Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - Социализация индивида.
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 20.08.2017, 20:16
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Социализация индивида.

     15. Социализация индивида. Богбаз10, §7, 69 – 71; Богпрофил10, §28, 290 – 305; Никитин10-11, §4, 17 – 18, 24 – 25 (инкультурация); Богбаз10, §3, 29 – 31 (смысл жизни). 
     
15.1. Определения.
     15.1.1. Индивид.
     15.1.2. Индивидуальность. 
     15.1.3. Личность.
     15.2. Структура личности.
     15.2.1. Многоуровневая модель личности.  
     15.2.2. Зигмунд Фрейд о структуре личности.
     15.2.3. Гуманистическая теория личности.
     15.3. Социализация индивида.
     15.3.1. Что такое социализация? 
     15.3.2. Чем первичная социализация отличается от вторичной?
     15.3.3. Факторы социализации.
     15.3.4. Агенты социализации. 
     15.3.5. Средства, методы, механизмы социализации.
     15.3.6. Стадии социализации. 
     15.3.7. В каких сферах происходит социализация?
     15.3.8. Чем социализация отличается от воспитания? 
     15.4. Инкультурация.
     15.4.1. Что такое инкультурация? 

     
15.4.2. Уровни инкультурации. 
     15.4.3. Типы инкультурации. 
     15.5. Самореализация (самоактуализация).
     15.6. Цель и смысл жизни. 

