Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - Типология политических режимов
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 17.08.2017, 14:48
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Типология политических режимов

     4. Типология политических режимов. Богбаз10, §21, 234 – 237; Богпроф11, §15, 158 – 160; Поляков11, 176. 

     4.1. Что такое политический режим?
     4.2. Типы политических режимов.
     4.2.1. Тоталитаризм.
     1) Признаки тоталитаризма. 
     2) Происхождение понятия.
     3) Уточнение понятия. Деспотия и тоталитаризм.
     4) Причины возникновения тоталитарных режимов.  
     5) Виды тоталитаризма.  
     6) Угроза тоталитаризма в XXI веке.  
     4.2.2. Авторитаризм.
     1) Признаки авторитарного режима. 
     2) Чем авторитарный режим отличается от тоталитарного?
     4.2.3. Демократия.
     4.3. Современные классификации политических режимов. 
     4.4. Как перейти от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии?
     4.4.1. Демократический минимум.
     4.4.2. «Волна демократизации». 
     4.4.3. «Золотой закон» Алексиса де Токвиля. Варианты перехода к демократии.
     4.4.4. Причины откатов волн демократизации.
     
     
     4.1. Что такое политический режим?
     Взаимодействие всех компонентов политической системы создаёт, включая методы осуществления власти, создаёт определённый политический режим – совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране.
     Политический режим - это совокупность способов, форм и методов осуществления политической власти.  
     Политическим режимом определяется присущий стране порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Если форма правления соответствует обозначенным в конституции законам и отражает формально-юридическую сторону политической жизни, то категория «политический режим» характеризует то, как реально складываются отношения власти.
     4.2. Типы политических режимов.
     По каким признакам различаются политические режимы?
     1) Степень участия народа в управлении государством; 2) социальная база (декларируемая и реальная); 3) характер взаимоотношений между человеком, обществом и государством; 4) гарантии прав и свобод граждан (формальные и реальные); 5) степень информированности народа о принятии политических решений (возможность альтернативных путей получения информации, её полнота); 6) гарантии выражения собственных интересов различных групп; 7) характер отношений правящих кругов с оппозицией; 8) предпочтительные способы разрешения конфликтных ситуаций; 9) частота, интенсивность и сфера применения средств насилия; 10) компетентность политической элиты; 11) возможность смены элит.  
     4.2.1. Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, полный, целый).
     1) «Тоталитарный синдром». 
     Синдром (от греческого syndrome - скопление) - сочетание признаков (симптомов), характерное для какой-либо болезни, какого-либо явления, объединенных единым механизмом возникновения.
     Версия № 1 (Фридрих, Збигнев Бжезинский): 1) официальная идеология пронизывает все сферы общества; 2) единственная массовая партия; 3) управление осуществляется посредством террора, направляемого партией и тайной полицией; 4) СМИ находятся под жёстким контролем властей; 5) средства вооружённой борьбы монополизированы партией и правительством; 6) партия и правительство контролируют экономическую жизнь.
     Эти шесть признаков тоталитарного режима получили впоследствии название «тоталитарного синдрома».  
     Версия № 2: 1) официальная идеология, нацеленная на построение политического и социального порядка и создание нового типа личности; 2) монополия на контроль за личной жизнью индивидов с целью обеспечения тоталитарного конформизма; 3) террор и политическая полиция; 4) иерархическая однопартийная система; 5) подмена личных интересов общественными; 6) централизация власти, недопущение оппозиции и инакомыслиями; 7) неподконтрольность высшей власти; 8) контроль средствами массовой информации и образовательной системой для мобилизации граждан; 9) отсутствие «настоящих» свободных выборов; 10) монопольный контроль над оружием и вооружёнными силами; 11) отказ гражданам в свободном выезде за границу; 12) централизованная плановая экономика с контролируемым потреблением; 13) личная диктатура вождя.
     2) Происхождение понятия.
