Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - Россия в условиях рынка
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 29.06.2017, 12:10
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Россия в условиях рынка

     21. Россия в условиях рыночной экономики.Богбаз11, §3, 38 – 39; Поляков11, §15; Филиппов, 397-411.
 
     21.1. Кризис советской экономики.
     21.2. Перестройка.
     21.3. Рыночные реформы 90-х гг.
     21.4. Правление Путина.
     21.5. Экономический кризис 2008 г.
     21.6. Перспективы экономического развития России.
 
    21.1. Кризис советской экономики.
     Причины кризиса советской экономики:
     1) длительное господство командно-административной системы;
     2) тотальное планирование, которое сковывало инициативу и самостоятельность предприятий;
     3) медленный переход от экстенсивной модели развития экономики (за счёт эксплуатации природных ресурсов и малоквалифицированного труда) к интенсивной модели – за счёт разработки и внедрения новой, ресурсосберегающей и безотходной технологии и эффективной техники.
     Во время мирового экономического кризиса 1973 г. в результате повышения мировых цен на нефть в 20 раз, на сырьё в 8-10 раз СССР получил значительные доходы. На выручку от продажи сырья и топлива закупались товары массового потреблении и оборудование для их приозводства.
     В чём проявился кризис советской экономики?
     1) Преобладание предприятий, производящих средства производства, по сравнению с предприятиями производящими предметы потребления. 2) Огромные, и часто неоправданные расходы, на оборону. 3) Зависимость от импорта значительной части средств производства, сырья, красителей. 4) Хронический кризис сельского хозяйства. 5) Дефицит промышленных и продовольственных товаров.
     21.2. Перестройка.
     На двенадцатую пятилетку (1986-1990) предусматривался экономический рост в 2,8%. Горбачёв положил в основу своей политики идею ускорения развития, т.е. повышение темпов экономического роста.
     Ключевым для судеб ускорения стало падение цен на нефть осенью 1985 г. На падение цен на нефть накладывались затраты на ликвидацию последствий чернобыльской аварии, позже землетрясения в Армении, увеличение капиталовложений в машиностроение, потери бюджета из-за снижения торговли алкоголем.
     Было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения:
     1) повышение экономической самостоятельности государственных предприятий (1987 – Закон о государственном предприятии, реорганизация союзных министерств);
     2) развитие частной инициативы и предпринимательства (1986 – Закон об индивидуальной трудовой деятельности, 1988 – Закон о кооперации);
     3) привлечение иностранных инвестиций путём создания совместных предприятий;
     4) 1989 – признание равенства пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств.
     На рубеже 1989-1990 гг. был провозглашён переход к «регулируемому рынку» (Абалкин). Альтернативная программа была разработана в окружении Ельцина («Программа 500 дней» Шаталина – Явлинского). В декабре 1990 г., констатировав «срыв перестройки», глава правительства Рыжков, подал в отставку. В январе 1991 г. новый премьер-министр СССР В.С. Павлов провёл денежную реформу. В апреле 1991 г. в несколько раз были повышены цены на товары. Вместо ускорения социально-экономического развития политика Горбачёва привела к падению производства и снижению уровня жизни населения.
     21.3. Рыночные реформы 90-х гг.
     Главные направления рыночных реформ Ельцина: 1) либерализация цен; 2) финансовая стабилизация; 3) приватизация.
     Экономической политикой в правительстве России руководил Егор Гайдар. Государственный комитет по управлению имуществом, отвечавший за проведение приватизации, возглавил Анатолий Чубайс.
     2 января 1992 г. началась либерализация цен. Около 90% оптовых и розничных цен стали свободными. Указ Президента «О свободе торговли» предоставил всем предприятиям независимо от форм собственности и всем гражданам право без специальных разрешений осуществлять торговую, закупочную и посредническую деятельность, в том числе самостоятельно устанавливать цены.
     Либерализация цен – переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию).
     Ожидаемые результаты: 1) установление рыночной стоимости товаров, 2) ликвидация товарного дефицита, 3) запуск механизма конкуренции, 4) стимулирование деловой активности, 5) ускорение товарооборота, 6) формирование инфраструктуры по сбыту отечественной и импортной продукции.
     Уже к весне 1992 г. произошло насыщение потребительского рынка товарами. Однако дефицит товаров сменился дефицитом денег.