     15.1. Определения.
     15.1.1. Индивид, индивидуум (от лат. individuum – атом, неделимое, особь) – 1) отдельный живой организм, особь; 2) человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, т. е. единичный представитель человеческого рода.
     Индивид – это своеобразный атом, отдельный человек, который рассматривается как единичный представитель человеческого рода и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Индивид – самая простая абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделён, и, прежде всего, телесно, от других индивидов. 
     15.1.2. Индивидуальность – совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности.
     В качестве индивидуальности человек не может быть сведён к какому-либо сущностному определению. Если определение «индивид» подчёркивает, что отдельный человек – это представитель рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выявляет, в чём состоит своеобразие данного представителя человеческого рода, в чём он не схож с другими. 
     15.1.3. Личность – 1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.  
     !!! Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
     Графически соотношение понятий «личность» и «индивидуальность» можно изобразить как два круга, частично наложенные друг на друга таким образом, чтобы они не совпадали полностью, но имели какую-то общую площадь. Совпадающая площадь – это те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности.
     Оставшаяся площадь круга, символизирующего личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. «Остаток» индивидуальности представляют биохимические, общесоматические (этим термином обозначают разного рода явления в организме, связанные с телом, в противоположность психике) свойства, характеризующие человека как биологический организм. К индивидуальным признакам, не относящимся к личности, принадлежат физическая конституция (строение тела), тип нервной системы, темперамент, природные задатки.
     15.2. Структура личности.
     Структура личности – специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.
     15.2.1. Многоуровневая модель личности:
     1) первый уровень: компоненты личности, которые определяются биологическими свойствами: темпераментом, особенностями, связанными с полом и возрастом;
     2) второй уровень: личностные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления и др.), обусловлен и биологическими, и социальными факторами;
     3) третий уровень (обусловленный преимущественно социальными факторами): привычки, умения, навыкы и знания;
     4) четвертый уровень (социально обусловлен): убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания.
     15.2.2. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939).
     Его модель личности включает в себя: 1) Ид, 2) Эго и 3) супер – Эго.
     Ид (лат. id – оно) – бессознательная часть психики, совокупность инстинктивных влечений.
     Ид означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название «принцип удовольствия». 
     Принцип удовольствия (лат. principium – основа, начало) – господствующий принцип регуляции психической деятельности, в основе которого лежит изначально присущее человеческому организму бессознательное стремление к получению удовольствия и удовлетворения либо непосредственно, либо опосредованно. В качестве основной силы, противостоящей принцип удовольствия, Фрейд рассматривал принцип реальности.
     Ид подчиняется этому принципу удовольствия, невзирая на последствия для других и вопреки самосохранению. Ид не ведает страха или тревоги. Этот факт может представлять опасность для индивидуума и для общества.
     Эго (от лат. «я») – это часть психики, ответственная за принятие решений.
     Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до момента, когда будет найдена возможность достигнуть разрядки подходящим способом. Принцип реальности вносит в поведение человека меру разумности.
     Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм, совместимых с теми, которые приняты в его окружении. Все это приобретается посредством формирования супер – Эго (от лат. «сверх – Я»).
     Фрейд разделил супер – Эго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал.
     Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект супер-Эго – это Эго-идеал. Он формируется из того, что окружающие одобряют или высоко ценят в человеке; он ведет индивидуума к выбору для себя высоких стандартов, которым следует соответствовать. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими академическими достижениями.
     Защитные механизмы (по Фрейду).
     Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.п.). Но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может мешать личностному росту, поведение человека становится труднопредсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т.е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми «псевдопроблемами». 
     1) подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его «нельзя» удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.); 
     2) отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» – человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях; 
     3) рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний; 
     4) инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);
     5) проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т.е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «некоторые евреи – обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю»; 
     6) изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»; 
     7) регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).
     15.2.3. Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу (1908 – 1970).
     Маслоу считал, что люди обладают унаследованной психологической структурой потребностей, склонностей и способностей, обычно направленных на благо общества. Это резко отличалось от взглядов Фрейда, согласно которым человеческие влечения и потребности считаются антиобщественными по своей сути и требуют «обуздания» в процессе социализации.
     Маслоу считал, что для здорового развития необходима реализация наших способностей, а симптомы психических расстройств являются результатом торможения или подавления этих способностей. Некоторые полагают, что несмотря на внешнюю привлекательность, доводы Маслоу лишены научной достоверности и не подкреплены доказательствами. Сам Маслоу говорил, что хотя его теорию нельзя считать успешной в экспериментальном смысле, она хорошо согласуется с личным опытом многих людей и позволяет им обрести смысл в жизни.
     15.3. Социализация индивида.
     15.3.1. Социализация – 1) процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением. 
     Социализация – процесс, в ходе которого младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился.  
     15.3.2. Чем первичная социализация отличается от вторичной?
     Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную – те, кто связан формально – деловыми отношениями.
     15.3.3. Факторы социализации.
     Огромное количество разнообразных условий действующих на человека условия принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены. Об одних факторах известно довольно много, о других – мало, о третьих – совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
     1) Мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. 
     2) Макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
     3) Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. 
     4) Микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум. 
     15.3.4. Агенты социализации (люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей): семья, группа сверстников, школа и другие образовательные учреждения, общественные организации, средства массовой информации. Агентов социализации так же много, как групп и социальных ситуаций, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. 
     !!! В узком смысле агенты социализации – это конкретные люди, отвечающие за обучение других людей культурным нормам, оказание им помощи в освоении социальных ролей. 
     Агенты первичной социализации: родители, родственники, учителя (ближайшее окружение человека).
     Дети джунглей (Маугли, феральные люди) (лат. feralis – дикий) – человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения.
     Воспитанные животными дети проявляют (в пределах физических возможностей человека) поведение, свойственное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком.
     Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще. Те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы.
     Агенты вторичной социализации: сотрудники вузов, предприятий, журналисты, телеведущие. В этом смысле институтами социализации являются социальные учреждения: 1) первичные (семья, школа, группа сверстников), 2) вторичные (армия, производство). 
     Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну – две функции. Агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, друга.
     Функции агентов и институтов социализации: 1) обучение культурным нормам и образцам поведения; 2) контроль за полнотой усвоения этих норм и образцов поведения через поощрение или наказание.
     15.3.5. Средства, методы, механизмы социализации.
     Методы социализации отличаются по степени целенаправленности, организованности, по методам контроля.
     Каждое общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) вырабатывает в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций – способов внушений и убеждений, предписаний и запретов, мер принуждения и давления, вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих мер и способов поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями. 
     !!! Агенты + факторы = механизмы социализации
     1) Социально-психологические механизмы.
     Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.
     Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
     Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
     Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.      
     Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. 
     2) Социально-педагогические механизмы социализации:
     Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).  
     
Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации. 
     