     Термин «тоталитаризм» появился в широкой печати, в агитации и пропаганде, сопутствовавшим приходу фашистов к власти в Италии. Сторонники, а затем и противники Муссолини называли «тоталитарными» цели фашизма и тот порядок, который стремились создать в стране чернорубашечники.
     Бенито Муссолини:
     «Фашистское государство организует нацию, но после этого оставляет индивидуумам достаточно простора; оно ограничило бесполезные и вредные свободы, но зато сохранило существенные. Не индивидуум, а только государство может быть тем, чьё мнение должно быть решающим в данной области… Поскольку для фашиста всё содержится в понятии государства, ничего человеческого или духовного не существует; и тем более не имеет какой-либо ценности вне государства».  
     3) Уточнение понятия.
     В ходе изучения тоталитаризма в политологии и социологии выявились две главные точки зрения:
     1) тоталитаризм имеет глубокие исторические корни и не раз наблюдался в истории разных эпох и народов (династия Птолемеев в Древнем Египте, теократическая власть в империи инков, поздняя Римская империя, Япония периода династии Токугава);
     2) тоталитаризм представляет собой специфическое явление, характерное для некоторых государств XX в. (Италия, Германия, Советский Союз), отклонившихся от «нормального» исторического пути, по которому шли всегда Англия, Франция и США.
     От предшествующих исторических форм деспотизма тоталитаризм отличает 1) обусловленная развитием техники высокая степень контроля за поведением отдельных индивидов и 2) революционность идеологии, нацеленной на преодоление реальных или мнимых недостатков и противоречий старого порядка, построение нового общества, формирование нового человека.
     4) Причины возникновения тоталитарных режимов.
     1. Истоки тоталитаризма можно обнаружить в истории общественной мысли. Элементы тоталитарного мышления присутствуют в творчестве Платона, Руссо, Гегеля.  
     Платон. «Государство»:  
     «Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нём был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо всё в целом».
     2. В своей знаменитой работе «Происхождение тоталитаризма» (1951) Ханна Арендт утверждала, что возникновение тоталитарных режимов возможно лишь при наличии двух условий – 1) наличия в обществе аморфной социальной структуры (граничащей с бесклассовостью) и 2) «тоталитарного лидера».
     Промышленная революция привела к разрушению крестьянского уклада и массовой маргинализации сельского населения. До конца XVIII века процессы массового отрыва населения от своих корней носили локальный характер и западноевропейская сеть городов успевала плавно ассимилировать возрастающую волну переселенцев, что позволяло сохранять городскую культуру и городские традиции. Однако в начале XIX века к эмиграции сельского населения добавился общий ускоренный рост населения в странах Европы, связанный с промышленной революцией и повышением производительности труда. Если за период с V по XVIII век включительно количество европейского населения не превышало 180 млн. чел., то за период с 1800 по 1914 год оно вырастает до 460 млн.
     В истории Европы появился новый фактор – масса (или толпа) с сопутствующими признаками – массовое сознание, массовая культура и массовое производство. Благодаря индустриализации огромные группы населения были оторваны от своих корней и собраны вместе в крупных центрах. Эта новая форма существования – со своей массовой психологией и социальной зависимостью от колебаний рынка и оплаты труда – произвела на свет индивида, который был нестабилен, незащищён и внушаем. Этому феномену была посвящена нашумевшая книга французского психолога Гюстава Лебона (1841-1931) «Психология толпы» (1895).
     Николай Бердяев:
     «Масса, толпа есть "оно”, а не "мы”. "Мы” предполагает существование "я” и "ты”. В массе, в толпе "я” надевает маску, навязанную ему этой массой и её бессознательными инстинктами и эмоциями»;
     Карл Юнг:
     «Чем больше толпа, тем ничтожнее индивид»;
     Карл Ясперс:
     «Люди в массе легко могут потерять голову, предаться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами».  
