведение – образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности.

Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом.

Потребление – использование, употребление. Применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей.

Виды потребления: 1) производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства); 2) непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей).

Виды потребностей: 1) первичные (физиологические, экзистенциальные) и вторичные (социальные, престижные, духовные); 2) насыщаемые (имеющие чёткий предел) и ненасыщаемые (стремление удовлетворить которые не имеет чётко обозначенного предела [потребность в знаниях]).

К потребностям (мотивам) относят не только то, что приносит пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются в силу сложившихся привычек и получаемого удовольствия.         

19.2. Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. 

Ограничения на пути достижения цели потребителя: 1) потребительский, семейный бюджет (баланс денежных доходов и расходов семьи); 2) цены на товары и услуги; 3) ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Торстейн Веблен (1856-1929) [«Теория праздного класса» (1899)] отвергал представление о человеке, выступающем в качестве субъекта максимизации полезности или, как он сам писал, в качестве «молниеносного вычислителя удовольствий и неприятностей или маленького шарика, раскатывающегося под действием стимулов, которые швыряют его туда-сюда, в то время как он сам остаётся невозмутимым». В действительности экономическое поведение человека носит более сложный, иногда даже иррациональный характер. Человек находится под влиянием различных психологических стереотипов – инстинкта подражания, инстинкта самосохранения, склонности к соперничеству, праздному любопытству и т.д. При этом особую роль играет то, что Веблен называл «завистливое сравнение» (кто-то живёт лучше, кто-то имеет больше). Отсюда учёный выводил приверженность к «престижному», демонстративному потреблению и накоплению капитала. 

Потребление демонстративное – потребление товаров и услуг с целью получения эффекта от демонстрации их использования.  

Веблен критически относился к капитализму, рыночной системе. Он полагал, что эта система эксплуатирует худшие черты человеческой психологии. Используя стремление людей к демонстративному потреблению, крупные фирмы непрерывно поднимают цену, формируют спрос с помощью рекламы, воздействуют на распределение и использование экономических ресурсов в своих интересах. Это ведёт к неразумной трате ресурсов в богатых странах за счёт бедных и лишает потребителя свободы выбора, навязывает ему решения, выгодные крупным предприятиям, монополизировавшим рынок.

Выход из создавшейся ситуации Веблен видел в переходе власти от «праздного класса» (т.е. крупной буржуазии) к «технократам», т.е. рационально мыслящему инженерно-техническому персоналу, которые преобразуют капитализм в более разумную, более чуткую к насущным потребностям людей систему.

19.3. Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.

В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения.

Суверенитет потребителя – право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами и их использованием.

Этапы рационального поведения потребителя: 1) осознание необходимости покупки; 2) поиск информации о товаре или услуге; 3) оценка возможных вариантов покупки; 4) принятие решения.  

19.4. Доходы и расходы потребителя.

19.4.1. Доходы потребителя.

Доход потребителя – это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

Номинальный доход – доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учёта покупательной способности денег, уровня цен, инфляции.

Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:

1) заработная плата;

2) социальные выплаты государства (пособия, пенсии, стипендии);

3) доход от предпринимательской и иной деятельности;

4) доход от собственности (плата за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода.

Реальный доход зависит от объёма конечных доходов (номинальный доход – подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги.

Реальный доход = объём конечных доходов / индекс потребительских цен.

19.4.2. Расходы потребителя.

Виды потребительских расходов:

1) обязательные, минимально необходимые расходы (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги);

2) произвольные (туризм, книги, картины, машины).

19.5. Какие зависимости существуют между доходами и расходами?

Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части: 1) используется для покупки товаров и оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных потребностей людей; 2) вторая часть образует сбережения.

1) чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму он способен потратить на потребление;

2) чем больший доход получает потребитель, тем больше сумма сбережений;

3) чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений; 

Закон Энгеля (1821-1896): чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары и выше расходы на предметы роскоши, изысканные вещи, сбережения.    

В США доля расходов на питание составляет 10-15%, а значительное число русских семей тратит на питание от 40 до 48% своих расходов.

19.6. Размещение сбережений.

Способы размещения сбережений: 1) сберегательный счёт в сбербанке; 2) приобретение ценных бумаг; 3) приобретение недвижимости; 4) страхование жизни, здоровья, имущества.

При выборе вариантов размещения сбережений потребителю необходимо сравнивать их  с токи зрения 1) надёжности, 2) процента на доход, 3) ликвидности (возможности лёгкого обращения сбережений в наличные деньги).

19.7. Уровень жизни.

19.7.1. Уровень жизни – это уровень благосостояния населения, степень удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

Для характеристики уровня жизни используются многообразные показатели: 1) потребление на душу населения, 2) реальные доходы населения, 3) обеспеченность жильём, 4) показатели развития образования, здравоохранения, социального обеспечения.

19.7.2. Эксперты ООН считают, что уровень жизни характеризует особый показатель – индекс развития человека (индекс человеческого развития), вычисляемый на основе трёх величин: 1) ВВП на душу населения, 2) средняя продолжительность жизни и 3) уровень образования.

Индекс человеческого развития был предложен в 1990 г. группой исследователей Программы развития ООН для интегральной оценки человеческого прогресса. 

Разделив валовой внутренний продукт страны (ВВП) на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения. По этому показателю можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран. Именно ВВП на душу населения является одним из основных показателей уровня жизни нации. Когда производство растёт быстрее, тогда на одного жителя страны приходится всё больше товаров и услуг, и уровень жизни повышается. Если численность населения растёт быстрее, чем производство, средний уровень жизни снижается. 

19.7.3. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – индекс для сравнительной оценки экономического потенциала различных стран. При подсчёте ИРЧП учитываются три вида показателей: 1) средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, 2) уровень грамотности взрослого населения страны, 3) совокупная доля учащихся. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом эль Хаком. С 1993 г. используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.

Уровень жизни можно рассматривать как для страны в целом, так и для отдельных социальных групп населения с учётом региональных особенностей.

19.7.4. Качество жизни.

Качество жизни = уровень жизни + условия и безопасность труда + культурный уровень + физическое развитие и т.д.

19.8. Рациональное поведение производителя.

19.8.1. Цели производителя.

Производители это люди, фирмы, предприятия. т.е. все те кто изготавливает и продаёт нам товары и предоставляет услуги.

Цель производителя в рыночной экономике – получение как можно большей прибыли при наименьших затратах.

Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?

19.8.2. Эффективность использования ресурсов.

Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность.

Производительность ≠ производительность труда.

Производительность – 1) это объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат; 2) объём благ, которые удаётся получить от использования единицы определённого вида ресурсов в течение фиксированного периода. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства, - земля, топливо, расходы на оборудование и т.д.

Пути увеличения производительности, объёма производства: 1) расширение объёмов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь); 2) увеличение эффективности их использования (интенсивный путь).

Экстенсивный путь заключается в количественном изменении ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников), интенсивный – в улучшении качественных характеристик ресурсов, улучшении их продуктивности или производительности.

Большинство стран сегодня делают акцент на втором способе расширения производственных возможностей.  

Производительность труда (результативность = продуктивность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени).

Факторы (способы) роста производительности труда (= увеличения объёма выпускаемой продукции):

1) разделение труда, или специализация;

2) использование новой техники или технологии;

3) уровень образования и профессиональной подготовки работников;

4) эффективность управленческих решений. 


Copyright MyCorp © 2017