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.
     15.3.6. Стадии социализации
     Версия №1: первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем. 
     Версия №2:
     1) первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода, когда ребёнок усваивает социальный опыт критически, приспосабливается, подражает окружающим);
     2) стадия индивидуализации (у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения);
     3) стадия интеграции проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. Если же социум отторгает человека, то возможен один из следующих вариантов: а) сохранение непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом; б) изменение себя («стать как все»); в) внешнее соглашательство, адаптация;
     4) трудовая стадия (период зрелости, трудовой деятельности, когда человек усваивает социальный опыт);
     5) послетрудовая стадия (пожилой возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям). 
     Версия №3: Эрик Эриксон (1902 – 1982): жизненный цикл личности включает в себя восемь фаз (и соответственно восемь психосоциальных кризисов), каждая из которых имеет свою специфическую цель и может завершиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития:
     1) младенчество (цель – выработка бессознательного чувства «базового доверия» к внешнему миру, неудача => чувство «базового недоверия», замкнутость);
     2) раннее детство (цель – чувство автономии и личной ценности, неудача => стыд, неуверенность и сомнение);
     3) игровой возраст (цель – чувство инициативы, неудача => чувство вины);
     4) школьный возраст (цель – чувство предприимчивости и эффективности, неудача => чувство неполноценности);
     5) юность (цель – чувство индивидуальности, неудача => ролевая и личностная неопределён-ность);
     6) молодость (цель – потребность и способность к интимной психологической близости с другим человеком, неудача => изоляция и одиночество);
     7) взрослость (цель – творчество и чувство продуктивности, полезности, неудача => чувство стагнации, застоя);
     8) зрелый возраст или старость (цель – чувство полноты жизни, исполненного долга, неудача => отчаяние и разочарование). 
     15.3.7. В каких сферах происходит социализация?
     Расширение и углубление социализации происходит в трёх основных сферах:
     1) деятельности (расширение видов социализации, ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, её осмысление и т.д.),
     2) общения (обогащение круга общения человека, развитие навыков общения);
     3) самосознания (формирование образа собственного «Я» = Я-концепция, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки).
     Я - концепция – система представлений человека о самом себе.
     15.3.8. Чем социализация отличается от воспитания
     Социализация представляет собой процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Воспитание представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека, которое призвано помочь ему овладеть социально-культурным опытом человечества. В широком смысле воспитание обычно рассматривается как разностороннее воздействие общества на личность. В таком понимании воспитание близко к социализации. Однако два этих понятия нельзя рассматривать как синонимы. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с социальной средой. В ходе социализации человек естественным образом усваивает социальный опыт, модели ролевого поведения, основанные на имеющихся в обществе нормах. 
     Воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на человека. В узком, специальном смысле воспитание означает целенаправленно организованную деятельность по формированию определённых качеств личности (воспитание мировоззрения, нравственной культуры, эстетического вкуса). 
     Воспитание может рассматриваться как механизм управления процессом социализации. 
     15.4. Инкультурация
     Помимо цели актуальной коммуникации – организации текущего взаимодействия лю-дей в обществе, важнейшей целью и смыслом общения является приобщение человека к национальной и мировой культуре. Для обозначения процесса приобщения к культуре используется понятие «инкультурация» (введение в культуру). 
     15.4.1. Инкультурация – это более объёмное, чем социализация, понятие, означающее приобщение человека к национальной и мировой культуре «вглубь», усвоение им жизненного опыта предшествующих поколений, умение использовать в своей жизни достижения культуры прошлого. Качество или степень этого процесса выражают уровни инкультурации. 
     15.4.2. Уровни инкультурации (приобщения личности к культуре): 1) актуальный; 2) поколенный; 3) родовой. 
     Актуальная инкультурация – это, по существу, социализация, т.е. приобщение к культуре современного общества. 
     Поколенная инкультурация – освоение опыта жизни ряда предшествующих поколений – одного, двух, трёх и т. д. 
     Родовая инкультурация – приобщение личности к основному содержанию всей своей национальной культуры и культуры человечества – от происхождения общества до сегодняшнего дня. 
     15.4.3. Типы инкультурации: 1) региональная; 2) этническая; 3) национальная.
     Тип инкультурации указывает на то, какая общность людей является основным источником усваиваемых человеком знаний. Важнейшее значение для развития личности имеет национальная инкультурация.  
     Инкультурация – приобщение человека к национальной и мировой культуре «вглубь», усвоение им жизненного опыта предшествующих поколений, умение использовать в своей жизни достижения культуры прошлого. Чем вы более приобщаетесь к культуре и чем лучше подготовлены к жизни в современном обществе, тем больше возможностей для творчества и самореализации откроется перед вами. Надо стремиться к тому, чтобы ваша самореализация затрагивала все стороны вашего существа, чтобы вы развивали и совершенствовали в лучшую сторону и тело, и душу, и дух.
     Антон Павлович Чехов (1860-1904): «Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благород-ную роль, хочется делать историю, чтобы будущие поколения не имели права сказать про каждого из нас: то было ничтожество или ещё хуже того». 
     15.5. Самореализация (самоактуализация) – 1) процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих талантов, способностей, возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности; 2) мотив для наиболее полного осуществления личностных возможностей; 3) завершающая стадия развития личности (Маслоу). 
