Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - Социология 2
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 29.06.2017, 12:08
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Социология 2


     10. Социальный контроль.
     10.1. Что такое социальный контроль?
     Социальный контроль – особый механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение системы ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.
     Социальный контроль = 1) нормы (предписания того, как надо правильно себя вести в обществе) + 2) санкции (средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы).
     Социальный контроль осуществляется государством, а также любой социальной группой (взаимный контроль участников какого-либо процесса, различные формы выражения общественного мнения, напр. моральное осуждение, отказ от контактов и др.).
     Санкция – 1) мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.
     10.2. Способы социального контроля:
     1) групповое общественное давление;
     2) принуждение;
     3) социализация.
     10.3. Типы санкций:
     10.3.1. формальные позитивные санкции (публичное одобрение со стороны официальных организаций);
     10.3.2. неформальные позитивные санкции (публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, слава, почёт);
     10.3.3. формальные негативные санкции (наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, штраф);
     10.3.4. неформальные негативные санкции (порицание, замечание, насмешка, пренебрежение).
     10.4. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля называют самоконтролем.
     Самоконтроль – это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов.
     Совесть – 1) проявление внутреннего контроля; 2) понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение.
 
     
     11. Свобода и ответственность. 
     11.1. Нужна ли человеку свобода?
     11.1.1. Что такое ответственность?
     Чувство ответственности, долга проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последст-вий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.
     Большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется. Так, человек в толпе способен на такие действия, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке. В такие моменты ослабляются внутренние ограничители, снижается беспокойство по поводу общественной оценки. Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает себя от деиндивидуализации, т. е. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием.
     11.1.2. Бегство от свободы
     В 1941 году в США вышла в свет книга Эриха Фромма (1900-1980) «Бегство от свободы».
     Как люди преодолевают состояние стресса, чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь – отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько способов, используемых (как сознательно, так и бессознательно) людьми, чтобы «убежать от свободы».
     Первый из них – 1) авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я». Например, в армии человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных.
     Второй способ бегства – 2) деструктивность. Человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других.
     Наконец, люди могут избавиться от одиночества, страха и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин 3) конформность Фромм применял к человеку, который становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято.
     11.2. К свободе через ответственность
     11.2.1. Позитивная свобода.
     В противовес перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.
     Фромм называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. 
     Спонтанность (спонтанный) – самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами.
     Спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам.      В своей книге «Искусство любви» Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности.
     11.3. Этика ответственности.
     Какое же общество может сделать человека свободным?
     Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным.
     Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным?
     В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере – разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали.
     Однако далеко не все принимают эту модель свободного общества. Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество.
     Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую.
     Определенную регулирующую роль должно выполнять и государство. Оно не только создает и поддерживает институты, гарантирующие свободу граждан, но должно проявлять заботу о более равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми. Идеал свободы должен быть дополнен идеалом социальной справедливости.
     Идеалы справедливости и свободы трудно согласовать друг с другом. Многочисленные попытки построить на земле царство свободы (научно-технический прогресс) и справедливости (социальные революции) оборачивались смертью и разрушением. Отсюда и возникло представление о том, что !!! на место этики свободы следует поставить этику ответственности.
     
     12. Отклоняющееся поведение и его типы.
     12.1. Отклоняющееся поведение.
     Девиантное, отклоняющееся поведение – поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения.  
     12.1.1. На одном полюсе девиантного поведения находятся лица, проявляющие максимально неодобряемое поведение: террористы, предатели, преступники. На другом – лица с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, учёные, писатели, художники.
     Девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.
     В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, т.е. не являются противоправными.
     12.1.2. Делинквентное поведение – антиобщественное !!! противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
     12.2. Формы девиантного поведения: уголовная преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройство, самоубийства.
     12.3. Виды отклонений:
     1) культурные и психические;
     2) индивидуальные и групповые отклонения;
     3) культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения.
     12.4. Типы девиантного поведения (Роберт Мертон).