     3. В 1950 году увидело свет исследование «Авторитарная личность» посвящённое изучению социально-психологических предпосылок появления фашизма. Под руководством немецкого философа Теодора Адорно была предпринята попытка изучения авторитарной личности.  
     В этом исследовании Адорно использовал одно из основных положений учения Зигмунда Фрейда – предопределённость личности взрослого опытом детства.
     По мнению авторов исследования, авторитарная личность создаётся родителями, которые используют суровые и жёсткие формы дисциплины по отношению к ребёнку. Ребёнок вынужден подчиняться суровой власти родителей, но в результате в нём развивается враждебность, которая не может прямо вылиться на подавляющий его объект – родителей, так как он боится их. Потребность ребёнка подавлять враждебность по отношению к родителям ведёт к отождествлению с подавляющей его властью, к идеализации этой власти с сопутствующим смещением враждебности на аут-группы, которые обычно оказываются группами, занимающими более низкое социальное положение. Именно на них переносятся те авторитарные импульсы, которые подавлены вследствие неприемлемости их реализации в рамках семьи.  
     4. Как показала история XX столетия благодатной почвой для возникновения тоталитаризма является слабость и неэффективность демократических режимов. Зарождению всех наиболее известных тоталитарных режимов предшествовал более или менее длительный период демократического правления.
     Тоталитарные партии приходят к власти в условиях глубоких кризисных потрясений, которые поражают практически все сферы жизни общества. В этот период большинство населения ищет выход в радикальных изменениях. Демократические институты, либеральная или консервативная идеология в этих условиях не всегда в состоянии справиться с давлением народных требований, когда нужны быстрые и простые ответы на принципиальные проблемы.
     В России Временное правительство в 1917 г. оказалось неспособным решить два важнейших вопроса – о мире и о земле. Германия с 1929 г. переживала глубочайший за всю историю экономический кризис, который повлёк за собой увеличение безработицы до 6 млн. человек. С марта 1930 г. ни одна партия не могла набрать большинства голосов и создать стабильное правительство. Именно демократический режим Веймарской республики стал одной из важнейших предпосылок возникновения и прихода к власти нацистов. В Италии победе фашистов предшествовал период политической и экономической нестабильности. Первая мировая война вызвала разруху, инфляцию, безработицу, неустроенность демобилизованных солдат. Демократический политический режим оказался бессильным справиться с вставшими перед страной проблемами.  
     Опыт России, Германии, Италии, Китая в XX столетии позволяет утверждать наличие существенной связи между демократией и тоталитаризмом.  
     Россия: Временное правительство (март - октябрь 1917 года) => Октябрьская революция;
     Италия: Политический кризис конституционной монархии (частая смена правительств, забастовки, создание и рост влияния ИКП, «южная проблема») (1919 - 1921) => поход на Рим (октябрь 1922 года);
     Германия: Веймарская республика (1919 - 1933) => приход к власти НСДАП (30 января 1933 года). 
     Платон. «Государство»:
     «Та же болезнь,… которая заразила и погубила олигархию, от своеволия ещё более и сильнее заражает и порабощает демократию… Ведь излишняя свобода естественно должна приводить как частного человека, так и город ни к чему другому, как к рабству… Так вот, тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство…».
     5. Прежние деспотические государства в условиях отсутствия современных средств контроля были просто не в состоянии держать под присмотром всё общество и его отдельных членов. Лишь такие средства коммуникации, как транспорт, телефон, телевидение, радио, дают возможность контролировать социальную среду. Ещё большие возможности они предоставляют для ведения постоянной и целенаправленной обработки населения в нужном идейном ключе. 
     6. Важную роль в возникновении тоталитарных режимов играют исторические традиции соответствующих обществ.  
