Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - Социология1
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 20.08.2017, 20:09
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Социология1

     1. Социальные взаимодействия и общественные отношения. 
     1.1. Социальные связи
     1.1.1. Социальная связь – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. 
     1.1.2. Из каких элементов состоит социальная связь?
     1) Субъекты связи (два и более людей); 2) предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); 3) механизм регулирования взаимоотношений.
     1.1.3. Виды социальных связей.
     1) Социальный контакт – это первый шаг к установлению социальных отношений, соучастие, но ещё не взаимодействие. 
     2) Социальное взаимодействие – это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. 
     Уровни взаимодействия: 1) межличностные взаимодействия; 2) личностно-групповые; 3) межгрупповые.  
     3) Социальные отношения – устойчивая система социальных взаимодействий.  
     Социальные отношения развиваются в двух направлениях: 1) усиление связей, партнёрских отношений или 2) обособление и даже противостояние.
     1.2. Формы социальных взаимодействий
     1.2.1. Сотрудничество (деловое партнёрство, дружба, политический союз, сотрудничество между фирмами); 
     1.2.2. Соперничество (стремление сторон превзойти друг друга, добиться определённого успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон: власть, голоса избирателей, любовь, территория): 1) конкуренция; 2) конфликт.
     
     2. Социальная стратификация и мобильность. 
     2.1. Социальная стратификация и социальная дифференциация
     2.1.1. Чем социальная дифференциация отличается от социальной стратификации?
     Социальная дифференциация – разделение общества на группы.
     Социальная стратификация (социальное неравенство) – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
     Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам.
     Страта (лат. stratum – слой, пласт) – общественный слой, группа людей, объединенных каким-либо социальным признаком (имущественным, профессиональным, должностным и т. д.). 
     Слоистое, многоуровневое общество можно сравнить с геологическими наслоениями. По сравнению с геологическим расслоением социальная стратификация имеет два отличия:
     1) стратификация представляет собой расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои;
     2) верхние слои значительно меньше по количеству входящих их членов общества.
     Чем класс отличается от страты?
     Социальный класс – 1) крупная социальная страта, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем; 2) большая группа людей, имеющих одинаковый социально-экономический статус в системе социальной стратификации.
     2.1.2. Формы социальной стратификации:
     1) экономическая, 2) политическая, 3) профессиональная. 
     2.1.3. Люмпены и маргиналы.
     Эти две группы населения выпадают из устойчивой социальной структуры общества.
     Люмпен – деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые нерассуждающе повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью. 
     Маргинал - человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы. 
     Употребляется как негативная оценка по отношению к люмпенам, изгоям и другим, а также в позитивном смысле – по отношению к людям, творчески преодолевающим стереотипы, устоявшиеся принципы деятельности.
     2.1.4. Фигуры неравенства (профиль стратификации):
     1) пирамида; 2) ромб.
     Ширина фигуры по горизонтали означает количество людей с данным размером дохода. В пирамидальной структуре существует громадное большинство бедного населения и маленькая кучка олигархов. В ромбовидной структуре велика доля среднего класса. 
     Средний класс – совокупность социальных слоев населения, занимающих в стратификационной системе общества промежуточное положение между низшим классом (бедными) и высшим классом (богатыми). В развитых странах средний класс составляет наиболее многочисленную группу населения.
     Функциями среднего класса традиционно считаются стабилизация общества и воспроизводство квалифицированной рабочей силы.
     2.2. Теории социальной стратификации.
     2.2.1. Платон.
     Все граждане входят в один из трех классов – правителей, воинов и работников (земледельцев, ремесленников, врачей, актеров). Правители не должны владеть частной собственностью.
     2.2.2. Аристотель.
     Во всех государствах есть три элемента: один класс – очень богат; другой – очень беден; третий же – средний. Этот третий – наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать разумным правилам. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками. 
     2.2.3. Карл Маркс (1818 – 1883).
     Неравенство определяется разным отношением к собственности. 
     Социальная структура: 2 основных класса – пролетарии и буржуазия + остаточный класс – крестьянство. Один класс эксплуатирует другой – в результате между двумя классами возникает непримиримый конфликт, который можно преодолеть через социалистическую революцию, которая уничтожит частную собственность.
     2.2.4. Макс Вебер.
     Вебер рассматривал 1) собственность, 2) власть и 3) престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе любого общества. Различия в собственности порождают 1) экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают 2) политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или 3) страты.  
     2.2.5. Уорнер Уильям Ллойд (1898 – 1970). 
     Позиция в социальной структуре (статус) зависит от уровня образования, рода занятий, величины состояния и дохода. 
     1) Высший слой высшего класса.
     2) Низший слой высшего класса. 
     3) Высший слой среднего класса.
     4) Средний слой среднего класса.
     5) Низший слой среднего класса. 
     6) Высший слой низшего класса.
     7) Низший слой низшего класса.
     2.2.6. «Воротнички». 
     Белые воротнички – инженерно-технические работники и конторские служащие.
     Синие воротнички – рабочие, занятые физическим трудом.
     2.3. Системы социальной стратификации: типы стратификационных систем.
     Наиболее известными являются 1) кастовая, 2) рабовладельческая, 3) сословная и 4) классовая системы стратификации, которые отождествляются с историческими типами общественного устройства. Однако на самом деле более вероятным является предположение, что любое общество предполагает одновременно несколько разных стратификационных систем и множества их переходных форм, которые сосуществуют друг с другом: 
     2.4. Происхождение социального неравенства.
     2.4.1. Аристотель: социальное неравенство имеет естественное происхождение. 
     2.4.2. Частная собственность => социальное неравенство (Руссо, Маркс, Энгельс).
     2.4.3. Разделение труда => социальное неравенство (стратификация). 
     2.4.4. Существование сословий есть продукт исключительно войны и завоеваний, насилия и хитрости.
     2.5. Социальная стратификация в российском обществе.
     2.5.1. До 1917 года в России существовала сословная и классовая системы стратификации.
     2.5.2. Октябрьская революция 1917 года уничтожила частную собственность, большевики провозгласили курс на построение бесклассового коммунистического общества.
     1) Высший класс – партийно-государственной номенклатура;
     Номенклатура (лат. nomenclatura – перечень, роспись имен) – 1) перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждалось (в СССР и некоторых других странах) партийными органами. 
     2) Социальная прослойка – многочисленные слои, обслуживающие номенклатуру (средние руководители, секретари, журналисты, милиция, персонал спецполиклиник, водители персональных машин и т.д.); 
     3) Низший класс – рядовые рабочие, крестьяне, интеллигенция.
     2.5.3. В России сосуществуют три самостоятельные системы стратификации: этакратическая, классовая и социально-профессиональная.
     «Старые русские» - условное обозначение той части населения современной России, которая сохранила верность традиционным национальным ценностям (коллективизм, социальная справедливость, патриотизм и др.), но оказалась неспособной вести эффективную борьбу за свои идеалы.
     «Новые русские» - возрождающийся класс собственников в России с конца XX в.
     «Новейшие русские» - условное обозначение той части населения России, которая сохраняет верность традиционным национальным ценностям, осознает необходимость перемен в жизни страны и обладает способностью вести активную и эффективную борьбу за свои идеалы.
     2.6. Социальная мобильность.
     Социальная мобильность – переход людей из одних общественных групп в другие. 
     2.6.1. Виды
     1) межпоколенная (дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую позицию, чем их родители);
     2) внутрипоколенная (один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции).
     2.6.2. Типы
     1) вертикальная (перемещение из одной страты в другую) и 2) горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне); 
     1) групповая и 2) индивидуальная мобильность.
     2.6.3. Социальные лифты.
     Социальный лифт – условное наименование совокупности факторов, оказывающих определяющее влияние на вертикальную социальную мобильность.
     «Социальные лифты»: 
     1) кризисное общество (революции, войны, завоевания); 
     2) нормальное общество (армия, церковь, семья, брак, школа, собственность). 
     2.6.4. Социальные фильтры.
     Социальные фильтры – механизмы, контролирующие процесс вертикальной циркуляции, мобильности.  
     Социальные фильтры: 1) цензы; 2) квоты; 3) экзамены; 4) аттестация; 5) штрафы; 6) ранги; 7) льготы; 8) привилегии.
     