     Меры по финансовой стабилизации и сокращению дефицита бюджета: 1) прекращение государственных инвестиций в промышленность и сельское хозяйство; 2) резкое сокращение государственных расходов на производство вооружений и поддержку дружественных стран.
     Ожидаемые результаты: 1) снижение инфляции, 2) установление устойчивого курса рубля.
     Финансовая стабилизация не состоялась – инфляция составила 2500-2600%. Падение производства и высокая инфляция вызвали расстройство хозяйственных связей. Начался кризис неплатежей – предприятия почти половину продукции поставляли, не получая оплаты. В этой ситуации предприятия перешли к натуральному обмену продукцией (бартеру).
     Бартер (от франц. barater – обменивать) – натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар за товар». Сделки, основанные на прямом обмене товаров, называют бартерными. Бартер на все 1990-е годы стал хронической проблемой российской экономики. Резко ухудшилось материальное положение граждан. Хранящиеся в сберкассах накопления оказались быстро обесценены. Заработная плата работников государственных организаций и предприятий (бюджетников) повышалась крайне медленно.
     Широкая приватизация государственной собственности должна была превратить население в собственников, сформировать у людей стимулы для деловой активности. Наиболее массовой стала приватизаций жилья. 70% всех малых предприятий к июню 1994 г. перешло в частные руки. На протяжении 1992 – 1994 гг. продажа акций средних, крупных и крупнейших предприятий осуществлялась не за деньги, а за особые ценные бумаги – приватизационные чеки (ваучеры). От названия этих бумаг возникло наименование ваучерной приватизации.
     Ваучер (от англ. voucher – расписка) – в России в начале 1990-х гг. приватизационный чек, документ, дающий право на участие в приватизации посредством его обмена на акции приватизируемого предприятия; ценная анонимная бумага.
     Всего было распространено 144 млн. ваучеров (96% населения страны). Стать акционером какого-нибудь предприятия гражданин РФ мог тремя путями: 1) участие в проводимом государством чековом аукционе; 2) вложение ваучера в чековый инвестиционный фонд (ЧИФ); 3) приобретение акций предприятия, членом трудового коллектива которого гражданин являлся, по закрытой подписке.
     Поскольку ваучер был ценной анонимной бумагой, его можно было продать. Практически мгновенно развернулась скупка чеков у населения практически за бесценок. Часть приватизированных предприятий попала под контроль криминальных структур. В течение 1990-х гг. валовой внутренний продукт России сократился на 55%. Инвестиции в российскую экономику сократились на 73%. На 84% сократились расходы на военную промышленность. В 1990 г. ВВП России составлял 5% мирового. К 1999 г. на долю РФ приходилось лишь чуть больше 1% мирового валового продукта. Добыча нефти упала до 40% от уровня 1990 г. Лишившись государственной поддержки, предприятия сокращали производство. Из-за отсутствия денег начались массовые невыплаты зарплат.
     Способы преодоления экономических трудностей.
     1) Правительство активно привлекало внешние заимствования. В связи с этим существенно увеличился внешний долг России (1992 г. – 108 млрд. долл.; 1998 г. – 123,2).
     2) Быстрыми темпами рос государственный долг в государственных краткосрочных обязательствах (ГКО).
     Государственные краткосрочные облигации (ГКО) – в Российской Федерации: дисконтные ценные бумаги, периодически эмитировавшиеся в бездокументарной форме Министерством финансов с гарантией Центрального банка погашения в срок. Погашение облигаций производилось перечислением номинальной стоимости ГКО на расчётный счёт владельца, а доход формировался как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки.
     3) Для стимулирования деловой активности начался новый этап приватизации. Было решено перейти к открытой продаже акций предприятий по рыночной стоимости.
     4)  Для привлечения инвестиций в экономику в 1994 г. стали создаваться финансово-промышленные группы. Предполагалось, что деньги населения удобнее собирать и использовать через банковскую систему.
     Группа финансово-промышленная (ФПГ) – совокупность юридических лиц, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание рабочих мест. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или кредитных организаций; участие более чем в одной ФПГ не допускается.