     Вильгельм Райх. «Массовая психология фашизма» (1933):
     «Немецкий и русский государственный аппарат вышли из старого деспотизма. Характерное чувство верноподданности человеческих масс было исключительно сильно как в Германии, так и в России. Поэтому революция в обоих случаях привела к новому деспотизму. По сравнению с этим американский государственный аппарат вырос из людей и групп, которые спасались бегством в безлюдных областях, свободных от действующих традиций, и таким образом избегали европейского и азиатского деспотизма. Этим объясняется тот факт, что вплоть до времени написания этой работы в Америке дело не дошло до развития тоталитарного государственного аппарата, в то время как в Европе любой переворот под лозунгом свободы неизбежно приводил к деспотизму. Это касается Робеспьера, Гитлера, Муссолини и Сталина».  
     5) Виды тоталитаризма.  
     1. Коммунистический тоталитарный режим существовал в СССР и других социалистических государствах. Ныне в той или иной мере он существует на Кубе, в КНДР, Вьетнаме, Китае.
     В рамках советской политической системы сменяли друг друга разные политические режимы. На смену авторитарному политическому режиму периода НЭПа пришёл тоталитарный режим 1930 – 1940 гг. Период правления Хрущёва и Брежнева можно характеризовать как посттоталитарный. Особую стадию в развитии советской политической системы представляет режим перестройки Михаила Горбачёва. При определении своеобразия советской версии тоталитаризма возникают весьма значительные трудности.  
     После смерти Сталина и особенно после XX съезда КПСС «тоталитарный синдром» подвергся серьёзной критике. Развитие советского общества привело к тому, что из списка признаков тоталитаризма пришлось изъять единоличную власть и массовый террор.
     Социалистическое общество характеризовалось как командно – административное, административно – командное, командно – бюрократическое, административно – бюрократическое.  
     2. Фашизм был установлен в Италии в 1922 г. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере (сильное влияние католической церкви). Фашистские режимы существовали также в Испании, Португалии, Чили.
     3. Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм возникает в Германии в 1933 г. Ему присущи почти все общие черты тоталитаризма.
     6) Откуда исходит угроза тоталитаризма в начале XXI века? (Поляков11, 176).
     На первых этапах развития тоталитарных обществ основная угроза человеческой свободе исходила от государственной машины. К концу XX столетия положение радикально изменилось. 
     Уже в 60-е годы прошлого столетия духовные лидеры молодёжного движения «новых левых» обратили внимание на то, что в условиях индустриального общества грань между тоталитарными и демократическими режимами слабеет. Известный французский социолог Ж. Эллюль заявил, что власть техники неизбежно ведёт к тоталитаризму, даже при наличии демократических институтов. В современной политологии появилось причудливое определение – «тоталитарная демократия».  
     Герберт Маркузе. «Одномерный человек» (1964):
     «Никогда прежде общество не располагало таким богатством интеллектуальных и материальных ресурсов и, соответственно, никогда прежде не знало такого объёма господства общества над индивидом. Отличие современного общества в том, что оно усмиряет центробежные силы скорее с помощью Техники, чем Террора, опираясь одновременно на сокрушительную эффективность и повышающийся жизненный стандарт»;  
     «Транспортные средства и средства массовой коммуникации, предметы домашнего обихода, пища и одежда, неисчерпаемый выбор развлечений и информационная индустрия несут с собой предписываемые отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции, которые привязывают потребителей, доставляя им тем самым большее или меньшее удовольствие, к производителям и через этих последних – к целому». 
Массовое производство претендует на всего индивида, что является главным признаком тоталитаризма.  
     Жан Эллюль. «Другая революция»:  
     «Информатика, сросшись с бюрократической властью, застынет несокрушимой глыбой… сейчас – причём, как кажется, на непродолжительное время – мы пришли к развилке исторического пути, к месту возможного пересечения между свободным социализмом и кибернетизацией общества… Дело ещё не проиграно. Как помешать тому, чтобы мир информатики, пусть даже самым невинным и немакиавеллистским образом, не стал агентом технической системы, увенчав собой движение к всепроникающему контролю?» 
     4.2.2. Авторитаризм (франц. autoritaire – властный, от латинского auctoritas – власть, влияние) – неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но предоставляющую автономию личности в неполитических сферах. 