     3. Социальные группы. 
     3.1. Что такое социальная группа
     Социальные группы отличаются большой устойчивостью, высокой степенью однородности и сплочённости, а также тем, что могут входить в более широкие социальные образования в качестве элементов.
     Массовые социальные общности обычно характеризуются бесструктурностью и расплывчатостью состава, организационной аморфностью, недостаточной определённостью границ.  
     Социальная группа – одна из основных форм объединения людей, целью которого является удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных, солидарных и скоординированных действий. 
      3.2. Классификация социальных групп.
     по численности: большие и малые; 
     по характеру взаимодействия: первичные и вторичные; 
     по способу организации и регулирования взаимодействия: формальные и неформальные; 
     по количеству ценностей, вокруг которых они объединены: односторонние и многосторонние;
   условные, номинальные (объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом) и реальные (действительно существующие объединения людей, связанных между собой определёнными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему).
     3.3. Малая группа. Человек в группе.
     Малая группа – малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в !!! непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, на основе чего возникают как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения.
     Группа оказывает определённое давление на индивида.
     Способы реагирования человека на давление группы:
     1) внушаемость – бессознательное принятие линии поведения, мнения группы;
     2) конформизм или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии);
     3) активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы), нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов);
     4) нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов).
     