     1) Конформность: соответствие культурным целям и средствам => конформизм – это единственный тип недевиантного поведения.
     2) Инновация: согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицание социально-одобряемых средств их достижения.
Инновация – нововведение.  
     3) Ритуализм: отрицание целей данной культуры, но принятие и использование традиционных, одобряемых обществом средств их достижения.
     4) Ретретизм: отрицание и целей, и социально одобряемых средств их достижения.
     5) Мятеж, бунт – форма поведения, не только отрицающая, но и стремящаяся заменить старые цели и средства, формирование новых целей и средств.
     12.5. Причины девиантного поведения.
     12.5.1. Причины культурно осуждаемых отклонений.
     1) Биологические объяснения.
     Чезаре Ломброзо (1835 – 1909): Станет человек преступником или нет – зависит только от врождённой предрасположенности, причём для каждого типа преступлений (убийства, изнасилования, хищения) характерны свои аномалии физиологии, психологии и анатомического строения.
     2) Психологические объяснения.
     Зигмунд Фрейд: любые поступки людей – это рвущиеся наружу бессознательные инстинкты или влечения. Когда контролирующий волевой фактор не способен подавить природ-ный инстинкт – возникает конфликт, выливающийся в преступление.
     Конрад Лоренц: источником агрессии является инстинкт борьбы за выживание.
     3) Социологические объяснения.
     Теории конфликта.
     Карл Маркс и Фридрих Энгельс существование преступности связывали с социальным неравенством капиталистического общества. С целью достижения равенства члены определённых групп населения становятся преступниками прежде всего с целью получения материальной выгоды.
     Теории социальной аномии.
     В нормальных условиях человек ощущает ограничения, накладываемое обществом и подчиняется его коллективному авторитету, его требования не превышают некоего социально-приемлемого уровня. Однако в случае, когда в обществе отсутствуют устоявшиеся пределы стремлений для отдельных его членов, как это бывает при различных общественных потрясениях, до прихода общества в равновесие ни один его член не знает точно, какие потребности окажутся чрезмерными, а какие нет. Это состояние Дюркгейм называет социальной аномией.
     Аномия – отсутствие или неэффективность, противоречивость правовых и нравственных норм, всеобщая апатия, разочарованность, массовое стремление к нетрудовому образу жизни (массовая аномия).
     4) Культурологические объяснения.
     Теория конфликта культур: совершение преступлений является одним из возможных результатов разрешения конфликта, возникающего вследствие того, что один и тот же человек входит в различные социальные группы с различным мировоззрением и стереотипами поведения (семья, коллеги по работе, национальные и этнические сообщества).
     Теория стигматизации: человек становится преступником не потому, что нарушает закон, а в результате «стигматизации», которая выражается в том, что государственные органы накладывают на него «клеймо», «ярлык» преступника, результатом чего является отторжение от общества, переход преступного поведения из случайного в привычное.
     12.5.2. Причины культурно одобряемых отклонений:
     1) сверхинтеллектуальность;
     2) особые склонности;
     3) сверхмотивация;
     4) личностные качества;
     5) счастливый случай.
     12.6. Преступность – совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний, за каждое из которых предусмотрена уголовная ответственность, а также массовое негативное социально-правовое явление, обладающее определенными закономерностями, количественными и качественными характеристиками.
     Особенность преступности: наличие определённого контингента лиц – преступников, для которых преступная деятельность стала профессиональной.
     12.6.1. Виды преступности.
     1) По сфере общественной жизни, в которой проявляется преступность и которой она наносит ущерб: организованная преступность, политическая преступность, экономическая преступность, таможенная преступность, государственная преступность, коррупция, компьютерная преступность, экологическая преступность, преступный оборот наркотиков;
     2) По субъекту (в зависимости от признаков личности преступника): преступность несовершеннолетних, преступность военнослужащих, женская преступность, преступность мигрантов, профессиональная преступность, рецидивная преступность;
     3) По характеристикам вины и преобладающей преступной мотивации: корыстная преступность, насильственная преступность, терроризм, неосторожная преступность.