     1) Признаки авторитарного режима: 1) неограниченность власти; 2) монополизация власти; 3) опора на силу; 4) преследование инакомыслящих, оппозиции; 5) полномочия местной власти минимальны; 6) широкое применение демагогии и популизма. 
     2) Чем авторитарный режим отличается от тоталитарного?
     1) Авторитарный режим, как правило, не прибегает к террору, 2) экономика, культура, религия могут развиваться без вмешательства государства, т.е. сохраняется определённая свобода в различных сферах.  
     4.2.3. При демократическом режиме источником и субъектом власти признаётся народ. 
     4.3. Современные классификации политических режимов (ПоляковМП, 154):
     4.3.1. Версия №1: 1) демократические и 2) недемократические (деспотия (характерна для восточных государств, абсолютная власть монарха); тирания (примерно то же самое, что и деспотия, но тиран получает власть не по наследству, а в результате государственного переворота, как в Древней Греции и Древнем Риме); тоталитаризм; авторитаризм). 
     4.3.2. Версия №2: 1) охлократия, 2) олигархия, 3) тирания.
     Охлократия (греч. ochlos – толпа, чернь + kratos – власть) – в древнегреческих учениях о государстве (Платон, Аристотель) – господство толпы. 
     4.3.3. Версия №3: 1) традиционный, 2) мобилизационный, 3) автономный.
     4.3.4. Версия №4: 1) светский, 2) теократический. 
     4.4. Как перейти от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии?
     Транзитология (лат. transitus переход, прохождение греч. logos учение) – раздел политологии, изучающий переход от авторитаризма к демократии. В 70-90-е гг. XX в. резко возрос интерес к проблемам перехода от различных форм диктатуры (авторитаризма и тоталитаризма) к демократии. Это связано с процессами, происходившими и происходящими в Португалии, Испании, Греции, Восточной Европе, России и др. В работах по транзитологии внимание концентрируется на условиях и предпосылках, благоприятствующих переходу к демократии, на его движущих силах, путях и стадиях, на различных моделях этого перехода.
     4.4.1. Демократический минимум:
     1) 50% взрослого мужского населения должно иметь право голоса; 
     2) ответственный глава исполнительной власти должен либо сохранять за собой поддержку большинства в выборном парламенте либо избираться в ходе периодических всенародных выборов. 
     Первой страной, которая отвечала этим критериям были США примерно около 1828 года. К концу XIX столетия переход к демократии совершили Швейцария, заморские британские доминионы, Франция, Великобритания и несколько мелких европейских стран. В первую волну более или менее демократические режимы установили у себя Италия и Аргентина, а также получившие независимость Ирландия и Исландия. За сто лет свыше тридцати стран ввели у себя по крайней мере минимальные общенациональные демократические институты.
     4.4.2. «Волна демократизации». 
     Хантингтон вводит понятие «волна демократизации», под которой он понимает группу переходов «от недемократических режимов к демократическим, происходящих в определенный период времени, количество которых значительно превышает количество переходов в противоположном направлении в данный период». К этой волне обычно относится также либерализация или частичная демократизация в тех политических системах, которые не становятся полностью демократическими. Американский политолог пришел к выводу, что в современном мире имели место три волны демократизации. Каждая из них затрагивала сравнительно небольшое число стран, и во время каждой совершались переходы и в недемократическом направлении. За каждой из первых двух волн демократизации следовал откат, во время которого некоторые, хотя и не все, страны, совершившие прежде переход к демократии, возвращались к недемократическому правлению. 
     Сэмюэл Хантингтон. «Третья волна. Демократизация в конце XX в.» (1991): 1) первый подъём – 1828-1926., первый спад – 1922-1942; 2) второй подъём – 1943-1962, второй спад – 1958-1975 гг.; 3) начало третьего подъёма – 1974, начало третьего спада (???) – 1999 (11 сентября 2001).