     4. Молодёжь как социальная группа. 
     4.1. Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.
     Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития. Почему?
     1) Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.
     2) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования.
     3) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура. 
     Завершение молодёжного возраста связано с: окончание обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей.
     Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.
     4.2. Молодёжная субкультура.
     4.2.1. Субкультура и контркультура
     Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.
     Контркультура – специфический вид субкультуры, который направлено против отдельных ценностей традиционной культуры.
     Основные черты молодёжной субкультуры:
     1) вызов ценностям взрослых;
     2) включение в группы сверстников;
     3) своеобразие вкусов;
     4) культура досуга, а не работы.  
     5) особая эмоциональная восприимчивость;
     6) стремление идти на риск;
     7) высокая степень мобильности;
     8) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;
     9) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей;
     10) ощущение зависимости от третьих лиц;
     11) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;
     12) стремление к идеалу.
     4.2.2. Классификация молодёжных субкультур.
     По социально-правовому признаку:
     1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды);
     2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты); 
     3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
     4.3. Трудности социализации в молодёжном возрасте связаны с
     1) несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом; 
     2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, связанных с психофизиологическим повзрослением; 
     3) противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
     4.4. Социальные роли в юношеском возрасте: сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка, ученик/ученица, участник спортивной секции, работник, семьянин.
     
     5. Этнические общности. 
     5.1. Что такое этнос
     5.1.1. Этнос – 1) исторически сложившаяся общность людей с общей культурой, языком и самосознанием; 2) большая группа людей, обладающая общностью культуры, языка, исторической судьбы.
     5.1.2. Формы этнических общностей: род, племя, народность, нация. 
     Народ – обозначение всех исторических типов этнических общностей: племён, народностей, наций. 
     Народ = этнос.  
     1) Род – коллектив кровных родственников (20 – 30 человек), ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. 
     2) Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры и сознанием общего происхождения.
     3) Народность – возникает при разложении первобытнообщинного строя на основе союзов племён и предшествует нации. В отличие от племени в народности преобладают не кровнородственные, а территориальные и культурно-языковые связи.  
     4) Нация – исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического (национального) самосознания, национального менталитета (особое восприятие окружающего мира, особые поведенческие нормы), особые антропологические признаки (преобладающий цвет глаз, волос, темперамент, форма черепа). 
     Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. 
     5.1.3. Нация как 1) согражданство и 2)этнос
     1) Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющаяся в общегражданском сознании и самосознании.  
     2) Нация – исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического (национального) самосознания, национального менталитета (особое восприятие окружающего мира, особые поведенческие нормы), особые антропологические признаки (преобладающий цвет глаз, волос, темперамент, форма черепа).
     !!! В первой интерпретации нация означает согражданство, во второй – этнос
     5.1.4. Классификация этносов.  
     1) географическая: народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании. 
     2) языковая (12 языковых семей): 1. Афразийская (семито-хамитская); 2. Картвельская (грузинская); 3. Индоевропейская; 4. Дравидская; 5. Уральская; 6. Алтайская; 7. Сино-тибетская…  
     3) антропологическая: 1. Европеоиды; 2. Монголоиды; 3. Негроиды; 4. Австралоиды.
     Физические отличия по цвету кожи и другим антропологическим признакам (форма черепа, цвет глаз) называют расовыми различиями.
     
     6. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
     6.1. Межэтнические (межнациональные) отношения.
     Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
     Уровни межэтнических взаимоотношений: 1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни; 2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.
     6.2. Основные тенденции этнических процессов современности.
     6.2.1. Интеграция.  
     1) В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз). Европейский союз образован в 1993 году и включает на данный момент 27 стран.
     2) Другой путь межнациональной интеграции осуществлялся в США (стратегия «плавильного котла»).
     «Плавильный котёл» - концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный «плавильный котел» (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев.
     Ассимиляция – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.
     6.2.2. Этническая дифференциация и межнациональные конфликты.
     С другой стороны, растёт стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация).
     Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
     Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну.
     Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии. 
     Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации.
     Виды национализма: 1) этнический. 2) державно-государственный, 3) бытовой.  
     Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – крайняя, агрессивная форма национализма.
     Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.
     Геноцид – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид).
     Холокост (холокауст) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.
     6.3. Современные межнациональные и межэтнические конфликты.
     6.3.1. Чем отличаются межнациональные конфликты от межэтнических?
     Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами.
     Межэтнические конфликты возникают внутри государства.
     Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.
     6.3.2. Примеры:
     1) проблема франко-канадцев; 2) провинция Бретань во Франции; 3) Бельгия (фламандцы и валлоны); 4) Испания (проблема басков и каталонцев); 5) курды в Турции и Ираке.
     2) Межэтнические конфликты на территории России: Чечня, осетино – ингушский конфликт.  
     6.3.3. Причины межнациональных конфликтов:
     1) разрыв в социально-экономическом развитии;
     2) непродуманная национальная политика;
     3) колониальное (историческое) наследие.
     6.3.4. Типы межнациональных конфликтов:
     1) государственно – правовой (сепаратизм); 2) этнотерриториальный; 3) этнодемографический (угроза ассимиляции); 4) социально – психологический (переселенцы и местное население).
     6.3.5. Способы разрешения:
     1) выработка уважения к национальным особенностям всех этнических групп (развитие толерантности, терпимости);
     2) продуманная национальная политика (помощь в экономическом и социальном развитии национальных меньшинств);
     3) создание эффективных международных органов;
     4) предоставление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам.  
     
