Персональный сайт - Религия.
Четверг, 19.10.2017, 08:29
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

                             Главная Регистрация Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Религия.

     15. Религия. Богбаз10, §10, 106 – 110; Богпроф11, §33.
     
15.1. Что такое религия?
     15.2. Когда и почему возникла религия?
     15.3. Состав (структура) религии.
     15.4. Признаки религиозного сознания.  
     15.5. Уровни религиозного сознания.  
     15.6. Организационные формы религии: церковь и секта.
     15.7. Функции религии.  
     15.8. Классификация религий.
     15.9.
Родоплеменные примитивные верования.  
     15.10.
Национально – государственные религии.
     15.11. Мировые религии.  

     15.1. Что такое религия?
     Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
     Сакральное, священное, святое (лат. – sacer священный) – 1) религиозные ценности – вера, истины вероисповедания, таинства, церковь; 3) совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул, зданий и пр., входящая в систему религиозного культа. Священное противопоставляется мирскому, не относимому к сфере религии.
     !!! Священное сверхъестественное.
     Священное (сакральное) включает в себя признание его безусловной ценности для человека. Сверхъестественное есть то, что выходит за рамки естественного, природного хода вещей.
     15.2. Когда и почему возникла религия?
     15.2.1. Натуралистическая гипотеза (от лат. natura — природа) гипотеза, высказанная римским поэтом и философом Лукрецием (I в. до н.э.), утверждает, что идея Бога и религия возникли в результате страха людей перед грозными явлениями природы, непонимания причин их возникновения, незнания законов природы.
     15.2.2. Анимистическая гипотеза (от лат. animus – дух) была высказана в XIX столетии английским этнографом Эдуардом Тэйлором (1832 – 1917) в его труде – «Первобытная культура» (1871).
     Истоки религии Тейлор видел в непонимании первобытным человеком таких биологических явлений, как сон, сновидения, болезни, обморок, смерть: пытаясь объяснить эти явления, «дикари – философы» додумались до идеи души как маленького двойника, сидящего в каждом человеке, а затем, по аналогии, приписали такие же души и животным, растениям, неживым предметам; так постепенно сложилась вера в одушевленность природы, сделавшая возможным появление мифологии, а впоследствии породившая и высшие формы религии, вплоть до политеизма, монотеизма и сложных богословских учений.
     15.2.3. Гипотеза Фейербаха (1804 – 1872).
    Людвиг Фейербах:
     «Что такое дух, - как не духовная деятельность, получившая самостоятельное бытие благодаря человеческой фантазии и языку, как не духовная деятельность, олицетворенная в виде существа?».
     Бог и боги – это олицетворенные проекции свойств человека и природы, превращенные человеческой мыслью в самостоятельные существа.
     Фейербах делит религии на «духовные»: иудаизм, буддизм, христианство, ислам – и «естественные»: все первобытные и древние языческие верования. В «духовных» религиях, «Бог, отличный от природы, есть не что иное, как собственное существо человека», а в «естественных» религиях «отличный от человека бог есть не что иное, как природа или существо природы».
     15.2.4. Социальная гипотеза.
     Религия «могла возникнуть лишь на определенной ступени развития... общества и самого человека», т.е. она – явление не изначальное в человеческом обществе.
     Возникновение религии обусловлено:
     а) социальным фактором – в первобытном обществе – чувством бессилия человека в борьбе с природой, в классовых обществах – чувством бессилия перед социальным гнетом;
     б) гносеологическим фактором – умением «формулировать весьма отвлеченные понятия», когда «у человека развивается способность к абстрактному мышлению». Абстрактное же мышление ведёт к возникновению в человеческом сознании «фантастических отражений реальной действительности», т. е. сверхъестественных, религиозных.
      15.2.5. Богословский взгляд на происхождение религии.
     С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Декарт, Лейбниц и др.
     Всеобщность религии в человечестве – один из самых впечатляющих фактов всемирной истории. Такое явление не могло быть результатом случая, чьих-то фантазий или страхов.
     Павел Флоренский: религия является исходной точкой в возникновении культуры, культура является продуктом распада религиозного культа;
     15.3. Состав (структура) религии:
     1) учение (догматика);
     2) культ – система ритуальных действий;
     3) религиозное сознание, вера – особый комплекс религиозных переживаний;
     4) организационное объединение верующих (церковь и секты).
     15.4. Признаки религиозного сознания:
     1) вера в существование сверхъестественного начала;
     2) признание его высшей ценностью, священным;
     3) убеждённость в возможности общения с объектом религиозного поклонения через совершение культовых действий;
     4) чувство зависимости (страх, смирение) от объектов религиозного поклонения;
     5) осознание требований со стороны высшего начала и ответственности, связанной с выполнением или невыполнением этих требований;
     6) стремление умилостивить божество, компенсировать своё непослушание покаянием или жертвоприношением.
     !!! Но: в ряде религиозных учений вера в Бога отсутствует и упор делается на абсолютные возможности, заложенные в самом человеке (например, в буддизме). Так, в Китае при обилии религиозных традиций нет слова «Бог».
     15.5. Уровни религиозного сознания:
     1) массовое религиозное сознание, религиозная психология (религиозные представления и чувства верующих);
     2) рационально оформленное сознание;
     3) религиозная идеология (богословие, теология) – систематизированное изложение принципов религиозной веры.  
     15.6. Организационные формы религии:
     15.6.1. Церковь (от греч. kyriakon – дом Господний) – организация, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа; включает в себя профессиональных служителей и рядовых верующих, имеет различные организационные структуры – от строго иерархических (православие и католицизм) до демократических (протестантизм) .
     15.6.2. Религиозная секта (латин. secta, букв. отрезанная, отделенная) – отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживаю-щаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п. Для секты характерна замкнутость, обособленность, претензии на исключительность своей роли и т.п.
     15.7. Функции религии:
     1) регулятивная, воспитательная;
     2) мировоззренческая;
     3) коммуникативная;
     4) компенсаторная;
     5) фактор интеграции / дезинтеграции общества;
     6) культурная.  
     15.8. Классификация религий:
     15.8.1. (по степени, масштабам влияния):
     1) родоплеменные примитивные верования;
     2) национально-государственные религии (индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм);
     3) мировые религии (христианство, буддизм, ислам).
     Численность: иудаизм (14 млн.), индуизм (550 млн.), конфуцианство (более 300 млн.), даосизм (более 50 млн.), синтоизм (60 млн.), христианство (более 1 млрд.), буддизм (около 300 млн.), ислам (более 500 млн.).
     15.8.2. 1) политеизм и 2) монотеизм.
     Политеизм (от греч. polys – много и theos – Бог) – многобожие, вера во многих богов.
     Монотеизм (от греч. monos – один и theos – бог) (единобожие) – система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам.
     Авраамические религии – общее наименование для иудаизма, христианства и ислама. Для этих трех религий библейский патриарх Авраам, поверивший в единого Бога и заключивший с Ним союз (завет), является образцом верующего.
     