     Однако вместо инвестиций в экономику ФПГ занялись спекулятивными операциями. Правительство стало выпускать официальные заёмные бумаги под высокие проценты (до 300% в рублях), пытаясь компенсировать дефицит бюджета. Одновременно для привлечения средств из-за рубежа правительство стало гарантировать валютные займы, сделанные российскими банками для закупки ГКО. Именно скупкой и продажей этих ценных бумаг занимались ФПГ и крупнейшие банки.
     Кроме того, в результате деятельности ФПГ к 1996 г. весь нефтяной комплекс России был поделён на 14 вертикально интегрированных компаний. Были поделены рынки сбыта. И уже в наши дни нефтяная монополия не позволяет снижать цены на бензин пропорционально падению мировых нефтяных цен в условиях мирового экономического кризиса. Это было началом эры олигархов, эры олигархического капитализма.
     Олигархия (от греч. oligos – малочисленный и arche – власть) – политическое и экономическое господство небольшой группы людей, правящих государством и экономикой.
     Сформировали олигархию !!! залоговые аукционы 1995 и приватизационные сделки 1996-1997 г. Формально финансисты давали кредит правительству, получая в залог пакеты акций крупнейших компаний, приватизация которых законодательством не разрешалась. В реальности возвращать кредит правительство заведомо не собиралось – в бюджете не планировались расходы на погашение задолженности.
     Залог по выданному кредиту – товарно-материальные ценности, производимая продукция, земельные участки, находящиеся в собственности заёмщика, а также имущество заёмщика, принимаемые кредитными учреждениями в качестве залога.
     По истечении года залоговый пакет акций переходил в собственность кредитора. Так в обход действующего законодательства происходила фактическая приватизация стратегически значимых, работающих и прибыльных предприятий.
     Фактически путём залоговых аукционов власть приобретала политических союзников перед предстоящими в 1996 г. президентскими выборами. В 1997 г. государство, как и ожидалось, кредиты не вернуло, поэтому кредиторы выкупили эти предприятия. Все участники залоговых аукционов активно финансировали предвыборную кампанию Бориса Ельцина в 1996 г. В марте 1996 г., когда опросы показали, что за Ельцина готовы проголосовать не больше 4% избирателей, а победа руководителя КПРФ Зюганова казалась делом решённым, Ельцин провёл встречу с семью руководителями крупнейших банковских структур России. Были достигнуты договорённости о взаимной поддержке. Этот период получил название «семибанкирщина». Однако 27 апреля 13 крупнейших банкиров и промышленников поставили свои подписи под обращением к Ельцину и Зюганову с призывом найти компромисс и сформировать правительство «народного единства». После изучения экономической программы Зюганова, не удовлетворившей частный бизнес, 11 из 13 финансово-промышленных магнатов 7 июня отозвали свои подписи. В результате колоссальной финансовой помощи рейтинг Ельцина стремительно вырос. В 1996-1997 гг. совершилась новая серия откровенно скандальных приватизационных сделок (Агропромбанк, ВНК, «Связьинвест»). На этот раз власть расплачивалась государственным имуществом с теми, кто способствовал переизбранию Ельцина.
     Таким образом стержнем нового социального строя стали олигархи. В нынешнем его значении термин стал употребляться с декабря 1997 г.
     Под олигархами понимался узкий круг лиц; любой список олигархов и олигархий включал 8 групп и фамилий:
     1) ОНЭКСИМ-банк (В. Потанин), 2) ЛогоВАЗ (Борис Березовский), 3) Мост (Гусинский), 4) МЕНАТЕП (Михаил Ходорковский), 5) СБС-Агро (Смоленский). 6) Альфа-групп (Михаил Фридман); 7) Газпром (Рэм Вяхирев); 8) Лукойл (Алекперов).
     Российские олигархи представляли собой не экономическое, а скорее политическое явление. Это лица, сделавшие своим бизнесом близость к власти и влияющие на принятие государственных решений. Они осуществили своего рода узурпацию власти.
     Узурпация (лат. usurpatio) – противозаконный захват власти или присвоение себе чужих прав на что-л.
     К концу 90-х гг. сформировалось несколько ключевых олигархических группировок (политическая властьэкономикаСМИ): 1) Чубайс – Березовский (ОНЭКСИМ-банк, ЛогоВАЗ, Сибнефть) – ОРТ; 2) Лужков – Гусинский (ФПГ «Мост») – НТВ и журнал «Профиль»; 3) председатель Центробанка Дубинин, зам. Министра финансов Вавилов, министр внутренних дел Куликов – Черномырдин («Газпром») – правительственный телеканал РТР.
