Персональный сайт - Законотворческий процесс
Четверг, 19.10.2017, 08:27
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

                             Главная Регистрация Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Законотворческий процесс

     18. Законотворческий процесс в РФ. Богбаз11, §19, 224 – 226; БогпрофПраво10, §28.
     
18.1. Законодательная инициатива.
     18.2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе.
     18.3. Принятие закона в Государственной Думе.
     18.4. Принятие закона в Совете Федерации.
     18.5. Подписание Президентом РФ и обнародование закона.


     Законотворческий процесс (процесс создания законов) состоит из пяти (5) этапов, или стадий.  
     18.1. Законодательная инициатива (право внесения законопроекта в Государственную Думу).
     18.1.1. Вносят законопроект !!! только в Государственную Думу.
     Нижняя палата (Государственная Дума) принимает закон, а верхняя палата (Совет Федерации) одобряет или отклоняет его.
     18.1.2. Кто обладает правом законодательной инициативы?
     Субъекты законодательной инициативы (статья 104 Конституции РФ):
     1) Президент РФ;
     2) Совет Федерации;
     3) члены Совета Федерации;
     4) депутаты Государственной Думы;
     5) законодательные органы субъектов Федерации;
     6) Конституционный Суд РФ (по предмету ведения);
     7) Верховный Суд РФ (по предмету ведения);
     8) Высший Арбитражный Суд РФ (по предмету ведения).
     18.1.3. Никто не лишён права обращаться в парламент с законодательными предложениями. Но только законодательную инициативу парламент обязан рассмотреть.
     Ряд законопроектов (финансовые законопроекты) могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
     18.2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе.
     18.2.1. Предварительное (неофициальное) обсуждение = парламентские слушания.
     Вместе с мнениями парламентариев заслушивается мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов.
     18.2.2. Официальное обсуждение.
     1) Первое чтение (законопроекта).
     Прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта, который может быть отклонён или одобрен.
     2) Второе чтение (самое тщательное).
     Происходит детальное, постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки (и на этом этапе законопроект может быть отклонён или одобрен).
     3) Третье чтение.
     Депутаты уже не могут вносить поправки. Выносится однозначное решение – одобрить или не одобрить законопроект.
     !!! Законопроект может быть принят сразу в трёх чтениях.
     18.3. Принятие закона в Государственной Думе.
     18.3.1. Федеральный закон: простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% + 1 голос от общего числа – 450 депутатов).
     18.3.2. Федеральный конституционный закон: квалифицированное большинство (не менее двух третей голосов (2/3) = 300 депутатов).
     18.4. Принятие закона в Совете Федерации (166 депутатов).
     18.4.1. После принятия в Государственной Думе закон поступает в Совет Федерации, где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, принят или отклонён.
     18.4.2. Обязательному рассмотрению подлежат только федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам, перечень которых дан в статье 106 Конституции РФ (по вопросам финансов, международных договоров, государственной границы, войны и мира).
     Если закон не относится к числу тех, которые обязательно должны быть рассмотрены Советом Федерации, то согласие с ним может быть выражено путём «молчаливого одобрения». В течение 14 дней закон просто находится в Совете Федерации, после чего считается одобренным.
     18.4.3. Процедура голосования.
     1) Федеральный закон: простое большинство.
     2) Федеральный конституционный закон: не менее трёх четвертей (3/4) от общего числа депутатов Совета Федерации.  
     18.5. Подписание и обнародование закона.
     18.5.1. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать (либо вернуть на повторное рассмотрение).
     18.5.2. Подписанный Президентом закон должен быть обнародован («Российская газета», «Собрание законодательства РФ»). !!! Только опубликованный закон вступает в действие.
     18.5.3. Когда Президент не согласен с содержанием закона и отказывается подписать его, федеральный закон возвращается на повторное рассмотрение палат.
     В РФ имеет место отлагательное вето Президента РФ. Согласно ст. 107 Конституции РФ если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона для подписания и обнародования отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.
     Вето (от лат. veto – запрещаю; англ. veto) – 1) запрещение, отмена или приостановка введения в действие закона (решения и т. п.); 2) в государственном праве вето – право определенно-го органа государственной власти, напр., главы государства, наложить запрет на принятый парламентом законопроект, реализуемое в соответствующем акте.
     Абсолютное (или резолютивное) вето – глава государства своим решением !!! окончательно отклоняет закон, принятый парламентом.
     Относительное (или отлагательное, суспензивное, от лат. suspensus – отсроченный, приостановленный) вето – отказ главы государства санкционировать закон !!! лишь приостанавливает его вступление в силу, т.к. парламенту предоставляется право вторично принять этот закон новым голосованием.


Copyright MyCorp © 2017