     7. Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ. 
     7.1. 1993 - Конституция РФ
     1) ст. 2, 19: гарантирует права и свободы человека независимо от национальности, их равенство, понимание, соблюдение и защиту; 
     2) ст. 26: каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества; 
     3) ст. 68: на всей территории РФ государственный язык – русский; республики вправе устанавливать свои государственный языки, употребляемые наряду с русским; 
     4) ст. 13, 29: запрещаются действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства.  
     7.2. 1996 – «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации».
     7.2.1. Задачи национальной политики: 1) обеспечить развитие культурной самобытности каждого народа; 2) сохранить исторически сложившуюся целостность Российского государства.
     7.2.2. Основные принципы национальной политики: 1) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка; 2) запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; !!! 3) сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации; 4) равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; 5) гарантия прав коренных малочисленных народов; 6) право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения; 7) содействие развитию национальных культур и языков народов РФ; 8) своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; 9) запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; 10) защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах.
     
     8. Социальный конфликт.  
     8.1. Социальный конфликт – спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами; 2) особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов.
     8.2. Структура социального конфликта.
     8.2.1. Объект конфликта: дефицитный ресурс (или контроль над таким ресурсом).
     8.2.2. Субъекты (участники) конфликта: 1) оппоненты, или противоборствующие стороны; 2) вовлечённые группы; 3) заинтересованные группы (косвенно влияют на ход конфликта).
     8.3. Стадии конфликта:
     1) предконфликтная стадия (противоречия накапливаются);
     2) конфликтная стадия (столкновение сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон);
     3) послеконфликтная стадия (принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоящими сторонами).
     8.4. Виды конфликтов:
     8.4.1. по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;
     8.4.2. по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;
     8.4.3. по форме: внутренние и внешние;
     8.4.4. по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;
     8.4.5. по объёму, масштабу: глобальные, локальные, региональные, групповые и личностные;
     8.4.6. по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;
     8.4.7. по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;
     8.4.8. по сферам общественной жизни: экономические, политические, межэтнические, семейно-бытовые, культурные и социальные (в узком смысле).
     8.5. Способы урегулирования конфликта:
     1) подавление конфликта (ликвидация оппонента) увеличивает их потенциальную «злокачественность»;
     2) метод отмены конфликта («единство народа», «бесклассовое общество»);
     3) переговоры;
     4) посредничество (посредник выполняет только консультативные и примиряющие функции);
     5) арбитраж (обращение субъектов конфликта к судебной инстанции, решения которой носят для всех участников уже обязательный характер);
     6) любовь.
     8.6. Последствия конфликта:
     1) дезинтегративные (ожесточение, разрушение нормальных партнёрских отношений);
     2) интегративные (разрешение проблемы, усиление сплочённости группы, чёткое осознание своих интересов) => парадокс Зиммеля.
     
     9. Виды социальных норм. 
     9.1. Социальные ценности.
     9.1.1. Ценности – то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. К примеру, оценивается как прекрасное или безобразное, истинное или ложное, доброе или злое и пр. 
     9.1.2. Чем социальные ценности отличаются от социальных норм?
     Норма – мера, образец, средняя величина чего-нибудь.
     Социальная норма – общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности. 
     Ценности как социальному регулятору свойственна высокая степень абстрактности, умозрительности. Ценность это мир внутренних устремлений, она лишь указывает на нечто желаемое.
     И если ценность даёт нам самое общее, абстрактное представление о желаемом, социальная норма достаточно жёстко определяет стандарт действия, регулирующий поведение людей в обществе.
     9.2. Классификация социальных норм.
     Социальные нормы подразделяются: 1) по способу установления; 2) по средствам охраны от нарушений; 3) по содержанию.  
     1) обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения; 
     2) правовые (закрепляются в законах и обеспечиваются силой государства); 
     3) моральные (обеспечиваются авторитетом общественного мнения);
     4) корпоративные нормы или нормы общественных объединений;
     5) религиозные (поддерживаются моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм);
     6) политические (законы, международные договоры); 
     7) эстетические; 
     8) правила этикета. 
     Этикет – установленный порядок поведения где-либо.


 


 











Copyright MyCorp © 2017