Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - Самосознание индивида
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 29.06.2017, 12:10
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Самосознание индивида


     3. Самосознание индивида и социальное поведение. Богбаз10, §7, 70 – 72; Богпроф10, §27.

3.1. Введение. «Кто Я?».

3.2. Мыслители прошлого о внутреннем мире и самосознании.

3.3.  Самосознание.

3.3.1. Что такое самосознание?

3.3.2. Самооценка.

3.3.3. Что влияет на формирование самосознания?

3.3.4. Функции самосознания:

3.3.5. Этапы развития самосознания.     

3.4. Я-концепция.

3.4.1. Что такое Я-концепция?

3.4.2. Классификация я-образов.

3.5. Идентичность и способы её обретения.

3.6. Существует ли человеческое Я?

3.7. Социальное поведение.

3.7.1. Деятельность и поведение.

3.7.2. Макс Вебер о социальных действиях.

3.7.3. Виды социального поведения.

 

3.1. Введение.

Немецкий философ Шопенгауэр шел по улице Дрездена, ища ответы на вопросы, которые занимали его ум. Проходя по скверу, он решил посидеть и посмотреть на цветы. Один из жителей района наблюдал за странным поведением философа и вызвал полицию. Вскоре офицер приблизился к Шопенгауэру.

– Ты кто? - грубо спросил офицер.

Шопенгауэр осмотрел полицейского сверху донизу.

– Если вы можете помочь мне найти ответ на этот вопрос, - сказал он, - я буду вам вечно благодарен».

На вопрос «Кто ты?» легко даются самые разные ответы, и не только потому, что на него отвечают разные люди. Ответ, казалось бы, слишком очевиден, чтобы задумываться над этим вопросом.

А мы ведь ставим перед собой жизненные цели и определяем смысл своего существования на основе того, кем мы себя считаем. И эти цели служат для нас мерилом нашего «успеха» в жизни.

Но если мы взглянем со стороны на тот образ, который мы отождествляем с собой, то уже просто при внимательном рассмотрении становится понятно, что это не наше настоящее «я».

И оказывается что мы – это на самом деле не мы.

Поэтому нет ничего важнее и уместнее, чем знать кто вы есть.

Наше «я» - это то, на чем построена вся наша жизнь.

3.2. Мыслители прошлого о внутреннем мире человека и самосознании.

1) Поворот в развитии философии совершил Сократ, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!»

2) Сенека: «… целью жизни является самопознание и проистекающая отсюда свобода».

3) Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую».

4) Локк: Человек познаёт себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.

Рефлексия (лат. Reflexio – обращение назад) – размышление индивида о происходящем в его сознании.

5) Блез Паскаль (1623-1662). «Мысли о религии и о некоторых других предметах» (1652):

«Человек – всего лишь тростник, слабейший из творений природы, но он тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью, и что слабее Вселенной, а она ничего не осознаёт».

6) Кант (1724-1804):

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своём Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность…».

3.3.  Самосознание.

3.3.1. Что такое самосознание?

     Самосознание – осознание человеком себя как личности, своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в отношения с другими людьми и с природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Самосознание свойственно не только личности, но и различным социальным группам, поднявшимся до уровня понимания своих групповых интересов и своего места в системе общественных отношений.

Сложность проблемы самосознания состоит в том, в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе.

3.3.2. Самооценка.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка представляет собой преимущественно эмоциональное отношение к собственному образу: «Я талантлив», «Я абсолютная бездарность», «Я не хуже других» и т. д. Самооценка чаще всего субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне.

В формировании самооценки важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть.

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЕ

Повысить самооценку можно, либо добившись успеха, либо снизив уровень притязаний.

3.3.3. Что влияет на формирование самосознания?

1) Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

Хоторнский эффект (эффект всеобщего внимания) – это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту. Позитивные изменения в поведении людей, вызванные оказанным им вниманием, которое сами люди истолковывают как благожелательное участие.

2) Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

3) Оценка результатов своей деятельности.

3.3.4. Функции самосознания:

1) самопознание – получение информации о себе;

2) эмоционально-ценностное отношение к себе;

3) саморегуляция поведения.

3.3.5. Этапы развития самосознания.     

1) Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

2) К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

3) К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

4) Подростковый и юношеский возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция     совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма.

3.4. Я-концепция.

3.4.1. Что такое Я-концепция?

Я - концепция – система представлений человека о самом себе.

В «Я-концепции» выделяется два аспекта: знание о себе (самосознание) и самоотношение (самооценку). 

