Персональный сайт - социология во учебник 2
Понедельник, 23.10.2017, 23:39
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

                             Главная Регистрация Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

социология во учебник 2



1. Социальные взаимодействия и социальные отношения. 
1.1. Социальная связь – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия.
Элементы социальной связи:
1) субъекты связи; 2) предмет связи; 3) механизм регулирования взаимоотношений.
Виды социальных связей:
1) социальный контакт;
2) социальное взаимодействие;
3) социальные отношения

2. Социальная стратификация и мобильность. 
2.1. Социальная дифференциацияразделение общества на группы.
Социальная стратификация (социальное неравенство) – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Страта – общественный слой, группа людей, объединенных каким-либо социальным признаком (имущественным, профессиональным, должностным и т. д.). 
Социальный класс – крупная социальная страта, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.
2.2. Формы социальной стратификации:
1) экономическая, 2) политическая, 3) профессиональная.
2.3. Теории социальной стратификации.
1) Карл Маркс: пролетарии и буржуазия + остаточный класс – крестьянство.
2) Макс Вебер: 1) собственность (экономические классы), 2) власть (политические партии), 3) престиж (статусные группировки). 
2.4. Системы социальной стратификации:
1) кастовая;
2) рабовладельческая;
3) сословная;
4) классовая.
2.5. Социальная мобильностьпереход людей из одних общественных групп в другие.
Виды:
1) межпоколенная;
2) внутрипоколенная.
Типы:
1) вертикальная (восходящая и нисходящая) и горизонтальная.
2) групповая и индивидуальная.
2.6. Социальные лифтыфакторы, влияющие на вертикальную социальную мобильность:
1) кризисное общество (революции, войны, завоевания);
2) нормальное общество (армия, церковь, семья, брак, школа, собственность).
2.7. Социальные фильтры – механизмы, контролирующие процесс вертикальной циркуляции, мобильности: 
1) цензы; 2) квоты; 3) экзамены; 4) аттестация; 5) льготы; 6) привилегии.

3. Социальные группы. 
Социальная группаформа объединения людей, целью которого является удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных действий.
Виды социальных групп:
по численности: большие и малые (непосредственные контакты);
по характеру взаимодействия: первичные и вторичные;
по способу организации и регулирования взаимодействия: формальные и неформальные.

4. Молодёжь как социальная группа. 
4.1. Молодёжьсоциально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств.
Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.
4.2. Молодёжная субкультура.
Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.
Контркультура – течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры.
Основные черты молодёжной субкультуры: 1) вызов ценностям взрослых; 2) включение в группы сверстников; 3) своеобразие вкусов; 4) культура досуга, а не работы.

5. Этнические общности. 
5.1. Этнос (народ) – исторически сложившаяся общность людей с общей культурой, языком и самосознанием.
5.2. Формы этнических общностей: 1) род, 2) племя, 3) народность, 4) нация. Народ – обозначение всех исторических типов этнических общностей: племён, народностей, наций. 
!!! Народ = этнос. 
5.3. Нация как 1) согражданство и 2) этнос.
1) Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющаяся в общегражданском сознании и самосознании
2) Нация – особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

6. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
6.1. Основные тенденции этнических процессов современности:
1) интеграция, сближение (ЕС – Европейский Союз).
2) дифференциация (стремление народов обрести национальную самостоятельность). 
Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации.
Сепаратизм – стремление к отделению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам.
6.2. Причины межнациональных конфликтов:
1) разрыв в социально-экономическом развитии; 2) непродуманная национальная политика; 3) колониальное (историческое) наследие.
6.3. Типы межнациональных конфликтов:
1) государственно – правовой (сепаратизм); 2) этнотерриториальный; 3) этнодемографический (угроза ассимиляции); 4) социально – психологический (переселенцы и местное население). 
6.4. Способы разрешения:
1) развитие толерантности (терпимости) к национальным особенностям всех этнических групп; 2) продуманная национальная политика (помощь в экономическом и социальном развитии национальных меньшинств); 3) создание эффективных международных органов; 4) предоставление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам. 

7. Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ. 
1996 – «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации».
Задачи национальной политики: 1) обеспечить развитие культурной самобытности каждого народа; 2) сохранить исторически сложившуюся целостность Российского государства.
Основные принципы национальной политики: 1) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка; 2) запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; 3) сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации; 4) равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; 5) гарантия прав коренных малочисленных народов; 6) право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения; 7) содействие развитию национальных культур и языков народов РФ; 8) своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; 9) запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; 10) защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах. 

8. Социальный конфликт.

