Включить версию для слабовидящих Персональный сайт - Угрозы XXI века (глобальные проблемы
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 25.06.2017, 01:34
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Угрозы XXI века (глобальные проблемы

     20. Угрозы XXI века (глобальные проблемы). Богбаз10, §30, 333-334; Богбаз11, §29, 333-339; Богпроф11, §39.  
     
20.1. Диагноз. 
     20.2. Что такое глобальные проблемы современности? 
     20.3. Классификация глобальных проблем современности. 
     20.4. Взаимосвязь глобальных проблем современности.
     20.5. Оказывалось ли человечество в прошлом в столь же тяжёлых ситуациях? 
     20.6. Происхождение глобальных проблем современности.
     20.7. Способы преодоления глобального кризиса.


     20.1. Диагноз.
     20.1.1. Ирония истории – полное несовпадение целей человечества в социальной сфере и полученных им результатов. 
     Фридрих Энгельс:
     «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, - что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать. Это то, что Гегель называл иронией истории, той иронией, которой избежали не многие исторические деятели». 
     Человек в принципе не способен постичь взаимодействие исторических связей, и учесть игру исторических случайностей. В силу этого человек в итоге всегда остается ни с чем, получая результат, в лучшем случае, совсем непохожий на первоначальные цели, если не противоположный им. Глубинная ирония истории заключается в том, что, наделив человека способностью целеполагания и, дав ему возможность ее применения, история изначально отказывает ему в возможности реализации своих целей.
     20.1.2. Отчуждение – 1) в экономике – устойчивое обособление от человека условий и результатов его экономической деятельности, а также самой этой деятельности; 2) в гражданском праве - передача имущества в собственность другого лица; 3) в личной жизни - прекращение близких отношений между кем-нибудь, внутреннее отдаление от чего-нибудь; 4) в общественной жизни - лишение человека возможностей участвовать в управлении государством, пользоваться своими правами и свободами; 5) негативное или равнодушное отношение человека к правовым и нравственным нормам, духовным ценностям; 6) по К. Марксу – процесс превращения деятельности людей и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ними и враждебную им.
     Эрих Фромм:
     «Под отчуждением я понимаю такой тип жизненного опыта, когда человек становится чужим самому себе. Он как бы «остраняется», отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот – эти поступки и их последствия подчиняют его себе, им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ. 
     В современном обществе это отчуждение становится почти всеобъемлющим. Оно пронизывает отношение человека к его труду, к предметам, которыми он пользуется, распространяется на государство, на окружающих людей, на него самого. Современный человек своими руками создал целый мир доселе не виданных вещей. Чтобы управлять механизмом созданной им техники, он построил сложнейший социальный механизм. Но вышло так, что это его творение стоит теперь над ним и подавляет его. Он чувствует себя уже не творцом и господином, а лишь слугою вылепленного им голема. И чем более могущественны и грандиозны развязанные им силы, тем более слабым созданием ощущает себя он – человек. Ему противостоят его же собственные силы, воплощенные в созданных им вещах, силы, отныне отчужденные от него. Он попал под власть своего создания и больше не властен над самим собой. Он сотворил себе кумир – золотого тельца – и говорит: «Вот ваши боги, что вывели вас из Египта».
     Голем – в еврейских фольклорных преданиях оживляемый магическими средствами глиняный великан, который послушно исполняет порученную ему работу, но может выйти из-под контроля своего создателя и погубить его.
     20.1.3. Виктор Франкенштейн – главное действующее лицо романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а также персонаж (выступающий в том числе под именами Генри Франкенштейн, доктор Франкенштейн или барон Франкенштейн) множества книжных, драматических и кинематографических адаптаций его сюжета.
     В романе Виктор Франкенштейн, молодой студент из Женевы, создаёт живое существо из неживой материи, для чего собирает из фрагментов тел умерших подобие человека, а затем находит «научный» способ оживить его; однако ожившее существо оказывается чудовищем.
    Для Франкенштейна как персонажа характерно стремление к познанию, не ограниченному этическими соображениями; только создав чудовище, он осознает, что пошел порочным путем. Однако чудовище уже существует помимо его желания, оно пытается осознать себя и возлагает на Франкенштейна ответственность за свое существование.
     С точки зрения христианской этики, эта пара иллюстрирует безуспешность попыток человека взять на себя функции Бога – или невозможность познания Бога с помощью разума. Если же рассмотреть ситуацию в свойственном для Эпохи Просвещения рациональном ключе, то она преображается в проблему этической ответственности ученого за последствия сделанных им открытий.