     4.4.3. «Золотой закон» Алексиса де Токвиля (1805-1859): самый быстрый путь к свободе ведёт к наихудшей форме рабства. Нет ничего опаснее для страны, где слабы традиции демократии и свободы, чем слишком быстрые реформы и изменения. 
     Варианты перехода к демократии (модели демократического транзита)
     1) классическая линейная модель (Великобритания, Швеция): происходило постепенное ограничение монархической власти, расширение прав граждан и парламента; вначале подданные получают гражданские (личные) права, затем – права политические и значительно позднее – социальные; постепенно ограничиваются и устраняются избирательные цензы; парламент становится высшей законодательной властью и контролирует правительство;  
     2) циклическая модель (во многих странах Латинской Америки, Азии и Африки): предполагает чередование демократических и авторитарных форм правления при формально позитивном отношении политической элиты к демократии; в этом случае избранные пародом правители либо свергаются военными, либо сами узурпируют власть, опасаясь потерять ее, сталкиваясь с растущей непопулярностью и сильным противостоянием оппозиции; указанная модель свидетельствует о недостаточной зрелости внутренних предпосылок демократии и, особенно, о ее слабой укоренённости в господствующей политической культуре; 
     3) диалектическая модель (Испания, Португалия, Греция): как и циклическая модель, характеризуется нестабильностью переходных политических режимов, но здесь переход к демократии осуществляется под влиянием уже достаточно созревших для нее внутренних предпосылок (индустриализации, многочисленного среднего класса, достаточно высокого образовательного уровня граждан, рационализации и индивидуализации массового сознания и т.д.); нарастание этих и др. факторов приводит к довольно быстрому и внезапному краху авторитарных режимов; в результате постепенно (после череды смен) устанавливается стабильная, жизнеспособная демократия.  
     4) военное завоевание – Германия. Япония.
     4.4.4. Причины откатов волн демократизации.
     Политические процессы в конце ХХ – начале XXI в. вновь поставили перед исследователями вопрос: не является ли возвращение некоторых стран в лоно авторитарного правления началом отката третьей волны демократизации? Насколько демократичны «оранжевые революции», осуществленные в Сербии, Грузии, Украине, Киргизии, и приведут ли они к установлению демократического режима в этих странах?
     Причины транзита во время первого и второго откатов:
     1) недостаточная прочность демократических ценностей среди ключевых групп элиты и широкой общественности;
     2) экономический кризис или крах, обостривший социальный конфликт и повысивший популярность жестких мер, которые могли быть применены только авторитарным правительством;
     3) социальная и политическая поляризация, зачастую вызванная действиями левых правительств, которые пытались проводить излишне много крупных социально-экономических реформ слишком быстро;
     4) решимость консервативных групп среднего и высшего класса убрать популистские и левые движения, а также низший класс от политической власти;
     5) исчезновение закона и порядка в результате терроризма и повстанческих движений;
     6) интервенция или завоевание недемократическим иностранным государством;
     7) эффект «снежного кома» в виде действия примера крушения или свержения демократических систем в других странах.
     Потенциальные причины третьего отката:
     1) снижение легитимности демократических режимов из-за систематической неспособности действовать эффективно;
     2) всеобщий экономический кризис, который также может во многих странах лишить демократию легитимности;
     3) возникновение эффекта «снежного кома» из-за перехода к авторитаризму какой-либо демократической или демократизирующейся великой державы;
     4) переход нескольких недавно демократизировавшихся стран к диктатуре из-за отсутствия многих необходимых для демократии условий, что также может привести к эффекту «снежного кома»;
     5) успешная экспансия со стороны недемократического государства по отношению к демократическим странам;
     6) возникновение различных форм авторитаризма, отвечающих нуждам своего времени: авторитарный национализм, религиозный фундаментализм, олигархический авторитаризм, популистские диктатуры, групповые диктатуры, которые могут поставить под свой контроль все общество.
     

Copyright MyCorp © 2017