     15.9. Родоплеменные примитивные верования (племенные религии).
     15.9.1. Тотемизм (на языке оджибве ототем – его род) – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами – видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его
нельзя было убивать и употреблять в пищу.
     
15.9.2. Анимизм(от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.
     Аниматизм (от лат. animatus – одушевлённый) – вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений, характерная черта первобытных религий. Аниматизм необходимо отличать от гилозоизма, анимизма, от веры в личные нематериальные существа (духов), якобы присутствующие в тех или иных предметах или явлениях. Вопрос о времени возникновения аниматизм в истории общественного сознания наукой ещё не решен. Некоторые учёные рассматривают аниматизм как более раннюю стадию развития религии, чем анимизм, другие считают, что они сосуществовали.
     15.9.3. Фетишизм (от франц. fetiche – идол, талисман) – культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты – вера в амулеты, обереги, талисманы.
     15.9.4. Магия (от греч. mageia – колдовство, волшебство) – обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.
     Фетишизм и магия не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас.
     15.10. Национально – государственные религии.
     15.10.1. Индуизм – религия, одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (ок. 95% всех индуистов – в Индии).
     Сформировалась в 1-м тыс. н. э. Является результатом развития ведической религии и брахманизма. Основа индуизма – учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений, и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос).
     Основные течения: вишнуизм и шиваизм.
     15.10.2. Иудаизм – наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа.
     Канон священных книг: Тора («Пятикнижие Моисея»), книги пророков и т. н. Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде.
     В иудаизме получили распространение мистические учения (кабала, хасидизм).
     15.10.3. Конфуцианство – одно из основных философских и идейных течений Китая, основанное Конфуцием. Складывалось в период бурных социальных изменений (VI в. до н.э.), поэтому главную задачу Конфуций видел в сохранении лучших традиций древней культуры, которые, во-первых, способны оградить общество от всяких потрясений и изменений и, во-вторых, ориентируют людей на достижение определенного социального идеала. Таким идеалом в конфуцианстве является «цзюнь-цзы» – «совершенный муж». 
     !!! Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элементов и сводится к строгому выполнению предписанных обрядов. Основное содержание культа Конфуция – сложившееся еще до Конфуция почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички «чжу», перед которыми расставляются жертвоприношения и совершаются обряды.
     15.10.4. Синтоизм – (от японского синто, буквально – путь, учение богов) – религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Синтоизм подвергся сильному влиянию буддизма и отчасти даосизма. Высшее божество – Аматэрасу; восшествие на престол ее потомка – императора Дзимму официально считается началом японского государства. В 1868 – 1945 государственная религия, пользовалась покровительством императора.
     15.10.5. Сикхизм (от санскритского шишья – ученик) – одна из национальных религий в Индии; секта в индуизме в 16-17 вв., превратившаяся в самостоятельную религию, получившую распространение главным образом в Пенджабе. Основой является единобожие, отрицание идолопоклонства, аскетизма, каст, проповедь равенства сикхов перед богом и священной войны с иноверцами.
     15.11. Мировые религии.
     