     Основные причины отчуждения: 1) тотальное распространение частной собственности; 2) роботизация и компьютеризация производства; 3) всевластие бюрократии; 4) социальное неравенство и эксплуатация; 5) абсолютизация духовных сил человека.
     20.1.4. Питирим Сорокин
     «Без сомнения, наступил жесточайший кризис. Мы оказались в эпицентре громадного пожара, сжигающего все до основания... На Земле исчезли мир, безопасность и уверенность. Во многих странах люди забыли, что такое процветание и благополучие, свобода превратилась в некий миф. Солнце западной культуры закатилось».
     20.1.5. Далай – лама XIV:
     «У нас большие дома и маленькие семьи;
     Больше удобства, но меньше времени;
     Мы образованы, но бесчувственны;
     Мы стали больше знать и меньше размышлять;
     Появилось много экспертов, но прибавилось проблем;
     Медицины стало больше, а здоровья меньше;
     Мы знаем путь на луну и обратно, но с трудом переходим улицу, чтобы познакомиться с новым соседом. 
     Мы плодим компьютеры, чтобы удержать ещё больше информации – для того, чтобы сделать ещё больше копий, но разучились общаться.
     Мы преуспели в количестве, но потеряли в качестве.
     Наступило время фастфуда и медленного пищеварения;
     Высоких людей и мелких характеров;
     Крутых прибылей и мелких отношений.
     Настало время, когда «всё в окне и ничего в комнате» (всё снаружи и ничего внутри)».
     20.1.6. 1972 – Деннис Медоуз. «Пределы роста» (1972 – первый доклад Римского клуба), 1988 – Э. Пестель. «За пределами роста: глобальная катастрофа или стабильное будущее».
     Римский клуб – международная общественная организация. Основана в 1968 году Аурелио Печчеи с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет около 100 ученых, общественных деятелей, бизнесменов из многих стран, в т. ч. России. Поощряет исследовательские проекты и публикует т. н. доклады Римскому клубу, которые привлекли внимание к глобальным проблемам и вызвали острую полемику.
     Пределов роста концепция – концепция социально-экономического развития человечества и решения глобальных проблем на рубеже 20 – 21 вв.
     Эта концепция положена в основу первого доклада Римскому клубу «Пределы роста» («The Limits to Growth») (1972). По инициативе и при финансовой поддержке Римского клуба группой ученых Массачусетсского технологического института во главе с Д. Медоузом было проведено исследование, в котором использовались результаты работы с компьютерной моделью мира («Мир-3»). Модель «Мир-3» была создана на основе первых глобальных моделей профессора Дж. Форрестера. Согласно прогнозу, полученному при помощи этой модели, через 75 лет сырьевые ресурсы планеты окажутся исчерпанными, нехватка продовольствия станет катастрофической, если экономическое развитие мира немедленно не будет сведено к простому воспроизводству, а прирост населения Земли не будет поставлен под жесткий контроль. Модель «Мир-3» давала прогноз, что на рубеже 20 – 21 вв. вследствие голода и болезней возможно резкое падение численности населения Земли. Рост населения требует увеличения промышленных мощностей и, как следствие, потребностей в нефти, металле и др. ресурсах. С истощением источников сырья поднимаются цены, все меньше денег остается на развитие и финансирование различных сфер жизни общества. Наконец, наступит время, когда расходы на амортизацию производства превысят возможные капиталовложения. В результате этого промышленная база, сфера услуг и сельское хозяйство придут в упадок, обусловливая недостаток продовольствия, услуг и медицинской помощи населению планеты. 
     Под влиянием критики прогнозов глобальной экологической катастрофы разработчики последующих докладов Римскому клубу стали делать основной акцент не на описании грядущих угроз, а на анализе путей их предотвращения. Авторы доклада «Фактор четыре: удвоение богатства, двукратная экономия ресурсов» (1997) проанализировав развитие ресурсосберегающих технологий, пришли к выводу, что вместо глобальной катастрофы после 2050 года можно ожидать одновременной стабилизации численности населения и промышленного производства при снижении уровня загрязнения окружающей среды. 
     Медоуз Д. «Пределы роста. 30 лет спустя» (2005):
     «… биосфера под воздействием человека уже перегружена на 20 %. Поэтому необходимо эти потоки уменьшать. … либо человечество осознает проблему и сознательно уменьшит потоки разных веществ, либо мы игнорируем эти факты, и тогда произойдет кризис. В случае, если эти изменения будут проигнорированы, возрастет смертность и резко упадет уровень жизни на всей планете. Первоначальный толчок к этим ухудшениям произойдет из-за ухудшения качества окружающей среды и продуктов питания. То есть будет ухудшено качество почвы, следовательно, будет увеличено использование искусственного удобрения, что позже повлияет на сами продукты питания».