     Дефолт.
     Запущенный в 1996 г. государством механизм заимствований через систему ГКО к 1998 г. привёл к закономерному кризису. Объёмы государственных заимствований росли, уверенность в их возврате таяла, и потому государству приходилось соглашаться на всё большие и большие проценты. Из-за внешнего долга возникла зависимость России от кредиторов, прежде всего от МВФ, который фактически контролировался США. При любой попытке проводить самостоятельную политику перед страной возникала угроза банкротства. В 1997 г. по инициативе вице-премьера Чубайса был осуществлён секвестр – резкое сокращение расходных статей бюджета. К 1998 г. реальный ВВП России составил 57% от уровня 1990 г. Показатели падения были больше, чем во времена Великой депрессии в США. К 1998 г. государство оказалось обременённым огромным долгом. Положение усугублялось неблагоприятной международной конъюнктурой: 1) азиатский финансовый кризис (осень 1997 г.) => инвесторы начали выводить деньги из Азии и России на более надёжные рынки Европы и США; 2) резкое падение цен на нефть с начала 1998 г. (ниже 10 долларов за баррель). Бремя долгов стремительно росло, особенно в связи с ростом процентных ставок по ГКО. Летом 1998 г. правительство должно было выплатить 60 млрд. долларов по внешнему и внутреннему долгу. Долги по пенсиям на конец марта составили около 1 млрд. рублей, долг по оборонному заказу – 17 млрд. рублей. Кроме того на России лежали долги СССР. Для того, чтобы рассчитаться по внутреннему долгу с работниками бюджетной сферы, правительство пошло на эмиссию денег. Это спровоцировало дальнейшее падение курса рубля по отношению к доллару. 17 августа 1998 г. правительство РФ и Центральный банк РФ выступили с совместным заявлением. Была проведена девальвация и объявлен дефолт.
     Дефолт (англ. default) – 1) отказ платить долги; 2) невыполнение обязательств по возврату заёмных средств, выплате процентов по ценным бумагам. Дефолт может иметь место по отношению к компании, банку, государству, которые оказываются не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства.
     Вклады населения в коммерческих банках упали в реальном выражении – на 52%. Резко увеличились цены на товары широкого потребления. Разорилось множество фирм. Финансовый кризис перерос в политический. 23 августа правительство С.В. Кириенко было отправлено в отставку. Главой правительства стал Евгений Примаков. Наведение порядка в экономической сфере было поручено представителю КПРФ Маслюкову. Троекратная девальвация рубля позволила экономике войти в полосу восстановления. Падение рубля дало возможность продукции отечественных производителей конкурировать с импортными товарами. Ситуация в экономике стала улучшаться с начала 1999 г.
     Последствия начавшихся в 1992 г. рыночных реформ: + : 1) появились многочисленные коммерческие банки, товарные биржи, рынок ценных бумаг, валютный рынок, т.е. элементы рыночного хозяйства (инфраструктура рынка), без которых невозможно его нормальное функционирование; 2) заметно вырос частный сектор экономики, чему способствовала проведённая в 1990-х гг. приватизация (около 70% валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе); 3) ликвидирован острейший дефицит потребительских товаров и средств производства, предложение товаров превышает спрос на них, что создаёт условия для конкуренции; 4) произошла институционализация рыночных отношений в результате закрепления в Конституции РФ свободы экономической деятельности, равноправия различных форм собственности, включая частную. – : 1) экономическая власть оказалась в руках 5-6% населения, включающих четыре группы собственников: 1. представители теневой экономики и специалисты, накопившие состояние в 1990-1992 гг. + 2. представители высшего аппарата управления + 3. преступные структуры, получившие возможность «отмывания денег» через скупку приватизационных чеков + 4. «директорский корпус», имевший привилегии в приобретении акций; 2) приватизация государственной собственности не сопровождалась модернизацией производства; 3) возник кризис неплатежей, когда предприятия, банки, государство оказались не в состоянии расплатиться с долгами друг другу; 4) средний и мелкий бизнес оказались придавлены непомерными налогами; 5) государство не смогло эффективно управлять той частью собственности, которая осталась государственной; 6) снижение жизненного уровня значительной части населения; 7) усиление социального расслоения.