     Абрахам Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Когда человек удовлетворяет все основные потребности, он может подняться на более высокий уровень осознания. На этом уровне человек стоит над проблемами окружающего мира, а не борется с ними. Люди, достигшие самоактуализации, принимают себя вместе со своими недостатками и ограничениями и испытывают потребность к творчеству во всех аспектах своей жизни. Первым этапом самореализации личности является социализация. Социализация дополняется приобщением к культуре «вглубь», в результате чего личность получает способность плодотворно выражать себя в творчестве. 
     Самореализация = социализация + инкультурация + творчество
     Задатки – врождённые анатомо-физиологические особенности мозга, органов чувств, двигательного аппарата, функциональные особенности организма, лежащие в основе развития способностей. Природные задатки развиваются в способности только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребёнка со взрослыми. С помощью подражания, учения и обучения из задатков развиваются личные способности человека. В то же время не развитые вовремя задатки исчезают. Поэтому можно считать, что существуют два фактора развития способностей – наследственность и воспитание.  
     Способности – свойства личности, благоприятствующие успешному выполнению какой-либо деятельности. Различают общие (элементарные) способности, которые проявляют себя в различных видах деятельности (внимательность, память, работоспособность, аккуратность, способность быстрого счёта) и специальные (сложные) – способности к определённым видам деятельности (математические, артистические, музыкальные, лингвистические). Сложные способности всегда являются комбинациями элементарных, но отнюдь не сводятся к простой сумме последних: недостаточное развитие какой-либо элементарной способности, даже очень важной для данного вида деятельности, может компенсироваться сочетанием других способностей (например, можно иметь выдающиеся математические способности, не обладая при этом способностью быстрого счёта).
     Одарённость – способности, обеспечивающие особо успешную деятельность. 
     Талант – уровень способностей, позволяющих в некоторой сфере деятельности получать принципиально новые и оригинальные творческие результаты. 
     Гениальность – высшая степень творческой одарённости. Гения от таланта отличает не столько уровень способностей, сколько величие его деяний. Гения делает гением не просто его дар, но историческая эпоха, которая порождает общественную потребность в решении задач большого масштаба и создаёт условия для их решения. Гений – тот, кто первым понял такие задачи и смог их решить. Поэтому гений – это явление не столько психологическое, сколько социокультурное. 
     15.6. Цель и смысл жизни
     Субъективная сторона вопроса: зачем, ради чего живёт человек? – не имеет однозначного решения, каждый решает его индивидуально, в зависимости от традиций, культуры, мировоззрения, а иногда от конкретных жизненных обстоятельств. Но каждый человек – частица человеческого рода. Осознание единства человека и человечества со всем живым на планете, с её биосферой и с возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное значение и делает проблему смысла жизни объективной, т.е. не зависящей от человека. 
     В истории философии можно выделить два подхода к проблеме смысла жизни
     1) В первом случае смысл жизни связывается с условиями земного существования человека. 
     2) В другом – с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна. 
     Аристотель отмечал, что одним счастьем кажется добродетель, другим – рассудительность, третьим – мудрость. При этом каждый стремится именно к счастью. 
     Философия Возрождения видела смысл жизни в самореализации человеческой личности.
     Классическая немецкая философия (Кант, Гегель) связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием духа.
     Русский философ Семён Франк (1877 – 1950): «Смысл есть разумное осуществление жизни, а не ход звёздных часов, смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин нашего "я”, а наше "я” немыслимо вне свободы, ибо свобода… требует возможности нашей собственной инициативы». 
     Эрих Фромм (1900 – 1980) полагал, что одни люди ориентированы на «обладание» и для них смысл жизни – иметь, брать. Смысл жизни других – в «бытии», им важно любить, творить, отдавать, жертвовать собой. 
     Быть или иметь – противопоставление в психологии Эриха Фромма: быть – значит быть личностью, а не индивидуалистом, стремящимся иметь все больше и больше, т.е. присваивать себе ради эгоистического обладания. Быть – значит отказаться от своего себялюбия или, пользуясь выражением мистиков, стать незаполненным, нищим, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой в любви, восхищении и радости. Подлинно быть (человеком) – значит быть перед лицом Бога.
     Виктор Франкл. «Человек в поисках смысла»: 
     «…человек может найти смысл жизни в издании творческого продукта, или совершении дела, или в переживании добра, истины и красоты, в переживании природы и культуры; или - последнее по порядку, но не по значению – во встрече с другим уникальным человеком, с самой его уникальностью, иными словами – в любви. Однако наиболее благороден и возвышен смысл жизни для тех людей, кто, будучи лишен возможности найти смысл в деле, творении или любви, посредством самого отношения к своему тяжелому положению, которое они выбирают, поднимаются над ним и перерастают собственные пределы. Значима позиция, которую они выбирают, - позиция, которая позволяет превратить тяжелое положение в достижение, триумф и героизм.
     Если говорить в этом контексте о ценностях, можно разделить их на три основные группы. Я называю их 1) ценностями творчества, 2) ценностями переживания и 3) ценностями отношения. Этот ряд отражает три основных пути, какими человек может найти смысл в жизни. Первый – это что он дает миру в своих творениях; второй – это что он берет от мира в своих встречах и переживаниях; третий – это позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению в том случае, если он не может изменить свою тяжелую судьбу. Вот почему жизнь никогда не перестает иметь смысл, потому что даже человек, который лишен ценностей творчества и переживания, все еще имеет смысл своей жизни, ждущий осуществления,- смысл, содержащийся в праве пройти через страдание, не сгибаясь».

Copyright MyCorp © 2017