     20.2. Что такое глобальные проблемы современности
     Глобальные проблемы современности 1) затрагивают не отдельные стороны нашего существования, а всё наше бытие. Не найдя ответа на вызов глобальных проблем, человечество не сможет выжить; 2) глобальные проблемы образуют систему, требующую же системного решения; 3) такое системное решение требует объединённых усилий всего человечества.  
     20.3. Классификация глобальных проблем современности
     20.3.1. Версия №1:
     1) угроза новой мировой войны, 2) экологический кризис и его последствия, 3) разрыв в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», 4) демографическая ситуация, 5) наркомания, 6) преступность, 7) разрушение культурных и нравственных ценностей, 8) международный терроризм.
     20.3.2. Версия №2 (Конрад Лоренц): 
     1) перенаселённость, 2) опустошение жизненного пространства, 3) бег человечества наперегонки с самим собой, 4) тепловая смерть чувства, 5) генетическая деградация, 6) разрыв с традицией, 7) индоктринация, 8) ядерная угроза.
     Лоренц Конрад (1903 – 1989) – австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии по медицине (1973), родоначальник этологии – науки о поведении животных. 
     Лоренц полагал, что развитие культуры идет убыстряющимися темпами и сопровождается нарастанием кризисных явлений. Кризисы культуры связаны как с природой человека, который «недостаточно хорош для своей собственной культуры», так и с несовпадением скорости развития культуры и цивилизации. Историю культуры можно уподобить истории межвидовой борьбы: пока культура развивается автономно, она усложняется, совершенствуется, обогащается, способствуя сохранению общечеловеческого генофонда. Дальнейшая эволюция приводит к утрате своеобразия культуры, к потере ею замкнутости. Стирание границ между культурами свидетельствует о прекращении действия межкультурного отбора, в результате чего наступает стагнация. В конечном счете кризис культуры определяется искажением действия инстинктов.
     Лоренц описал признаки такого кризиса в своей знаменитой книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» (1973). К факторам, вызывающим кризис культуры, он относит 1) перенаселенность Земли, что приводит к дефициту территории и переизбытку общения; 2) загрязнение окружающей среды, связанное с утратой человечеством перспектив; 3) ускорение темпов развития, сопряженного с иллюзорными целями; 4) «размягчение чувств», деградация естественных ощущений, отсутствие сильных переживаний; 5) накопление генетического брака, генетическая деградация, связанная с идеологией равенства; 6) отказ от традиций, борьба поколений как внутривидовое противостояние, отсутствие преемственности; 7) подвластность человечества доктринам, манипулирование поведением людей посредством идеологии, абсолютная вера в силу науки; 8) изобретение техники самоуничтожения, ядерного оружия. 
     20.3.3. Версия №3: а) интерсоциальные («Восток-Запад», «Север-Юг»); б) общество и природа (экологические проблемы, проблема ресурсов, проблемы космического пространства и Мирового океана); в) индивид – общество (здравоохранение, образование, демография, психическое состояние личности, здоровый образ жизни, нравственность и культура).
     20.4. Взаимосвязь глобальных проблем современности.
     Можно ли выделить среди ГПС главную (исходную, первичную)
     20.4.1. Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Так, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как две стороны единой экологической проблемы. В свою очередь, эту экологическую проблему можно решить лишь на пути нового типа экономического развития, плодотворно используя потенциал научно-технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия.
     Какими бы серьезными опасностями для человечества ни сопровождались все остальные глобальные проблемы, они даже в совокупности отдаленно несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и иными последствиями мировой термоядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. Вот почему безъядерный, ненасильственный мир – не только высшая социальная ценность, но и необходимое предварительное условие для решения всех остальных глобальных проблем современности.
     Исследования, посвященные вероятным последствиям термоядерной войны, выявили, что даже 5% накопленного к настоящему времени ядерного арсенала великих держав (в случае его военного применения) будет достаточно, чтобы ввергнуть нашу планету в необратимую экологическую катастрофу: поднявшаяся в атмосферу сажа от испепеленных городов и лесных пожаров создаст непроницаемый для солнечных лучей экран и приведет к падению средней температуры на десятки градусов, так что даже в тропическом поясе наступит долгая полярная ночь. В результате такой «ядерной зимы» погибнет не только человечество, но, вероятно, и сама жизнь на Земле.
