Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - Социальные группы.
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 20.08.2017, 20:24
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Социальные группы.

     3. Социальные группы. Богбаз10, §14, 151 – 153; Богпроф10, §34, 352 – 355.
     
3.1. Что такое социальная группа?
     3.2. Классификация социальных групп. Классы.
     3.3. Малая группа.


     3.1. Что такое социальная группа
? Социальная группа и социальная общность.
     Одни социологи рассматривают социальную общность как большую массовую социальную группу; другие определяют социальную группу как малую социальную общность. 
     Возможные значения понятия социальной группы:
     1) в самом широком смысле понятие социальной группы охватывает любое социальное объединение – от семьи и группы сверстников до общества данной страны и даже всего человечества;
     2) в более узком смысле оно обозначает многочисленное объединение людей;
     3) сравнительно небольшая совокупность людей, взаимодействующих между собой на ос-нове разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.  
     Социальные группы отличаются большой устойчивостью, высокой степенью однородности и сплочённости, а также тем, что могут входить в более широкие социальные образования в качестве элементов.
     Массовые социальные общности обычно характеризуются бесструктурностью и расплывчатостью состава, организационной аморфностью, недостаточной определённостью границ.  
     Социальная группа (социальная общность?) – одна из основных форм объединения людей, целью которого является удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных, солидарных и скоординированных действий. 
     3.2. Классификация социальных групп.
     3.2.1. по численности: большие и малые; 
     3.2.2. по характеру взаимодействия: первичные и вторичные; 
     3.3.3. по способу организации и регулирования взаимодействия: формальные и неформальные; 
     3.3.4. по количеству ценностей, вокруг которых они объединены: односторонние и многосторонние;
     3.3.5. Условные, номинальные (объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом) и реальные (действительно существующие объединения людей, связанных между собой определёнными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему).
     Референтная группа (от англ. refer – относиться) – социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует. При этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе; ведущим признаком референтной группы может выступать экономические, политические, культурные или профессиональные атрибуты.  
Каждую социальную группу характеризуют определённые связи и общие социально значимые признаки: национальность, доход, власть, образование, профессия, место жительства, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни и пр.
     В малых группах общественные отношения осуществляются путём непосредственных контактов их членов. Такие группы более спаяны и действенны. В больших группах отношения между членами складываются вокруг тех или иных общественных ценностей (норм, традиций, догм и постулатов), при этом члены могут и не знать о существовании друг друга. 
     Первичные группы (семья, группа друзей) воздействуют на многие аспекты нашей жизни и приводят нас к личным и близким связям с другими людьми. Вторичная группа представляет собой некоторое число людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения имеют по большей части обезличенный характер. 
     Группы, деятельность которых официально признана соответствующими институтами общества и оформлена в них должным образом, называются формальными. Группы, деятельность и нормы поведения которых официально не регламентированы, считаются неформальными.  
     Общественный класс, являясь более устойчивой общностью, объединённой рядом признаков фундаментального порядка, - категория социально-историческая, преходящая. Группы и слои же, порождаемые естественно – исторической дифференциацией сфер и видов человеческой деятельности, - постоянны и являются элементами любого общества как системы.  
     Из устойчивой социальной структуры выпадают две группы населения: люмпены и маргиналы. К люмпенам (от нем. Lumpen – «лохмотья») относят людей, опустившихся на дно общественной жизни, - бродяг, нищих, бомжей. Увеличение численности этой группы (люмпе-низация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций. 
     Иное положение и другая социальная роль у маргинальных слоёв (от лат. marginalis – «находящийся на краю»). К ним относят группы занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации – массовая миграция из села в город. Бывшие сельские жители, потеряв связь с сельским укладом жизни, становятся людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения стремятся к твёрдому, установленному государством порядку, к «сильной руке». Нередко выходцы из маргинальных групп населения бывают наиболее предприимчивыми и успешными в профессиональной деятельности. 
     Часто наряду с социальными группами выделяют группы людей, объединённых природными признаками: расовой принадлежностью, полом, возрастом. Их называют иногда биосоциальными группами. 
     3.3. Малая группа. Человек в группе.
     Малая группа – малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, на основе чего возникают как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения.
     Родовым признаком малой группы является принадлежность к социальным группам, видовым – непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Минимальный размер малой группы – два человека, максимальный – несколько десятков человек. По данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5-7 человек.
     Положение человека в малой группе называется статусом. В разных группах (семья, трудовой коллектив) один и тот же человек имеет разный статус, разное положение – оно зависит от содержания деятельности группы и характеризуется авторитетом и престижем.
     В группе человек всегда играет какую-либо роль – роль члена семьи, роль работника, роль ученика и т.д. Наиболее важной является роль лидера.
     Через групповые нормы, ценности, определённые правила складываются основы совместной деятельности. Эти нормы обязательно принимаются и признаются всеми членами группы.  
     Группа оказывает определённое давление на индивида.
     Способы реагирования человека на давление группы:
     1) внушаемость – бессознательное принятие линии поведения, мнения группы;
     2) конформизм или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии);
     3) активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы), нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов);
     4) нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов).
     Классические исследования конформизма:
     1) эксперименты Шерифа (1937).
     Вы сидите в тёмной комнате, и в 4,5 метрах от вас появляется светящаяся точка. Сначала решительно ничего не происходит. Затем она передвигается в течение нескольких секунд, после чего исчезает. А вам нужно ответить на вопрос, на какое расстояние она сместилась. В комнате темно, и у вас нет никакой «точки отсчёта», которая помогла бы вам определить его. И вы начинаете гадать: «Может быть, сантиметров на 15». Экспериментатор повторяет процедуру, и на этот раз на тот же самый вопрос вы отвечаете по-другому: «25 сантиметров». Все ваши последующие ответы колеблются вокруг цифры «20».
     На следующий день, вернувшись в лабораторию, вы оказываетесь в обществе ещё двух испытуемых, которые накануне, как и вы наблюдали за светящейся точкой поодиночке. Когда заканчивается первая процедура, ваши товарищи, предлагают свои ответы, исходя из уже имеющегося у них опыта. «2,5 сантиметра» - говорит первый. «5 сантиметров», - говорит второй. Несколько растерявшись, вы тем не менее говорите: «15 сантиметров».
     Если процедура будет повторяться в том же составе и в течение этого дня, и в течение двух последующих дней, изменится ли ваш ответ? Ответы участников эксперимента Шерифа, студентов Колумбийского университета, изменились весьма существенно. Обычно складывалась некая групповая норма. Она не соответствовала действительности. Почему? Потому что световая точка вообще не двигалась! Эксперименты Шерифа были основаны на иллюзии восприятия, известной под названием «автокинетическое движение».
     2) эксперименты Аша (1955).
     В начале 80-х гг. английские исследователи С. Перрин и К. Спенсер решили перепроверить данные Аша, до мельчайших подробностей повторив его эксперимент. Современные британские студенты, в основном выходцы из среднего класса, проявили полное отсутствие конформизма. Они оказались невосприимчивы к групповому давлению. Две другие группы испытуемых, а именно британские студенты, состоящие на учёте в полиции, и молодые безработные – выходцы из Латинской Америки, проживающие в Англии, показали старый уровень конформизма, такой же, как в первоначальных экспериментах Аша.
     Основной вывод авторов: конформизм вовсе не универсальная черта всех людей, а, скорее, отражение состояния американского общества начала 50-х гг.  



Copyright MyCorp © 2017