15.11.1. Признаки мировых религий:
     1) огромное число последователей во всём мире;
     2) космополитичность, меж- и надэтнический характер;
     3) эгалитарность (обращённость к представителям всех социальных групп);
     4) высокая пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания).
     Космополитизм (от греч. kosmopolites космополит – гражданин мира) – идеология мирового гражданства.
     Прозелитизм (от прозелит, из лат. proselytus обращённый, от греч. προσήλυτος обращённый, нашедший своё место) – стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии.
     15.11.2. БУДДИЗМ – самая древняя мировая религия, возникшая в середине I тыс. до н.э. Основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда – «просветлённый». 
     Четыре благородные истины
     1) жизнь есть страдание; 
     2) причина страданий – страсти, желания человека; 
     3) от страданий можно избавиться путём достижения нирваны, состояния полного покоя, абсолютной непроницаемости для желаний и страстей; 
     4) путь ведущий к нирване – восьмеричный (срединный) путь спасения.
     Главное понятие буддийского учения – дхарма (дхамма), мельчайшая частица, сочетание которых создаёт человеческое «Я». Реинкарнация буддизмом отвергается.
     Реинкарнация - повторное воплощение человека, возрождение души в новом теле.  
     Течения в буддизме
     1) Хинаяна, буквально «узкая (малая) колесница», проповедует отказ от мирской жизни, уход в монашескую общину;
     2) Махаяна («широкая колесница») учит о возможности каждому достичь спасения.
     15.11.3. ХРИСТИАНСТВО возникло в I в. н.э. в Палестине. Во II в. сформировалась организация христианской церкви, а к IV в. сложилось Священное Писание = Ветхий Завет + Новый Завет. Христианская догматика вырабатывалась на протяжении IV-VIII вв. («эпоха Вселенских соборов»).
     В IV в. между западным и восточным христианством наметился раскол, который окончательно оформился в 1054 г. (православие и католицизм). 
     Символ веры (381 г. – II Вселенский Собор в Константинополе):
     1) единобожие; 2) креационизм; 3) равенство Иисуса Христа Богу-Отцу; 4) участие Бога-Сына в творении мира; 5) вочеловечение Иисуса Христа и его рождение от Духа Святого и Девы Марии; 6) спасительность для рода человеческого крестных мук Христа и его смерти; 7) реальность страданий и смерти Иисуса Христа; 8) отнесение земной жизни Христа к конкретной исторической эпохе; 9) воскресение Христа и его Вознесение к Богу-Отцу; 10) второе пришествие Христа во славе, его суд над живыми и мёртвыми и установление его царства, которому «не будет конца»; 11) божественность Духа Святого, его исхождение от Отца; 12) вдохновлённость библейских пророков Святым Духом; 13) единство, святость, целостность и апостольское происхождение Церкви; 14) необходимость крещения; 15) воскресение мёртвых в вечную жизнь.
     Особенности католичества
     1) филиокве (признание исхождения Святого Духа и от Отца, и от Сына); 
     2) догмат о примате и непогрешимости Папы в делах веры и нравственности; 
     3) догмат о непорочном зачатии Божьей матери и Её телесном вознесении на небо; 
     4) признание чистилища; 
     5) целибат (обет безбрачия священников); 
     6) причастие верующих под одним видом (хлеб).
     В Средневековье ранние христианские идеалы были полностью извращены католической церковью (продажа индульгенций, альтернативные римские папы, инквизиция). В XVI в. антикатолическое движение в Европе – Реформация – приводит к появлению третьей христианской конфессии – протестантизма. 
     Принципы протестантизма
     1) спасение личной верой; 
     2) исключительный авторитет Библии; 
     3) священство всех верующих; 
     4) концепция предопределения (в кальвинизме): уже в земной жизни человеку известно, куда он попадёт – в рай или в ад, если он бедняк – в ад, если человеку сопутствует материальный успех – в рай. 
     Течения в протестантизме
     1) лютеранство
     2) кальвинизм
     3) англиканство.
     15.11.4. ИСЛАМ – самая молодая мировая религия – возникшая в VII в. н.э. (622 г. – хиджра). Основатель – пророк Мухаммед (Магомет). Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог – Аллах – передал людям устами пророка священную книгу – Коран.
     Хиджра (араб. – переселение) – переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634-644) год Хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. 
     Символ веры
     1) вера в одного и единственного Бога; 
     2) вера в ангелов, исполнителей воли Бога; 
     3) вера в Писания (свитки Авраама, Тора, Псалмы Давида, Евангелие, Коран); 
     4) вера в Божьих пророков и посланников (получает откровение в письменной форме); 
     5) вера в Судный день; 
     6) вера в предопределение.  
     Пять столпов веры
     1) «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник его»; 
     2) пятикратная ежедневная молитва (намаз); 
     3) очистительная милостыня; 
     4) пост в месяц рамадан; 
     5) паломничество в Мекку (хадж). 
     Течения в исламе
     1) сунниты считают Сунну (рассказы о жизни пророка) частью Священного Писания, а шииты признают Священным писанием только Коран; 
     2) шииты считают, что верховная власть (имамат) над мусульманами может принадлежать только потомкам Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда.



Copyright MyCorp © 2017