     20.4.2. Конрад Лоренц
     «Даже если предположить, что перенаселённость Земли не будет возрастать с нынешней быстротой, экономический бег человечества наперегонки с самим собой достаточен, чтобы его погубить». 
     20.5. Оказывалось ли человечество в прошлом в столь же тяжёлых ситуациях
     Верхний палеолит завершился !!! тяжёлым экологическим кризисом, охватившим средние широты планеты. Человечество спасла неолитическая революция (переход к земледелию и скотоводству).
     Неолит (новый каменный век) – период (около VIII-III тыс. до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство).  
     В период неолита происходит 4 крупных общественных разделения труда: 1) выделение земледелия, скотоводства; 2) выделение ремесла; 3) выделение строителей; 4) появление вождей, жрецов, воинов.
     Иногда период неолита называют неолитической цивилизацией. Ее характерные черты:
     1) доместикация – одомашнивание животных;
     2) появление стационарных поселений, среди которых наиболее известны Иерихон (Иордания) и Чатал-Хююк (Турция) – первые в истории из известных поселений городского типа;
     3) утверждение соседской общины вместо кровнородственной и общинной собственности;
     4) формирование крупных объединений племен;
     5) бесписьменная цивилизация.
     Опустынивание обширных территорий в неолите стало причиной !!! второго экологического кризиса. Из него человечество вышло двумя путями: 1) продвижением на север, где по мере таяния ледников освобождались новые территории; 2) переходом к поливному земледелию в долинах великих южных рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Именно там возникли древнейшие цивилизации.
     !!! Третий раз за весь период антропогенеза, за всю свою историю человечество вновь столкнулось с глобальным экологическим кризисом. Техногенная культура – создание разума, сделала человека таким «властителем» природы, что сама природа способна обернуться не домом, не «храмом», не «мастерской», а бездной для человечества.
     20.6. Происхождение глобальных проблем современности.
     20.6.1. Неравномерность общественного развития.
     Глобальные проблемы представляют собой специфическое порождение именно современной эпохи, следствие крайне обострившейся
!!! неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития в условиях совершенно новой, своеобразной исторической ситуации.
     Речь идет не только и даже не столько о неравномерности развития отдельных стран, но и о неравномерности развития различных сфер жизни и деятельности внутри этих стран, неравномерности в развитии различных сторон жизнедеятельности человека, который в условиях своей жизни, в своем поведении и сознании может, образно говоря, одновременно пребывать в разных исторических эпохах, разделенных между собой десятилетиями и столетиями.
     Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда технологическое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социальных, экологических и демографических императивов эпохи. 
     Лаг (от англ. lag – запаздывание) (временной лаг) – показатель, отражающий отставание или опережение во времени одного явления по сравнению с другими (напр., в экономике время от момента вложения средств до получения отдачи). 
     Культурный лаг – относительно медленное продвижение или изменение одного аспекта культуры, например, запаздывание развития нематериальной культуры по сравнению с материальной, в частности, технологией. Ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь. Ее духовный мир не меняется столь быстро, как материальное положение. Культурный лаг описывает такую ситуацию, когда в обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло.
     Закон культурного отставания (англ. law of cultural lag) – закон, согласно которому изменения в области материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в области нематериальной культуры (У. Огборн). Нарушение равновесия в развитии культуры приводит к соц. дезорганизации, конфликтам, разрушению экологической среды и т. д.
     20.6.2. Глобализация современного мира
     Исторические контрасты сочетаются с охватившим нашу планету стремительным процессом интернационализации. В сравнении с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросли как общепланетарное единство человечества, спаянного общей судьбой, так и его беспрецедентное многообразие.
     Шесть миллиардов людей, живущих ныне на нашей планете, будучи современниками по отношению друг к другу, сопряженные экономической взаимозависимостью и почти мгновенно воспринимающие все события в мире благодаря новейшим средствам массовой коммуникации и информации, вместе с тем живут не только в разных странах и различных социальных системах, но и с точки зрения достигнутого ими уровня развития обитают как бы в различных исторических эпохах; нередко на одном континенте и даже в одной стране полуизолированные от внешнего мира родоплеменные общины, едва вышедшие из неолита (в бассейне Амазонки, в Тропической Африке или в Новой Гвинее), находятся на расстоянии всего одного-двух часов полета на реактивном лайнере от экономических и интеллектуальных центров современной цивилизации.
     20.6.3. Почему технический элемент опережает нравственный?