8.1. Социальный конфликтспор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

8.2. Структура социального конфликта.
Объект конфликта: дефицитный ресурс (или контроль над таким ресурсом).
Субъекты (участники) конфликта: 1) оппоненты, или противоборствующие стороны; 2) вовлечённые группы; 3) заинтересованные группы (косвенно влияют на ход конфликта).
8.3. Стадии конфликта:
1) предконфликтная стадия; 2) конфликтная стадия; 3) послеконфликтная стадия.
8.4. Виды конфликтов:
по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;
по объёму, масштабу: глобальные, локальные, региональные, групповые и личностные;
по сферам общественной жизни: экономические, политические, межэтнические, семейно-бытовые, культурные и социальные (в узком смысле).
8.5. Способы урегулирования конфликта:
1) метод избегания конфликтов; 2) метод переговоров; 3) метод использования посредничества.

9. Социальные нормы. 
9.1. Ценности – то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. 
Социальная норма – общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности.
Ценность даёт самое общее представление о желаемом. Социальная норма жёстко определяет стандарт действия.
9.2. Социальные нормы регулируют отношения между людьми, группами людей, созданными ими организациями. 
Биологические, медицинские, технические нормы устанавливают правила обращения с !!! естественными и искусственными объектами.
9.3. Виды социальных норм:
1) обычаи и традиции;
2) правовые;
3) моральные;
4) корпоративные;
5) религиозные;
6) политические;
7) эстетические;
8) правила этикета.

10. Социальный контроль.
10.1. Социальный контроль – особый механизм, с помощью которого общество обеспечивает нормальное функционирование социальной системы.
!!! Социальный контроль = 1) нормы + 2) санкции.
Санкция – мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.
10.2. Способы социального контроля:
1) групповое общественное давление;
2) принуждение;
3) социализация.
10.3. Типы санкций:
1) формальные позитивные санкции;
2) неформальные позитивные санкции;
3) формальные негативные санкции;
4) неформальные негативные санкции (порицание, замечание, насмешка, пренебрежение).
10.4. Совесть – проявление внутреннего контроля (самоконтроля).

11. Свобода и ответственность.
11.1. Что такое ответственность?
Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.
11.2. Этика ответственности.
Идеалы справедливости и свободы трудно согласовать друг с другом. Многочисленные попытки построить на земле царство свободы (научно-технический прогресс) и справедливости (социальные революции) оборачивались смертью и разрушением. Отсюда и возникло представление о том, что !!! на место этики свободы следует поставить этику ответственности. 

12. Отклоняющееся поведение и его типы. 
12.1. Девиантное, отклоняющееся поведение – поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения.
Девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.
12.2. Виды отклонений:
1) культурные и психические;
2) индивидуальные и групповые;
3) !!! культурно одобряемые и культурно осуждаемые. 
12.3. Причины девиантного поведения.
12.3.1. Причины культурно осуждаемых отклонений.
1) Биологические объяснения (Ломброзо).
2) Психологические объяснения (Фрейд, Лоренц).
3) Социологические объяснения: Маркс (теория социального конфликта), Дюркгейм (теория социальной аномии). 
4) Культурологические объяснения (конфликт культур).
12.4. Преступность – 1) совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний, за каждое из которых предусмотрена уголовная ответственность; 2) массовое негативное социально-правовое явление.
Виды преступности: организованная преступность, политическая преступность, экономическая преступность, таможенная преступность, государственная преступность, коррупция, компьютерная преступность, экологическая преступность, преступный оборот наркотиков.

13. Социальный статус.
13.1. Социальный статусположение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности.
13.2. Виды статусов:
1) Личный статус – положение, которое человек занимает в малой группе.
2) Главный статус – статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.

3) Приписываемый статус (предписанный, прирождённый статус) – социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый, естественный статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).

!!! Приписываемый статус ≠ прирождённый статус (пол, национальность, раса).

4) Достигаемый (приобретённый) статус – социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека желанию, свободного выбора либо приобретается благодаря удаче и везению.
6) Смешанный статус обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого !!! не по желанию человека: инвалид, беженец, безработный, император, китаец американского происхождения.
13.3. Престиж и авторитет.
!!! Престижными могут быть профессия, должность, вил деятельности, авторитетным – вполне определённый, конкретный человек.