Я-концепция состоит из многочисленных образов-Я, которые служат более частными характеристиками.

3.4.2. Классификация я-образов.

1) По временной отнесенности: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее или, еще более дробно, Я в 15 лет, Я в 30 лет и т. д.

2) По содержанию: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное, Я – экзистенциальное (оценка себя в аспекте жизни и смерти).

3) По источнику информации: Я глазами мамы, Я глазами друга и т. д.

3.5. Идентичность.

3.5.1. Идентичность – субъективное переживание человеком своей индивидуальности.

Идентичность:

1) опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается совершать в будущем.

2) предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе.

3) позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.

Каждый человек на протяжении своей жизни проходит через индентификацию себя с разными социальными группами (социальная идентичность) и идентификацию с людьми, которым присущи определенные личностные особенности (личностная идентификация), в результате чего рождается знание о себе. Сначала ребенок узнает, к какому полу он относится, затем — к какой национальности. Немного позднее он начинает идентифицировать себя с тем социальным слоем, к которому принадлежат его родители, с городом и страной, где он живет. Зрелый человек идентифицирует себя с представителями своей профессии, партии, религии, социального слоя и т. д.

3.5.2. Способы обретения идентичности:

1) диффузная идентичность (отсутствие у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и незначительная озабоченность проблемой выбора);

2) предрешенная идентичность (подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих);

3) отложенная идентичность (подросток переживает кризис, но не может сделать важный выбор, откладывая его на будущее;

4) реализованная идентичность (подросток делает свой выбор осознанно и самостоятельно на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности).

!!! Как ни парадоксально, но чем больше свободы предоставляет общество подростку, тем сложнее ему обрести себя.

3.6. Существует ли человеческое Я?

3.6.1. Буддизм отрицает существование индивидуального «я».

Кант считал веру в бессмертие души одним из оснований нравственности. Буддизм, напротив, утверждает, что именно чувство «я» и возникающая из него привязанность к «я» есть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений, затягивающих живое существо в трясину иллюзорного существования.

Но если такой сущности, как душа нет, то что же такое личность?

Буддисты отвечают, что личность есть только имя для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов. В знаменитом буддийском философском памятнике «Вопросы Милинды» монах Нагасена беседует об этом с греко-индийским царем Милиндой. Царь утверждает, что если буддисты считают, что души нет и что ни один из элементов психофизического состава человека, равно, как и совокупность всех этих элементов, не являются личностью, то у буддистов получается, что никакой личности вовсе нет. Возражая царю, Нагасена указывает ему на колесницу и начинает спрашивать царя, что она такое – есть ли колеса колесница? Или может быть, кузов – колесница? Или не являются ли колесницей оглобли или какие-либо еще детали? На все эти вопросы царь дает отрицательный ответ. Тогда Нагасена спрашивает царя, не есть ли колесница все это вместе. Милинда снова дает отрицательный ответ, а это дает Нагасене возможность сказать, что в таком случае получается – никакой колесницы нет вовсе. Тогда царь возражает, и говорит, что колесница суть только имя, призванное обозначить совокупность всех перечисленных частей и деталей. Этот ответ дает возможность Нагасене сказать, что точно также и личность суть только имя.

3.6.2. Давид Юм (1711-1776). «Трактат о человеческой природе»:

Личность – «не что иное, как связка или пучок (bundle or collection) различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении».

3.7. Социальное поведение.

3.7.1. Деятельность и поведение.

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определённого влияния на окружающих людей и общество в целом.

Если деятельность состоит из действий, то поведение из поступков. Поведение человека – это внешнее проявление его деятельности, его отношения к обществу.

В основе социального поведения лежат принятые в обществе образцы (нравы и обычаи).

Нравы – такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определённого круга людей под влиянием привычек.

Обычаи – неуклонное следование предписаниям воспринятым из прошлого.

3.7.2. Макс Вебер о социальных действиях.

В  зависимости  от  мотивов  действия  делятся  на:

1) целерацональные (поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты);

2) ценностно-рациональные (действие подчинено принципам, заповедям, требованиям);

3) аффективные (индивид действует под влиянием аффекта);

4) традиционные (действие основано на длительной привычке). 

3.7.3. Виды социального поведения:

1) массовое;

2) групповое;

3) просоциальное;

4) антисоциальное;

5) помогающее;

6) девиантное (отклоняющееся);

7) противоправное.


Copyright MyCorp © 2017