     12.6.2. Особенности организованной преступной группы:
     1) два или более человек, которые объединились для совершения преступлений; 2) группа построена по принципу иерархии; 3) наличие материально-технической базы (денежные средства, транспорт, средства связи, вооружение); 4) каналы для «отмывания» денег; 5) коррупция, т.е. связь с представителями органов власти и управления; 6) раздел сфер влияния между отдельными группами либо по территориальному, либо по отраслевому признаку.  
     Опасность организованной преступности:
     1) для личности: подавление её прав и свобод актами насилиями и другими средствами («рэкет»), распространение влияния на профсоюзы, принуждение женщин и подростков заниматься проституцией.
     2) для общества: перехват прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества, проникновение в область законного предпринимательства, насаждение идеологии преступного мира.
     3) для государства: создание на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур, подготовка и финансирование прямых антиконституционных действий; проникновение в политические партии и государственный аппарат.
     
     13. Социальный статус.
     13.1. Социальный статус – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности. Любой человек занимает несколько позиций в обществе.
     Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
     Социальный набор (Роберт Мертон) = социальный статус + статусный набор.
     13.2. Виды (классификации) статусов:
     13.2.1. Статусы, определяемые положением индивида в группе:
     1) социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).
     Профессионально – должностной статус – социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.).
     2) Личный статус – положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.
     3) Главный статус – статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего – статус, связанный с работой, профессией, для женщин – домохозяйка, мать.
     13.2.2. Статусы, приобретаемые в силу наличия или отсутствия свободного выбора:
     1) Приписываемый статус (предписанный, приписываемый, прирождённый статус) – социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый, естественный статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).
     Естественный статус – существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.).
     Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (т.е. биологически унаследованный); (негр – прирожденный, характеризующий расу; мужчина – прирожденный, описывающий пол; русский – прирожденный, показывающий национальность).
     2) Достигаемый (приобретённый) статус – социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека желанию, свободного выбора либо приобретается благодаря удаче и везению.
     3) Смешанный статус обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека: инвалид, беженец, безработный, император, китаец американского происхождения.
     Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания.
     Звание академика поначалу является достигаемым, но позже оно превращается в приписываемый, т.к. считается пожизненным.
     13.3. Несовпадение статусов возникает: 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.  
     13.4. Элементы (компоненты) социального статуса:
     13.4.1. статусная роль – модель поведения, ориентированная на конкретный статус;
     13.4.2. статусные права и обязанности определяют то, что обладатель данного статуса может делать и что он должен делать;
     13.4.3. статусный диапазон – границы, в которых осуществляются статусные права и обязанности; свободная манера поведения, предполагающая варианты поведения в осуществлении статусной роли;
     13.4.4. статусные символы – внешние знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов: униформа, знаки отличия, стиль одежды, жилье, язык, жесты, манера поведения;
     13.4.5. статусный образ, имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься его права и обязанности;
     Имидж – распространенное или целенаправленно сформированное представление о характере того или иного объекта (человека, профессии, товара и т. д.).
     13.4.6. статусная идентификация – отождествление себя со своим статусом и статусным образом.
     13.4.7. статусное видение мира – особенности видения мира, социальные установки, сложившиеся в соответствии со статусом.
     13.5. Престиж и авторитет.
     Престиж – оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.
     Авторитет – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.  
     !!! Престижными могут быть профессия, должность, вил деятельности, авторитетным – вполне определённый, конкретный человек.
     
     14. Социальная роль. 
     14.1. Социальная роль – 1) ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус; 2) совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определённое положение (статус) в данном обществе.
     Ролевой набор – совокупность ролей, связанных с одним статусом. 
     Социальная роль = ролевые ожидания + ролевое поведение. 
     Ролевое поведение – фактическое поведение того, кто играет роль. 
     14.2. Классификация ролей
     14.2.1. постоянные и временные; 
     14.2.2. предписанные и достигнутые; 
     14.2.3. активные и латентные (скрытые, внешне не проявляющиеся); 
     14.3. Ролевые напряжения и ролевые конфликты.  
     Ролевое напряжение – это трудности при выполнении ролевых обязательств.