     Ускорение процессов общественного развития, накопление знаний о природе и рост технических средств, привели к тому, что силы человека в настоящий момент сравнимы с силами природы, а порой и превосходят их.
     Техногенная культура явилась средой, в которой вызревал не только экологический кризис, но и кризис духовности. 
     Инновации и технологические новшества выступают приоритетом техногенной культуры, они самоценны и считается, что они приведут к улучшению качества жизни, обеспечат социальный прогресс. В традиционалистских культурах ничего подобного не было. Там инновации никогда не выступали как ценность, они всегда были подчинены традиции. Жить в эпоху перемен для традиционалистского типа общества считалось совсем не благом, а наоборот. В древнекитайской притче сказано, что самая тяжелая участь для человека – жить в эпоху перемен. 
     Система ценностей и жизненных смыслов, которая характерна для техногенного развития, включала особое понимание человека и его места в мире. 
     Это, прежде всего, представление о человеке как о деятельностном существе, которое противостоит природе и предназначение которого состоит в преобразовании природы и подчинении ее своей власти. С этим пониманием человека органично связано понимание деятельности как процесса, направленного на преобразование объектов и их подчинения человеку. Ценность преобразующей, креативной деятельности присуща только техногенной цивилизации, и ее не было в традиционных культурах. Им было присуще иное понимание, выраженное в знаменитом принципе древнекитайской культуры «у-вэй», который провозглашал идеал минимального действия, основанного на чувстве резонанса ритмов мира. Древнекитайская притча о «мудреце», который, пытаясь ускорить рост злаков, стал тянуть их за верхушки и вытянул их из земли, наглядно иллюстрировала, к чему может привести нарушение принципа «у-вэй».
     20.6.4. Общество потребления.
     Эрих Фромм: «В наше время акцент перенесен на сам процесс потребления, а не на сохранение приобретенного, и сегодня человек покупает, чтобы в скором времени выбросить покупку. Будь то автомобиль, одежда или какая-нибудь безделушка – попользовавшись своей покупкой в течение некоторого времени, человек устает от нее и стремится избавиться от "старой” вещи и купить последнюю модель». 
     Человек, озабоченный потреблением (в первую очередь это касается жителей «западного мира»; все-таки далеко не все человечество может себе позволить «потребительский бум»: сегодня в мире около миллиарда людей голодает, и большинство из них – жители стран «третьего мира»), не склонен думать о проблемах окружающей среды и исчерпаемости ресурсов. Следовательно, такие люди только приближают катастрофу. Причем события происходят на фоне неравномерного распределения ресурсов, что делает складывающуюся ситуацию еще более драматичной: с одной стороны – горы мусора, с другой – сотни миллионов умирающих от недоедания. И при этом капитализм не склонен умерять потребительские аппетиты.
     20.7. Способы преодоления глобального кризиса:
     1) научно-технический прогресс (проектирование безоотходных и энергосберегающих производств, использование альтернативных источников энергии, создание искусственных материалов с заданными свойствами, развитие генетики);
     2) создание «мирового правительства» (объединение усилий всех государств для борьбы с международным терроризмом, недопущение распространения ядерного оружия, осуществление действенных мер по борьбе с эпидемиями);
     3) установление нового мирового экономического порядка (борьба с проблемой отсталости и бедности в развивающихся странах);
     4) развитие нравственной культуры и правовых мер, препятствующих использовнаию научных и технических возможностей во вред человеку;       
     5) Стивен Хокинг:
     «Рано или поздно такие бедствия, как столкновение с астероидом или ядерной война могут стереть людей с лица Земли. Но если человечество распространится в космосе и установит независимые колонии на других планетах, его будущее будет спасено»;
     6) эволюционный скачок:
     Константин Циолковский:
     «Представим себе совершенно изолированное животное. В него не проникают ни газы, ни жидкости, ни другие вещества. Из него они так же не могут удалиться. Животное пронизано только лучами света. Встречая тут хлорофилл, растворенный в крови углекислый газ и другие продукты распада тканей животного, они разлагают их, соединяют и в результате дают кислород, крахмал, сахар, разные азотистые и другие питательные материалы… Такое существо уже может обитать в пустоте, в эфире, даже без тяжести, лишь бы была лучистая энергия».
     Автотрофность (греч. авто сам + греч. trope пища) – в философии русского космизма способность живых организмов поддерживать своё существование без поедания других организмов – путём преобразования мёртвого вещества в живое; способность, ныне присущая растениям, которую в будущем должны обрести люди. 


     





Copyright MyCorp © 2017