14. Социальная роль.
14.1. Социальная роль – 1) ожидание, предписание соответствующего статусу поведения; 2) совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определённое положение (статус) в данном обществе.
Ролевой набор – совокупность ролей, связанных с одним статусом.
Социальная роль = ролевые ожидания + ролевое поведение.
Ролевое поведение – фактическое поведение того, кто играет роль.
14.2. Классификация ролей:
1) постоянные и временные;
2) предписанные и достигнутые;
3) активные и латентные (скрытые, внешне не проявляющиеся);
14.3. Ролевое напряжение – это трудности при выполнении ролевых обязательств.
14.4. Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, занимающий определённый статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.
Виды ролевых конфликтов:
1) межролевой;
2) внутриролевой;
3) личностно – ролевой.
Способы разрешения ролевых конфликтов:
1) рационализация ролей;
2) разделение ролей;
3) регулирование ролей.
14.5. Социализация и адаптация.
Социальная адаптация является частью социализации. И если социализация учит, то адаптация изменяет то, чему научили. Социальная адаптация – компонент социализации индивида.
Социальная адаптация – процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.
Типы социальной адаптации:
1) «раки-отшельники» (люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе); 2) активное воздействие на социальную среду; 3) пассивное (конформное) восприятие целей и ценностей окружения.

15. Социализация индивида.
15.1. Индивид – единичный представитель человеческого рода.
Индивидуальность – совокупность черт, !!! отличающих данного человека от других людей.
Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.
15.2. Многоуровневая модель личности:
1) первый уровень (темперамент, особенности, связанные с полом и возрастом);
2) второй уровень: личностные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления и др.);
3) третий уровень (обусловлен преимущественно социальными факторами, состоит из привычек, умений, навыков и знаний личности);
4) четвертый уровень: социально обусловлен (убеждения, мировоззрение, идеалы, стрем-ления, интересы, желания).
15.3. Социализация – процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением. 
Факторы социализации.
1) Мегафакторы – космос, планета, мир.
2) Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство.
3) Мезафакторы: местность и тип поселения (регион, село, горд, поселок); принадлежность к аудитории СМИ (радио, телевиденье и др.); принадлежность к субкультурам. 
4) Микрофакторы – семья и домашний очаг, соседи, сверстники, воспитательные организации, различные организации. 
Агенты социализации:
семья, группа сверстников, школа и другие образовательные учреждения, общественные организации, средства массовой информации.
В широком смысле институтами социализации являются !!! социальные учреждения: 1) первичные (семья, школа, группа сверстников), 2) вторичные (армия, производство).
!!! В узком смысле агенты социализации – это конкретные люди, отвечающие за обучение других людей культурным нормам, оказание им помощи в освоении социальных ролей.
Агенты первичной социализации (выполняют множество разных функций): родители, родственники, учителя (ближайшее окружение человека).
Агенты вторичной социализации (выполняют одну – две функции): сотрудники вузов, предприятий, журналисты, телеведущие.
Стадии социализации:
1) первичная социализация или стадия адаптации;
2) стадия индивидуализации;
3) стадия интеграции;
4) трудовая стадия;
5) послетрудовая стадия.
Чем социализация отличается от воспитания?
Социализация – стихийное взаимодействие человека с социальной средой.
Воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на человека.
15.4. Самореализация (самоактуализация)процесс выявления и осуществления личностью своих талантов, способностей
Задатки – врождённые особенности организма.
Способности – свойства личности, благоприятствующие успешному выполнению какой-либо деятельности.
Одарённость – способности, обеспечивающие особо успешную деятельность.
Талант – уровень способностей, позволяющих в некоторой сфере деятельности получать принципиально новые и оригинальные творческие результаты.
Гениальность – высшая степень творческой одарённости.

16. Семья и брак. 
16.1. Брак – признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. 
16.2. !!! Семья появляется позднее брака. 
Семья – основанная на общесемейной деятельности общность людей, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
Семья как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
16.2. Функции семьи.
1) репродуктивная;
2) воспитательная (социализация индивида);
3) хозяйственно – экономическая;
4) эмоционально – психологическая функция;
5) социально – статусная (семья предоставляет своим членам социальный статус);
6) сексуальная;
7) духовно – досуговая.
16.3. Виды семьи.
1) в зависимости от формы брака:
моногамная и полигамная (полигиния и полиандрия);
2) по принципу наследования:
патрилинеальные (наследование по отцовской линии) и матрилинеальные (наследование по материнской линии); 
3) по характеру распределения семейных обязанностей:
традиционная и партнёрская=эгалитарная (семья равных). 
4) лидерство в семье:
патриархальные семьи и матриархальные.
5) по количеству детей:
малодетные (1-2 ребёнка), среднедетные (3-4 ребёнка), многодетные (5 и более детей).
6) по составу:
расширенные (многопоколенные) и нуклеарные = родители с одним или двумя детьми.
16.4. Виды брака в настоящее время.
1) Церковный брак.
2) Гражданский брак – брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви.
3) Фактический брак.
16.5. Тенденции развития современной семьи.
1) Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, в организации их досуга. 
2) Самыми распространёнными являются нуклеарные семьи.
3) Развивается семья партнёрского типа.
4) Происходит разделение институтов брака и семьи.
5) Происходит снижение ценности семьи с детьми и единства всех семейных поколений.


Copyright MyCorp © 2017