     Ролевой конфликт – 1) ситуация, в которой индивид, занимающий определённый статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями; 2) необходимость удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.
     Виды ролевых конфликтов:
     1) межролевой конфликт (например, женщина одновременно должна удовлетворять ролевые ожидания в качестве работника, жены и матери); 
     2) внутриролевой конфликт (например, учителя придерживаются определённого кодекса профессионального поведения, а родители выдвигают требования, несовместимые с этим кодексом; роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);
     3) личностно – ролевой конфликт – конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности). 
     14.4. Способы разрешения ролевых конфликтов:
     14.4.1. Рационализация ролей – бессознательный поиск отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли;
     14.4.2. Разделение ролей – временное «изъятие», «выключение» из сознания обязательств одной из ролей;
     14.4.3. Регулирование ролей – формальная процедура отказа от социальной ответственности за одну из ролей.
     14.5. Социальная адаптация.
     14.5.1. Социализация и адаптация.
     Социальная адаптация является частью социализации. И если социализация учит, то адаптация изменяет то, чему научили. Социальная адаптация – компонент социализации индивида.
     Социальная адаптация – процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.
     Общество навязывает индивиду социальную роль, но её принятие, исполнение или отвержение всегда носит личностный характер.  
     14.5.2. Уровни социальной адаптации: 1) общественный, 2) групповой, 3) индивидуальный.
     14.5.3. Типы социальной адаптации:
     Версия № 1: 1) «раки-отшельники» (люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе); 2) активное воздействие на социальную среду (человек в какой-то степени стремится изменить устоявшиеся нормы и ценности); 3) пассивное (конформное) восприятие целей и ценностей группы, окружения.
     Версия № 2
     1) внушаемость – бессознательное принятие линии поведения, мнения группы; 
     2) конформизм или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии);
     3) активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы);
     4) нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов).
     !!! Эксперименты Соломона Аша (конформизм в группах).
     14.6. Социальная адаптация в информационном обществе
     В современном информационном обществе инновационные процессы идут непрерывным потоком, что приводит к ускоренному обновлению и изменению не только условий жизни, но и к изменению нравственных ценностей и жизненных ориентиров людей. 
     Инновационные процессы не дают человеку возможности эффективно адаптироваться к новым явлениям. Этому препятствует так называемый «предел новизны», то есть граница определенного объема информации, которую любой индивидуум или группа могут освоить за короткий отрезок времени. Следовательно, возникает потенциальная возможность так называемого шока будущего, или инновационного шока.
     Шок будущего (futuroshok) переживают сегодня как отдельный человек, так и все человечество. 
     «Предел новизны» (Элвин Тоффлер) – объём новых факторов и идей, которые человек может усвоить за определенный период времени.
     
     15. Социализация индивида. 
     15.1. Индивид – человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, т. е. единичный представитель человеческого рода.
     Индивидуальность – совокупность черт, !!! отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности.
     Личность – 1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя.  
     Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
     15.2. Структура личности – специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.
     15.2.1. Многоуровневая модель личности:
     1) первый уровень (темперамент, особенности, связанные с полом и возрастом;
     2) второй уровень: личностные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления и др.);
     3) третий уровень (обусловлен преимущественно социальными факторами, состоит из привычек, умений, навыков и знаний личности);
     4) четвертый уровень: социально обусловлен (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания).
     15.2.2. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939).
     Его модель личности включает в себя: Ид, Эго и супер – Эго.
     Ид (лат. id – оно) – бессознательная часть психики, совокупность инстинктивных влечений.
     Эго (от лат. «я») – это часть психики, ответственная за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.
    Человек должен иметь систему ценностей, норм, совместимых с теми, которые приняты в его окружении. Все это приобретается посредством формирования супер – Эго (от лат. «сверх – Я»).
     15.3. Социализация индивида.
     15.3.1. Социализация – процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением. 
     Социализация – процесс, в ходе которого младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился.  
     15.3.2. Факторы социализации.
     1) Мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. 
     2) Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
     3) Мезафакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. 