     21.4. Президентство Путина.
     Однако в 2000 г. произошёл резкий скачок мировых цен на энергоносители, особенно на нефть – главный товар российского экспорта. Это позволило России наполнить бюджет дополнительными доходами, решив тем самым ряд насущных социальных проблем.
     В 2000 г. валовой внутренний продукт (ВВП) вырос на 7%, объём промышленного производства – на 10%, валютные резервы возросли до 30 млрд. долларов, чего не наблюдалось уже многие годы. Данная тенденция сохранялась до 2008 г. Многие тысячи предприятий стали эффективно работать. Стал развиваться внутренний рынок. Экономика России стала привлекательной для инвестиций. Международные организации официально признали Россию страной с рыночной экономикой. Было введено новое налоговое законодательство с единой для всех – независимо от уровня заработков – ставкой подоходного налога в 13% и единым социальным налогом. Впервые в России были введены социальные налоговые вычеты на обучение и лечение.
     Структура российской экономики пока не сбалансирована. В ней преобладают отрасли, добывающие сырьё. Необходимо развитие высокотехнологичных, высокодоходных отраслей. Медленно формируется рынок услуг. Их качество низкое, а плата за них растёт. Критическая ситуация существует в естественных монополиях России («Газпроме» и РЖД). Проблема заключается в износе основных фондов, который только в электроэнергетике достиг 60%. Их обновление требует громадных инвестиций. Экономическое положение России напрямую зависит от конъюнктуры мировых цен на энергоносители (нефть, газ). Российский бизнес за эти годы обнаружил свою неэффективность: корпоративный долг достиг 500 млрд. долларов. Займы получались под залог акций крупнейших российских компаний.
     21.5. Экономический кризис 2008 г.
     Кризис на Западе существенно сократил заказы на сырьё и полуфабрикаты, а значит, и обесценил наши компании. Заложенные на Западе акции упали в цене. И когда последовали требования платить по кредитам, бизнес обратился за помощью к государству. Олег Дерипаска получил 4,5 млрд. долл. кредита от Внешэкономбанка (ВЭБ) и из фонда национального благосостояния. Из того же фонда 1,8 млрд. долл. было выделено на погашение долгов «Евраза», крупнейшим акционером которого является Роман Абрамович.
     21.6. Перспективы экономического развития России.
     Для решения поставленных задач была предложена экономическая доктрина, которая сочетала идеи упорядоченного рыночного хозяйства и эффективного государственного регулирования. Государству в ней отводилась роль силы, не только обеспечивающей равные для всех правила игры в рыночной экономике, но и осуществляющей координацию всех иных экономических и социальных сил для достижения быстрого и устойчивого социально-экономического развития страны. В экономической доктрине Президента Путина, сформулированной им в его посланиях Федеральному собранию, государство должно было взять на себя роль национального экономического стратега, дирижёра согласованного национального экономического ансамбля.
     Основой экономической доктрины стали те преимущества, на которые могла опираться Россия в своём перспективном развитии:
     1) богатейшие природные ресурсы (30% мирового природно-ресурсного потенциала);
     2) выгодное транспортно-географическое положение в Евразии, в частности транзитность территории (может обеспечить огромные доходы от транзитной транспортировки грузов и энергоносителей по линиям Восток – Запад и Север – Юг);
     3) научные и технологические достижения (физика, химия, электроника, производство военная техника, освоение космического пространства, энергетика и др.);
     4) система образования (об её уровне свидетельствует востребованность за рубежом российских специалистов и учёных, включая молодых выпускников вузов);
     5) человеческий капитал (наличие уникальных научных и конструкторских школ и коллективов, высокий средний уровень образования рабочей силы, низкий уровень заданности и схематизма творческого мышления).
     Своего рода выводом могут служить отдельные положения Концепции национальной безопасности РФ.
     Угрозы для России: 1) неэффективность и структурная отсталость отечественной экономики…
     Ответы на вызовы:
     1) диверсификация экономики и развитие современных постиндустриальных отраслей;
     2) создание экономики знаний и значительные вложения в человеческий капитал и образование;
     3) решение проблемы продовольственной безопасности;
     4) создание для всех граждан возможностей для реализации своих навыков и способностей с адекватной и справедливой оплатой их труда => прекращение «утечки мозгов».

Copyright MyCorp © 2017