     4) Микрофакторы – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум. 
     15.3.3. Агенты социализации (люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей): семья, группа сверстников, школа и другие образовательные учреждения, общественные организации, средства массовой информации. 
     !!! В узком смысле агенты социализации – это конкретные люди, отвечающие за обучение других людей культурным нормам, оказание им помощи в освоении социальных ролей. 
     Агенты первичной социализации: родители, родственники, учителя (ближайшее окружение человека).
     Дети джунглей (Маугли, феральные люди) – человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. 
     Агенты вторичной социализации: сотрудники вузов, предприятий, журналисты, телеведущие. В этом смысле институтами социализации являются !!! социальные учреждения: 1) первичные (семья, школа, группа сверстников), 2) вторичные (армия, производство). 
     Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну – две функции.
     Агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, друга.
     Функции агентов и институтов социализации: 1) обучение культурным нормам и образцам поведения; 2) контроль за полнотой усвоения этих норм и образцов поведения через поощрение или наказание.
     15.3.4. Стадии социализации
     Версия №1
     1) первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода, когда ребёнок усваивает социальный опыт критически, приспосабливается, подражает окружающим); 
     2) стадия индивидуализации (у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения); 
     3) стадия интеграции проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом; 
     4) трудовая стадия (период зрелости, трудовой деятельности, когда человек усваивает социальный опыт); 
     5) послетрудовая стадия (пожилой возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям). 
     Версия №2: Эрик Эриксон (1902 – 1982): жизненный цикл личности включает в себя восемь фаз (и соответственно восемь психосоциальных кризисов), каждая из которых имеет свою специфическую цель и может завершиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития: 
     1) младенчество; 
     2) раннее детство; 
     3) игровой возраст; 
     4) школьный возраст; 
     5) юность; 
     6) молодость; 
     7) взрослость; 
     8) зрелый возраст или старость. 
     15.3.5. В каких сферах происходит социализация?
     1) деятельность (расширение видов социализации, ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, её осмысление и т.д.); 
     2) общение (обогащение круга общения человека, развитие навыков общения);
     3) самосознание (формирование образа собственного «Я» = Я-концепция, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки).
     Я – концепция – совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма. 
     15.3.6. Чем социализация отличается от воспитания
     Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с социальной средой. В ходе социализации человек естественным образом усваивает социальный опыт, модели ролевого поведения, основанные на имеющихся в обществе нормах. 
     Воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на человека. 
     15.4. Инкультурация
     15.4.1. Инкультурация – это более объёмное, чем социализация, понятие, означающее приобщение человека к национальной и мировой культуре «вглубь», усвоение им жизненного опыта предшествующих поколений, умение использовать в своей жизни достижения культуры прошлого.  
     15.4.2. Уровни инкультурации (приобщения личности к культуре): 1) актуальный; 2) поколенный; 3) родовой. 
     Актуальная инкультурация = социализация, т.е. приобщение к культуре современного общества. 
     Поколенная инкультурация – освоение опыта жизни ряда предшествующих поколений – одного, двух, трёх и т. д. 
     Родовая инкультурация – приобщение личности к основному содержанию всей своей национальной культуры и культуры человечества – от происхождения общества до сегодняшнего дня. 
     15.4.3. Типы инкультурации: 1) региональная; 2) этническая; 3) национальная. 
     15.5. Самореализация (самоактуализация) – 1) процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих талантов, способностей, возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. 
     Самореализация = социализация + инкультурация + творчество. 
     Задатки – врождённые анатомо-физиологические особенности мозга, органов чувств, двигательного аппарата, функциональные особенности организма, лежащие в основе развития способностей. 
     Способности – свойства личности, благоприятствующие успешному выполнению какой-либо деятельности. 
     Одарённость – способности, обеспечивающие особо успешную деятельность. 
     Талант – уровень способностей, позволяющих в некоторой сфере деятельности получать принципиально новые и оригинальные творческие результаты. 
     Гениальность – высшая степень творческой одарённости. 


Copyright MyCorp © 2017